Таможня

Опасная безопасность

Осень пора интересная, кого-то она вводит в депрессию, а кого-то, наоборот, в состояние творческого подъема. Вот и я подумал, а что у нас с безопасностью экономических интересов страны и как российская таможня эту безопасность укрепляет, ну, пусть не укрепляет, хотя бы как оберегает и от кого. Не депрессии ради, а исключительно оптимизма для.

Законодатель предписал таможенным органам стоять на страже экономических рубежей. Так, пункт 9 Статьи 12 ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" торжественно гласит, что Таможенные органы выполняют следующие основные функции (обязанности):

содействуют осуществлению мер по защите государственной безопасности, общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, животных и растений, охране окружающей природной среды, защите интересов потребителей товаров, ввозимых в Российскую Федерацию.

Вот, как в граните высечено, четко и конкретно. Почетная и ответственная обязанность оберегать страну, в первую очередь экономические интересы и укреплять ее экономические границы. Причем на самом высоком уровне ответственности и серьезности. А что имеем на деле?

А на деле, не делая акценты на исторической роли в вопросе укрепления государственной безопасности третьим руководителем ФТС, стоит, однако, отметить, что за годы руководства им таможенной службой такое социальное явление, как контрабанда (в том числе и уклонение от уплаты таможенных платежей), стало приобретать институциональные признаки, причем очень конкретно и четко. Не могу однозначно сказать, есть ли в этом заслуга третьего руководителя ФТС или, наоборот, это его недоработка, но сегодня до полноты картины не хватает только «профсоюза контрабандистов» и омбудсмена по правам контрабандистов.

Сегодня очевидно, что контрабанда есть. Очевидно, что контрабанда есть повсеместно. Очевидно, что контрабанда есть повсеместно, качественная и в огромных объемах. Что тут поделаешь, остается только надеяться, что с этой древнейшей проблемой начнет активно бороться нынешний, четвёртый руководитель ФТС, ну пусть не активно и пусть не бороться, но хотя бы как-то попытается ее ограничить, ну или хотя бы просто начнет что-то делать. Никто не строит надежд на окончательную победу над этим злом, но хотя бы «загнать» уровень контрабанды до объемов, которые не будут угрожать экономике страны, крайне важно.

С коррупцией в таможенной системе тоже всё более или менее понятно, она устоялась и стабилизировалась. А по данным МВД, даже средний размер взятки уже третий год на одном уровне, не скачет, как раньше, то есть стабилизировался. Конечно, нервные мздоимцы еще попадаются, но тоже вполне стабильно попадаются.

А вообще борьба с коррупцией в России, и особенно в таможенной системе, это как спортивная рыбалка: поймал рыбу, поцеловал её, если хороший экземпляр, то сфотографировался с ней и отпустил. В борьбе с коррупцией, наверное, только не фотографируются, а так, поймал, поцеловал и отпустил, хотя не совсем уверен, насчет того, что не фотографируются.

Но контрабанда и коррупция – это далеко не всё, что угрожает экономическим интересам России, далеко не всё с чем ФТС должна бороться, не жалея живота своего. Ну, хорошо, пусть не всё получается с борьбой, не всем дано быть борцами, кому-то надо быть и балериной. И если не получается эффективно укреплять экономическую безопасность страны, то хотя бы не создавать искусственные условия угроз этой безопасности.

Информационно-технологические угрозы

В сентябре была проведена проверка ЦТУ, которая, кроме огромного количества разных проблем, выявила одно положительное проявление – таможенники ЦТУ, наконец-то учатся зарабатывать сами, не напрягая, а даже помогая участникам ВЭД. Можно только порадоваться, что научились таможенники свой гешефт организовывать без вымогательств и провокаций. Но все равно, как-то не очень правильно они свой гешефт организуют, путем взлома, в прямом смысле, программных продуктов.

555555888888Таможенники ЦТУ взломали риски

С одной стороны это демонстрирует знание таможенниками программных продуктов и основ программирования, то есть могут, когда хотят, выявлять слабые стороны программного продукта, защиты этого продукта. Ну а с другой стороны, таможенники позволили себе несанкционированно влезть в государственные интересы, а это уже плохо, даже очень плохо и опасно. Да и не за бесплатно они такую радость сотворили, имели неплохую прибавку к жалованию.

Подумаешь, 800 таможенных досмотров хакнули, пусть даже и по 500 долларов за досмотр, так, на сладости к послеобеденному чаю. А может, просто всего 800 выявили? Но теперь мы точно знаем, что в рамках одного лишь РТУ подтвержденно проехало не менее 800 транспортных единиц, не желающих досматриваться, а значит с контрабандой, а это уже многовато. А если это не просто контрабанда, а контрафакт или запрещенные к ввозу в РФ товары? А если наркотики? Это уже не просто правонарушение, это уже преступление против интересов государства.

Как-то надо объяснить начальнику Аналитического управления Филиппу Золотницкому, что мероприятия по минимизации рисков выглядят немного по-другому, а точнее, совсем по-другому, точно не как перепасовка таможенных деклараций между постами с целью избежать таможенного досмотра.

Финансовые угрозы

В конце сентября ЦБР отозвал лицензию у Финпромбанка, казалось бы, подумаешь событие, ЦБР практически еженедельно отправляет какой-нибудь банк в историю, ну отозвал и отозвал. Так вот нет, Финпромбанк на момент отзыва у него лицензии владел 90% ООО «Таможенная карта», как они сами себя называют – оператор таможенных платежей. Все равно не понятно, какое это имеет отношение к экономической безопасности страны? Да самое что ни на есть непосредственное. Одним из главных оснований для выпуска товаров, в соответствии с ТК ТС, является следующее условие (пп. 3 п. 1 ст. 195 ТК ТС): «в отношении товаров уплачены таможенные пошлины, налоги либо предоставлено обеспечение их уплаты в соответствии с настоящим Кодексом».

Лидера рынка таможенных платежей выставят на торги

А при условии, что единственным получателем этих самых таможенных пошлин и налогов является Казначейство, то и уплатой является зачисление денежных средств на счета Казначейства. И что получается на самом деле? А на самом деле получается, что денежные средства (пошлины и налоги), которые де-юре уже являются бюджетными средствами, де-факто находятся на счетах какой-то странной ООО, на счетах сомнительных банков, которые легким росчерком пера главы ЦБР в любой момент могут лишиться и лишаются лицензий. В бюджете нет излишков денег. Отсюда вопрос: а кто ответит за бюджетные деньги, когда очередной банк, расчетным центром которого пользуется «Таможенная карта», лишится своей лицензии? И кто готов гарантировать благонадежность «Таможенной карты», 90% которой владеет Финпромбанк – на сегодня фактический банкрот?

Да и как бы это ни было страшно и прискорбно, надо как-то рассказать начальнику ГУФТДиТР Ольге Комаровой, что она пиарит и продвигает последние два года как «технологию удаленной онлайн оплаты платежей» всего лишь банальную коррупционно-криминальную схему, не имеющую никакого отношения к онлайну, к удаленной уплате и уплате таможенных платежей как таковой.

Угрозы общей безопасности

И снова в сентябре прошли плановые обыски в ЦТУ, в этот раз в экономическом блоке. Подумаешь, событие, да они там так часто в последнее время проходят, что их уже даже никто и не считает. Пикантность данного обыска в том, что в зону внимания правоохранителей попало ОТНиПТ ЦТУ, именно то управление, которое оказывает государственные услуги по принятию предварительных решений по классификации товаров в соответствии с единой ТН ВЭД ЕАЭС.

Классификационное решение является основным документом, позволяющим производить классификацию товаров, машин и оборудования, которые подлежат декларированию согласно таможенному законодательству ТС и требуют указания кода товаров по ТН ВЭД. А если просто, по-обывательски, это существенная экономия средств и времени, и если по времени еще как-то понятны границы, то по экономии средств возможности просто огромные. И всё было бы ничего, если бы там за отсутствие какого-нибудь документа для получения классификационного решения должностное лицо РТУ попросило копеечку в качестве благодарности, на печеньки, например. А если, опять же, например, это должностное лицо выдало классификационное решение, которое, кстати, является обязательным для всех таможенных органов РФ в течение 3 (трех) лет в соответствии с пунктом 6 статьи 52 ТК ТС и исключает возможность оспаривания таможенным постом данного кода ТН ВЭД ЕАЭС, «подкорректировав» код ТН ВЭД ЕАЭС до нужного, с 10% ставки пошлины до нулевой, уже государству обидно, уже бюджет грустит. Если эта «корректировка» кода ТН ВЭД ЕАЭС до состояния, позволяющего ввезти запрещённый для ввоза в РФ товар, или товара двойного назначения, то государству уже не просто обидно, а уже страшно обидно, а бюджет так вообще в панике.

По идее, и здесь есть, что рассказать начальнику ГУФТДиТР Комаровой в части тарифного и нетарифного регулирования, но есть опасения, что для одного начальника управления узнать столько нового уже много.

Косвенные угрозы

Интересная ситуация складывается в Приволжском таможенном управлении. Вдруг в одночасье таможни ПТУ, особенно расстаралась Самарская таможня, перестали принимать сертификаты страны происхождения, точнее, отказывали в преференциях импортерам на основании как бы неподтверждённого сертификата страны происхождения. То есть таможня, как английская королева, не говорила «да» и не говорила «нет», таможня не признавала сертификат и не подвергала его сомнению. Основные импортеры в зоне деятельности самарской таможни – предприятия АВТОВАЗа. Ну, не приняла таможня преференции и списала в полном объеме таможенные платежи, подумаешь, событие, как будто в первый раз. АВТОВАЗ структура богатая, может себе позволить. Дефицит бюджета растет, кому-то же надо с этим дефицитом бороться, почему не Самарской таможне, например. Но есть нюанс: вроде как преференции не приняли у импортера, а деньги списали с таможенного представителя, причем безакцептно. Имеют право. Вопрос даже не в том, что должностные лица таможенного органа не стали устанавливать подлинность или, наоборот, фальшивость сертификатов, а может, просто очень заняты были или им просто не хотелось это делать. Но ситуация повернулась так, что сертификаты оказались подлинными, причем подлинность сертификатов импортеры доказали через годы, и на уровне ФТС доказали, что преференции таможенный орган обязан был принять. Казалось бы, вот она справедливость восторжествовала. Ан нет, дело в том, что в суде Самарская таможня доказала, на пальцах, видимо, потому как доказательств подлинности или фальшивости сертификатов представлено не было, был только один аргумент «потому что», возникла неловкая ситуация: с одной стороны, есть ответы государственных органов страны-отправителя о происхождении и законности сертификатов, есть заключения ТПП, есть решение ФТС о принятии преференции, а с другой стороны, есть решение суда, о законности действий таможенного органа о непринятии преференций. Мне очень хочется верить, что это банальное преступление – чистой воды халатность должностных лиц, и как бы они сейчас ни рассказывали про низкую компетентность судов в таких вопросах, сведения и документы в суд именно эти должностные лица представляли. Но получается, что это не просто банальное преступление, это преступление против государства, когда должностное лицо таможенного органа, которое обязано действовать в интересах государства, халатно относящееся к своим обязанностям, в дальнейшем, чтобы скрыть эту преступную халатность, совершает еще одно правонарушение.

Тут не просто давление на бизнес и убытки бизнесу, тут плевок на авторитет государства, да и финансовый убыток, причиненный государству не меньше, а даже больше, чем убытки бизнесу.

Первый заместитель начальника ПТУ в личной беседе шепотом, то ли сдерживая смех, то ли подавляя в себе страх, поведал мне, что они «имели звонок от начальника ГУФТДиТР Комаровой, не принимать сертификаты страны происхождения. Что тут скажешь, госпожа Комарова – это не пани Моника из кулинарного техникума, она ежели сказала, это как шериф штата Техас, даже переспрашивать не стоит, и с ней шутки не пройдут, она дьявола в мелочах находит, а тут он на поверхности лежит, так сказать, по-крупному. Хотя я все же считал, что в ФТС телефонное право, да и то не в поле Таможенного кодекса, есть только у руководителя. Видимо, ошибался.

Надо как-то рассказать начальнику ПТУ Рыбкину, что в своей деятельности, в том числе и тарифном и нетарифном регулировании, он и всё ПТУ должны руководствоваться ТК ТС, законами, приказами и даже Конституцией РФ, но никак не телефонными звонками из ФТС.

Начальнику ГУФТДиТР Комаровой уже рассказывать ничего не надо…

Имиджевые угрозы

Когда в 2013 году, будучи руководителем ФТС, Андрей Бельянинов беспардонно подвинул АСМАП на рынке обеспечения транзита в угоду близкой ему СК «Арсеналъ», никто не мог и предположить, что уже через два-три года этот «глубоко продуманный и просчитанный» ход начнет приносить такие сочные плоды. Жаль, конечно, но результаты непродуманных действий Бельянинова дали только негативные последствия и уже в отсутствие самого Андрея Юрьевича на посту руководителя. Мало того что товаропоток, идущий из Европы через Украину на Казахстан, стал объезжать Россию по воде, то есть по Черному морю, так еще и эмоциональная составляющая казахских партнёров по Таможенному союзу окрасилась в негативные тона.

«Книжка TIR введена в профиль риска. Поэтому машина направляется на досмотр, причём два досмотра делают. До семи дней более 1000 долларов надо платить какой-то непонятной коммерческой структуре, которая аффилирована с ФТС России. Но есть другой вариант: платить наличными 1200 долларов таможеннику в виде взятки и свободно проезжать в Казахстан без всяких досмотров и потери времени драгоценного», - заявил в ходе XIII Форума межрегионального сотрудничества Казахстана и России генеральный секретарь Союза международных автомобильных перевозчиков РК (КазАТО) Теодор Каплан.

Казахстанские перевозчики назвали сумму взятки за транзит по РФ

То есть, вместо того, чтобы зарабатывать на транзите, непродуманными действиями одно чиновника довольно приличные для государства деньги даже не осели на счетах частных фирм, а просто объезжают Россию стороной. И сегодня главным риском цепи поставки для казахстанских предпринимателей является российская таможня. Это утопия: самая большая таможня в Таможенном союзе, самая, наверное, оснащенная таможня стала риском, это непростительное расточительство.

Вот это и есть тот редкий случай, когда уже никому и ничего рассказывать не надо, а надо принимать результаты, как должное, какие бы они ни были грустные и неприятные.

Россия - государство самодостаточное, но это совсем не означает, что стоит отдельным чиновникам испытывать её экономическую устойчивость на надежность. Опасное это дело.

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы