Экономика

Заговор меховых королей против малых конкурентов или борьба за чистоту рынка?

В России борются с нелегальным оборотом меховых изделий, то есть с их «серой» растаможкой. На рынке гуляет ветер перемен, и он явно не в пользу малого бизнеса: обслуживать систему «Маркировка» под силу только крупным и средним его участникам. В стране, по оценкам профессиональных объединений, совокупно было около 50 тысяч компаний, продающих меха, теперь их осталось – 10 тысяч. Участники рынка недоумевают: почему бы государству просто не навести порядок в таможенной службе?

Предварительные результаты 

«Минимум 20 процентов от всех участников мехового рынка система побудила легализоваться. Раньше они не присутствовали в легальном поле», - сообщил глава ФНС Михаил Мишустин на заседании Госкомиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в конце сентября 2016 года.

«Вся эта история с чипированием меховых изделий, просто словесная ширма, написанная пиарщиками чиновничьих структур и крупных торговых сетей, - говорит участник «Союза малых предприятий Санкт-Петербурга», на самом деле – происходит жёсткий передел рынка».

По данным участников рынка, в России около 50 тысяч организаций торгует мехами. К системе ФНС РФ «Маркировка» на октябрь 2016 года подключено 10 тысяч организаций, к концу года прибавится ещё 5 тысяч, прогнозирует Алексей Сёмкин, главный редактор ИД "Мягкое Золото".

То есть 70% индивидуальных предпринимателей и прочих мелких торговцев уйдёт с рынка, избавившись от остатков, либо займутся online торговлей, организуются как новые юрлица и будут работать на договорах.

«У меня все изделия с электронными паспортами, производство в Кирове,  но продаём мы по всей стране через интернет-магазин. В этом году объём продаж через интернет у нас вырос на 30%, а в общей структуре продаж на online приходится меньше половины, но мы в последующем она будет расти», - говорит Алексей Лихачёв, коммерческий директор меховой фабрики «Соболь».

Рынок меховых изделий в России имеет два основных центра притяжения – это Санкт-Петербург и Московский регион.

В Петербурге 75% рынка приходится на крупные торговые сети (Снежная королева, То-То, Мир Кожи и Меха, Мантия).  В Москве на долю крупных торговых сетей (Снежная королева, То-То, Мир Кожи и Меха, Каляев) приходится не больше 5%, остальное – многочисленные ИП, малый и средний бизнес.

В регионах России крупные торговые сети представлены скудно, так как там до сих пор не сформировалась покупательская аудитория, готовая платить от 100 тысяч рублей за шубу. Свыше 90% торговцев мехами – это малый бизнес, индивидуальные предприниматели.

Механизм в действии 

Система «Маркировка» - неудобная в использовании. По словам участников рынка, чтобы разобраться в постоянно зависающей программе, надо нанимать IT-специалиста: услуги по комплексному обслуживанию начинаются от 100 тыс. рублей и не всем индивидуальным предпринимателям такие расценки по карману. Самостоятельно обслуживать работу с систему людям не подготовленным – в принципе не возможно. 

«Административные и финансовые издержки, которые необходимо понести, чтобы пройти процедуру электронной маркировки меховых изделий, достаточно обременительны, тем более для небольших розничных предприятий или меховых ателье. Особенно в условиях серьезной конкуренции  на меховом рынке», - говорит Владимир Станкевич, директор по маркетингу компании Elena Furs.

К тому же, на получение электронных ключей к системе уходит не три дня, как декларировалось Минпромторгом и ФНС. «Получить электронный ключ при имеющихся недоимках за предыдущий налоговый период невозможно. Мои недоимки составили 1 рубль 80 копеек. На ликвидацию недоимки суммой менее двух рублей я потратила 30 дней, то есть весь июль. Я – не единственная, кто столкнулся с подобной проблемой, десятки моих коллег прошли через этот ад. Складывалось ощущение, что ФНС не было заинтересовано в выдаче электронных ключей к системе», - говорит собственница четырёх магазинов меховых изделий в Петербурге, пожелавшая остаться не названной. 

Изготовление КИЗов (то есть электронных чипов) на практике занимает не 3-5 дней, 1-1,5 месяца. Дело в том, что КИЗы для всей страны изготовляет единственная фабрика Госзнака. Предприятие, расположенное в Перми, не обладало ни мощностями, ни логистическими возможностями, чтобы удовлетворить шквальный спрос на КИЗы и в этом явно просчёт властей: закон принят в спешке, важнейшие детали продуманы не были. 

«Проблема с самими КИЗами, - говорит предпринимательница из Петербурга, - после 10-15 примерок от них ничего не остаётся, а испорченный КИЗ – повод для разбирательств со стороны проверяющих органов. Перезаказывать на фабрике Госзнака – накладно».

«Нам дали время на легализацию остатков, но это вообще невозможно сделать в рамках закона, - говорит владелец магазина меховых изделий, - потому что многие модели закупались в промежутке 2010-2015 годов, тогда индивидуальным предпринимателям в принципе не нужно было запрашивать закупочные накладные, мы ведь все платим ЕНДВ». 

Участники рынка отмечают неравенство перед новым законом малых предприятий и крупных торговых сетей.

«После 12 августа продукцию без КИЗов нельзя было не то, что продавать, но и перевозка и хранение, согласно букве закона, становились нелегальными. Роспотребнадзор конфисковывал товары при первой волне проверок в Купчино (Петербург), при этом шубы в салонах Elena Furs висели без КИЗов, их можно было мерить и откладывать для покупки после прихода КИЗов в данную торговую сеть», - отмечает петербургская предпринимательница.

«Благодаря новому закону, обязывающему маркировать меховые изделия, отечественный производитель только выигрывает – он становится в равные конкурентные условия с импортёрами», - отмечает Анна Орлова, член Комитета по регулированию потребительского рынка Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) и руководитель по связям с общественностью сети магазинов «Снежная королева».

С мнением г-жи Орловой не согласны опрошенные участники рынка – представители малого бизнеса. По их мнению, новшество с маркировкой товаров никак не поможет отечественному производителю. «У «ТО ТО» на этикетках сплошь указано: «произведено в России», но вы сходите к ним на производство: там две швейные машинки стоят. Свыше половины ассортимента продукции как закупалась крупными сетями в Китае, так и закупается. Здесь только этикетки перешивают – вот и всё импортозамещение», - говорит петербурженка.

«Раньше таможня брала взятки единовременно, при ввозе импортного товара, теперь у службы есть права «кошмарить» предпринимателей непосредственно на рабочем месте – приходить с проверками, запрашивать документы. А ведь это таможня главная причина высокой доли нелегальной меховой продукции на российском рынке», - высказывает мнение индивидуальный предприниматель на условиях анонимности. 

На переднем фронте

«Около 5 миллионов КИЗов заказано на остатки, при этом официальная статистика показывает, что за последние 5 лет ежегодно ввозилось всего от 250 до  300 тысяч изделий и производилось на территории РФ около 270-300 тысяч изделий, таким образом, около  4,5 миллионов изделий не ввозилось и не производилось, а взялось из воздуха», - говорит Анна Орлова.

shubkiОбязательное чипирование шуб в ЕАЭС поставило рынок на паузу

С нелегальным оборотом меховых изделий в России борется ФТС, ФНС и Роспотребнадзор. Так, московским Роспотребнадзором по итогам последних контрольных мероприятий арестовано 1035 меховых изделий на общую сумму 38,4 млн рублей.

У Петербургского Управления Роспотребнадзора результаты арестов оказались немного скромнее, хотя контрольные проверки стартовали 12 августа: всего 89 единиц на общую сумму 5,4 млн рублей.

В Новосибирске 19 октября Роспотребнадзор впервые изъял 11 норковых шуб стоимостью 1,57 млн рублей.

Таможенники тоже не дремлют: 21 октября 2016 года ФТС совместно с сотрудниками МВД проинспектировали оптовую базу «Садовод» в Москве – одну из двух оптовых баз, где меховые изделия закупает большая часть торговцев страны (вторая база – Люблино).

В соцсетях и на Youtube участники рынка распространяют прямую речь сотрудника таможенной службы, который якобы общался представителями бизнеса в Ульяновске, вот цитата: «Если вы сделали декларацию на импортный товар на свое имя, а документов о государственной растаможке у вас нет – выкиньте ее быстрее, пока мы не увидели, когда увидим - накажем и вас, и тот центр сертификации, который вам ее выдал.

Если добровольно придете, то растаможка 10% + 18 НДС, если придем, а у вас остатки хоть какой давности, хоть до введения обязательного декларирования или как, но нет документов о растаможке и вы не захотите добровольно растаможить в упрощенном порядке, то это конфискация 100% + штраф от 100 до 300 процентов от стоимости изделия.

Многие на китайский товар вешают российские бирки, так вот мы прозвоним производителей и узнаем, действительно ли он вам это пошил, а надо будет, сделаем экспертизу, откуда товар».

История вопроса

Два года назад заинтересованные организации, в том числе сеть магазинов «Снежная королева» Вугара Исаева, подготовили обращение на имя президента России с просьбой о создании специального межведомственного органа по борьбе с «серым» товаром на рынке меховых изделий.

Одобрение Владимира Путина получили, ответственным за борьбу с нелегальным оборотом, как и ожидалось, назначили Дениса Мантурова, министра промышленности и торговли.

В итоге принят Закон о реализации проекта с введением обязательных RFID-меток, он подписан в апреле 2016 года президентом России Владимиром Путиным. В Евразийском экономическом союзе с 12 августа хранение и торговля мехов без специальных электронных паспортов – вне закона.

По данным исследования АКОРТ от 2014 года, более 80% изделий из натурального меха ввозится без уплаты таможенных платежей или со значительным занижением таможенной стоимости. В год российские покупатели тратили на шубы около 100 млрд рублей, из них меньше 5% — на российские изделия.

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы