Новости

Взятки в таможне - вынужденный симбиот или инструмент формирования инвестиционного климата?

Если вы не желаете, чтобы государство стояло у вас за спиной, выньте руки из его карманов.

Таможня и коррупция-сиамские близнецы?Таможенная служба, объективно говоря, ко всем непростым составляющим ее «собирательного образа», имеет еще очень серьезную, соблазнительную составляющую. Любое подведение итогов в таможнях начинается, как правило, со слов «…каждый таможенник перечислил в бюджет …. миллионов рублей...». Суммы называются достойные «золотой сотни» Форбса, и вполне логично, что, осознавая называемые цифры, каждый таможенник оценивает, как его личное благосостояние соотносится с ними.

 

И, видимо, приходит к выводу, что очень несправедливо соотносится, а посему, мысли таможенника - улучшить свое благосостояние на фоне называемых цифр  вполне логичны и обоснованны. Так устроена природа. Да и не так уж строго наказуемы действия отдельных индивидуумов от таможни по улучшению своего благосостояния за счет служебного положения, за счет участника ВЭД, за счет сложности и непрозрачности таможенного администрирования.

 

 

«Государственный строй России есть самодержавие, ограниченное взятками» (Изречение XIX в.) 

Все потуги специально созданного в структуре ФТС управления по противодействию коррупции  почему-то дают обратный результат. Чиновники, задержанные на взятках и злоупотреблениях, становятся рангом выше и выше, суммы взяток все больше и больше, уровень дел все громче и громче, а самое удивительное, что инициаторами выявления коррупционных проявлений - специалистами от таможни - все меньше и меньше. Как-то все больше другие ведомства проявляются в борьбе с коррупцией в таможне.

Искоренять коррупцию в таможне – разрушать систему управления.

Как трудно заниматься выгодным делом, не преследуя при этом собственной выгоды!

(Люк де Вовенарг)

Как бороться с коррупциейВ России таможенная система, как, собственно, и другие регулирующие и контролирующие органы, уже не может функционировать без коррупции. Идеология таможенного администрирования построена таким образом, что клиентоориентированной компании в системе сервиса ВЭД, в принципе,  не выжить. Поэтому, когда становится вопрос, чьи интересы важнее - экспортера/импортера или таможни, большинство участников ВЭД (таможенных представителей, таможенных перевозчиков, владельцев СВХ), в интересах сохранения своего бизнеса вынуждены принимать сторону таможни.

Увы, с годами психология участников рынка сервиса ВЭД не очень изменилась. И сегодня большинство участников ВЭД в условиях «однобокости» таможенного администрирования настолько привыкли «взаимодействовать» с таможней, что вынужденно планируют свою работу (графики поставок, таможенное оформление и т.п.) с учетом «предварительных договоренностей», которые нередко являются коррупционными. Причем в таких условиях участник ВЭД и таможенный инспектор, как правило, находятся вынужденно, по причине заадминистрированности, высокой степени волюнтаризма должностных лиц таможенных органов, а в некоторых случаях даже и самоуправства.

Например, решил начальник таможни навести порядок в таможне с уровнем таможенной стоимости и судебными исками со стороны участников ВЭД. Предложил участникам ВЭД заявлять таможенную стоимость декларируемых товаров независимо от условий и реальной цены товара только по уровню, установленной ФТС, отозвать иски из судов и отказаться от претензий к таможне. Взамен была предложена как бы спокойная жизнь, не по требованиям и положениям Таможенного кодекса ТС или ФЗ-311, а по правилам и условиям начальника таможни. Кто-то согласился. Кто-то перевел товаропотоки для оформления в другие таможни и регионы. А кто-то все же решил отстаивать до конца свои права и требовать от таможни соблюдения законодательства ТС. И в этом случае начальник таможни не стал мудрствовать лукаво, просто дал команду подчиненным начальникам постов, выдавить «строптивых» из зоны деятельности своей таможни, таким образом демонстрируя, что административные методы для чиновника - это лишь способ пользования властью, как товаром: либо «приобретаешь правила», либо, если не желаешь, будешь удален за пределы «ареала обитания» конкретных коррупционных интересов таможенного чиновника.

Дисциплина на таможне организована серьезная, поэтому особо никто из подчиненных не стал задаваться вопросом,  насколько законны такие требования и действия по исполнению требований начальника таможни. Сказано – сделано. Выдавили одного, второго, третьего и т.д. То, что план таможнями, за исключением, наверное, энергетической, систематически не выполняется, так это же мелочи, зато никто не судится с таможней.

Коррупция — это действие уполномоченного лица, приносящее ему незаконный доход и подменяющее интересы общественного блага более узким групповым интересом.


На этом примере четко просматривается полное совпадение системы управления в таможенном органе с коррупционными контурами (фискальный, монопольно-распределительный, инфраструктурной деградации, деградации институтов, деградации социального капитала, деградации человеческого капитала). И, что примечательно, так это то, что в нынешних условиях отделение системы управления от коррупционных контуров в таможенном органе в принципе невозможно. Попробовать, конечно, можно, но результат известен заранее: при любой попытке минимизировать коррупционное воздействие в таможенном органе происходит обратный эффект - страдает система управления и усиливается коррупционное воздействие.

Резко уничтожить коррупцию в таможне - не просто убрать базовые опоры, выстроенные годами, но в одночасье остановить все основные бизнес-процессы. Последствия от остановки бизнес-процессов, при условии администрирования таможней более 50% доходной части бюджета, могут оказаться просто катастрофичными для государства.

Все коррупционные скандалы последнего времени - это лишь вершина айсберга. С СКР, ФСБ, МВД, прокуратуры никто не снимал планов по обнаружению и пресечению фактов коррупции, а при закрытости ФТС, так это даже не вершина, а так, вершинка айсберга…

Цитата: «С точки зрения коррупционной составляющей таможенная служба давно опустилась вниз такого рейтинга, и мы перестали занимать лидирующие позиции. Я говорю, что это к счастью произошло. Хотя, безусловно, такие моменты, они присутствуют и в работе таможенных органов», - Андрей Бельянинов.

 

Текущее взаимоотношение бизнеса и таможни можно, наверное, теперь сформулировать, как «деловое партнерство» или «конструктивное взаимодействие», которые на практике есть самая настоящая коррупция, хотя и не в таких масштабах, как было в «черкизонские времена». Все было бы не так трагично, если бы такой вариант «партнерства» или «взаимодействия»  был бы альтернативой для получения, например, выгод, удобств, или преимущественного положения на рынке. Но такие формы «партнерства» и «взаимодействия», к сожалению, безальтернативные, и пока единственно существующие варианты взаимодействия.

«В русской службе всего страшнее бескорыстные люди». (Александр Герцен)

Возвратимся к примеру с таможней. Начальник таможни сам, наверное, взяток не берет и даже не вымогает. И, скорее всего,  подчиненных тоже не заставляет вымогать и брать взятки. Достаточно было выстроить систему управления в таможне таким образом, чтобы она попала в резонанс с коррупционными контурами, в результате система управления становится коррупционной, а коррупционные контуры - управляющей системой. В этой ситуации участник ВЭД попадает в безальтернативное пространство. Ставит начальник таможни задачу своим подчиненным начальникам постов навести порядок со стоимостью и с исками участников ВЭД, ведь именно действия и бездействия, как правило, начальников постов и их подчиненных инспекторов оспаривает в суде участник ВЭД. Что делает начальник поста? Он, ставит инспектору задачу не принимать декларации такого участника ВЭД, а если декларация принята, то обязывает найти миллион причин, чтобы не выпускать декларацию, отказать в выпуске, аннулировать декларацию, затянуть оформление и т.д. То есть, такими действиями  таможня приумножает нарушения и незаконные действия, по которым участник ВЭД уже обратился в суд и  которые приводят к убыткам  как участника ВЭД, так и бюджета.  Клин клином вышибают? Да нет, не вышибают, а предлагают альтернативу: меньше закона - меньше прав у участника ВЭД, но прохождения таможенных формальностей быстрее и проще, а убытков меньше. Что остается участнику ВЭД делать в этой ситуации? Выбор небольшой: отзывать иски и работать по правилам, установленным начальником таможни, на постах уже подкорректируют, а дальше - кто во что горазд, кто на весе, кто на коде, кто на стоимости. Не думаю, что об этом не знает руководитель ФТС. Не уверен, что его такое положение дел устраивает. Предполагаю, что руководитель, наверное, просто не готов остановить бизнес-процессы таможни в интересах борьбы с коррупцией. За борьбу с коррупцией, если будет ощутимый результат, его, может быть, и отметят, а за невыполнение плана доходной части  точно уж не похвалят.

Как побороть коррупцию в таможне? Я сомневаюсь, что кто-то точно знает -  как. Но есть международная практика, которая дала положительный результат, пусть не полного искоренения коррупции, но, как минимум, существенной ее локализации, минимизации влияния на экономику и инвестиционный климат. Есть два апробированных метода, которые необходимо применять одновременно. Первый - повышение зарплаты должностных лиц таможни до уровня, превышающего среднюю фактическую зарплату в регионе. Второй - ужесточение наказаний, которые должны быть неотвратимы. Но, начиная со времен Петра I и вплоть до настоящего времени, ни один из руководителей государства российского не применял оба этих метода конструктивно и одновременно. Может, руководству России и ФТС  стоит обратить внимание на действия своих сингапурских и китайских коллег?

Справка ПРОВЭД:

Опыт Сингапура борьбы с коррупцией (по материалам СМИ):

Меры наказания применяются по отношению к тем, кто дает взятки  и к тем, кто их берет.

Помимо административного или уголовного наказания неотъемлемая часть процесса - общественное порицание.

Абсолютное главенство закона, которое достигается за счет сотрудничества Бюро, расследующего случаи коррупции, и судебных органов, которые решают, каким будет наказание.

Соответствующая оплата труда государственных служащих. В Сингапуре министрам и высшим должностным лицам платят согласно формуле, привязанной к средней заработной плате лиц,  успешно работающих в бизнесе.

Личные примеры безупречного поведения на самом высоком уровне для поддержания морального авторитета, необходимого для борьбы с коррупцией. Следовательно, неподкупность должна быть ключевым критерием, основной целью политических лидеров.

Наличие гарантий, в результате которых признание личных и профессиональных заслуг, а не родственные связи или политическое покровительство, является определяющим фактором при назначении должностных лиц.

Соблюдение принципа неподкупности. В Сингапуре вопрос об увольнении запятнавших свою репутацию чиновников решается однозначно. Пресса играет важную роль в предании гласности случаев коррупции и деталей наказания. Большое значение в Сингапуре придается информированию общественности относительно последствий коррупции. Это помогает создать атмосферу честности и доверия к государственной службе, а также закрепить принцип наказания коррупции.

Коррупция максимально исключена из общественно-политических и финансово-экономических сфер путем установления ясных и четких методов работы и принятия решений.

Создание эффективного, работающего на принципе честности и преданности своему делу органа по борьбе с коррупцией, и защита информаторов, сообщающих о случаях коррупции.

Система антикоррупционного законодательства обеспечивает информацию об источниках доходов должностных лиц. Если должностные лица не могут объяснить, откуда у них дополнительные финансовые средства, можно предположить, что источником является коррупция. В Сингапуре каждый год от государственных служащих требуют заполнения специальных форм для декларации их имущества, активов и долгов.

Соучастие в коррупции также преследуется по закону. В понятие "соучастие в коррупции" входят действия, направленные на инициацию преступления или оказание помощи при его совершении. В соответствии с Актом о предотвращении коррупции, лицо, способствующее коррупции, получит то же наказание, что и лицо, участвовавшее в незаконной сделке. Этот принцип  существенно затрудняет механизм осуществления коррупционных действий.

В Сингапуре не существует понятия "малозначительное правонарушение". Антикоррупционное законодательство распространяется даже на незначительные подкупы и взятки. Факт того, что участник незаконной сделки не получил желаемого результата, не смягчает наказания.

Антикоррупционный закон в Сингапуре распространяется на всех граждан и корпорации и применяется в случае, если незаконная сделка совершена на территории Сингапура или совершена гражданами Сингапура в любой другой стране мира.

Опыт Китая борьбы с коррупцией:

Взяточничество в государственном секторе всегда является уголовным преступлением.

Взяточничество в частном секторе является нарушением гражданского законодательства. В случае передачи крупных сумм денег - уголовным преступлением.

Предложение взятки и посредничество при передаче взятки, в соответствии с китайским законодательством является преступлением. Даже в случае, если сторонами незаконной сделки не достигается ожидаемый результат, стороны всё равно остаются виновными в нарушении норм антикоррупционного законодательства Китая.

За коррупцию в государственном секторе предусмотрены следующие виды наказания:

• лишение свободы вплоть до пожизненного заключения;

• конфискация имущества;

• смертная казнь.

Самым громким делом о коррупции с вынесением смертной казни стало дело о взятках Чэнь Тунхая - бывшего руководителя китайского нефтехимического гиганта Sinopec, который стал одним из самых высокопоставленных китайских коммунистов, осужденных на смертную казнь.

Другим громким делом о коррупции стало дело бывшего мэра Пекина Лю Чжихуна, которого приговорили к смертной казни осенью 2008 года. Лю Чжихун был признан виновным в получении взяток на сумму около одного миллиона долларов. Одним из эпизодов его деятельности была подготовка столицы к Олимпиаде 2008. Лю Чжихун содействовал предоставлению выгодных подрядов компании, которую возглавляла его жена, и брал взятки за выделение земельных участков.

Третьим крупным делом было дело Ци Жэньцзе, который был вице-мэром города Сучжоу, население которого составляет более 6 миллионов жителей. К смертной казни его приговорили за присвоение 15 миллионов долларов. Ци Жэньцзе отвечал за городское строительство и транспорт.

Взяточничество в частном секторе  влечет штраф размером до 200.000 юаней, конфискацию незаконно приобретенного имущества. Если сумма взятки "относительно крупная", законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы сроком до 3-х лет. При "крупной взятке"   предусмотрено наказание в виде лишения свободы сроком от 3 до 10 лет, а также наложение штрафа.

У любого подозреваемого в коррупции могут быть заморожены банковские счета. Суд КНР могут запретить иностранцу покинуть страну, если он обвиняется в коррупции.

Национальный Общественный Конгресс Китая недавно принял Закон "О защите государственных секретов". Согласно этому закону, взяточничество и коррупция в основных промышленных сферах, таких, как энергетическая промышленность, телекоммуникации и финансы, могут быть истолкованы как шпионаж и хищение государственных секретов.

Существует довольно распространённое мнение, что коррупцию можно победить с помощью сильного государства, диктатуры, репрессий. Однако китайский опыт, где показательные расстрелы проворовавшихся чиновников давно стали "делом обычным", подтверждает обратное. Репрессивные меры при кажущейся эффективности не дают желаемого результата – взяточников  если и убавляется, то ненамного, а суммы взяток автоматически взлетают до астрономических величин - как плата за повышенный риск.

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...