Таможня

Как «РЖД» и Себежская таможня не подпускают экспедиторов к оформлению транзита

Федеральная таможенная служба совершенствует и совершенствует таможенные технологии. Так взятый курс на создание «электронной таможни» докатился и до транзитных операций. В феврале 2015 года был начат эксперимент по совершению таможенных операций при декларировании транзитных товаров в электронной форме. Суть его проста: транзитная декларация подается в электронном виде через интернет, а все прилагаемые документы к ней формализуются в таком же порядке, как и при помещении под другие таможенные процедуры. Это удобно: формализованные однажды документы можно использовать при дальнейшем декларировании товаров. По всей видимости, эксперимент идет успешно, ведь пилотная зона распространилась на все пограничные таможенные органы.

Согласно таможенному законодательству правом выступать декларантом при транзитных операциях могут не только перевозчик, но и экспедитор, и таможенный представитель. И если до проведения эксперимента это было довольно затруднительно, поскольку требовало физического нахождения в пункте пропуска, то теперь руки развязаны у всех. На призыв таможенных органов активнее пользоваться открывшимися возможностями, многие откликнулись с энтузиазмом. Оптимизм испытывают и сами таможенники, забивая свои ведомственные информационные ресурсы восторженными отзывами, за которыми прячутся и некоторые неприглядные вещи.

Как известно, ОАО «РЖД» в железнодорожном бизнесе монополист. Участвуя в трансграничных перевозках, «РЖД» является важнейшим участником процесса много лет. Когда-то правом представлять ее интересы при транзитных операциях в различных регионах страны пользовались и ФГУП «Ростэк», и ЗАО «ОТВТ», и ЗАО «Далк», ЗАО «Желдорброкер» и некоторые другие компании. В 2006 году принадлежащая «РЖД» структура ЗАО «ОЦВ» создает компанию ООО «Таможенно-Брокерский Центр» («ТБЦ»), которая уже в следующем году после сомнительного конкурса становится единственным посредником между таможней и железной дорогой.

Железнодорожный экспедитор? Спасибо, у нас есть свой

В результате плотного взаимодействия между «РЖД» и «ТБЦ», все иные структуры были постепенно выдавлены с пунктов пропуска. В 2012 году активы ООО «ТБЦ» были переданы кипрской компании «Тиниум Проперти Лимитед», что не помешало ему в 2014 году выиграть очередной тендер на оказание таможенно-брокерских услуг от имени и по поручению ОАО «РЖД» в качестве единственного исполнителя.

Являясь таможенным представителем, внесенным в реестр ФТС, и имея разветвленную сеть, ООО «ТБЦ» в первом квартале того года сумело оформить лишь 88 деклараций на товары, большей частью экспортных. Основное же взаимодействие с железнодорожниками складывается в части представления предварительной информации и транзитных документов от имени и по поручению «РЖД». Учитывая объемы перевозимых по железной дороге грузов, этого более чем достаточно.

dengi v bankeФТС готова централизовать учёт платежей участников ВЭДПосле выхода Решения Комиссии таможенного союза от 17.08.2010 № 438 и Приказа ФТС России от 01.06.2011 № 1157 сложились благоприятные условия для начала работы по оформлению таможенной процедуры таможенного транзита от лица экспедитора, представляющего интересы отправителя (получателя) таможенного груза, на основании договора транспортной экспедиции и поручений, выдаваемых на каждую товарную партию, в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации  от 30.06.2003 № 87-ФЗ и Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2006 № 554.

Этим обстоятельством попытались воспользоваться некоторые железнодорожные экспедиторы. Уже упомянутая ЗАО «ОТВТ», выступавшая экспедитором, с 2013 по 2014 успела оформить свыше 1000 транзитных деклараций на таможенном посту ЖДПП «Посинь» Себежской таможни. Но потом нашла коса на камень: 14 февраля 2014 года с разницей в один час были поданы 2 транзитные декларации на одну и ту же товарную партию – копии документов от «ОТВТ» и оригиналы от «ТБЦ». Руководство поста и отдел контроля за таможенным транзитом службы организации таможенного контроля СЗТУ приняли решение отказать в регистрации декларации, поданной «ОТВТ» в связи с непредставлением оригинальных документов.

Оригинальные документы, однако, экспедитор не может получить от перевозчика напрямую, поскольку п. 1.2 телеграммы МПС России № С-8955 устанавливает: «Передача перевозочных документов лицам, не связанным с технологией их обработки, не допускается». ЗАО «ОТВТ» обращалось в «РЖД» с просьбой включить компанию в технологический процесс обработки контейнеров, но получила отказ с мотивировкой «у нас такая компания уже есть, и имя ей – ТБЦ». В том же письме указывалось, что для оформления процедуры таможенного транзита оригиналы не требуются. Тем не менее, устные установки решают куда больше, чем нормативные акты.

Тем не менее, попытки оформления таможенной процедуры таможенного транзита экспедиторскими компаниями были продолжены. ООО «Транс-Брокер» в апреле 2016 г. подписало договор с ОАО «РЖД» по предоставлению услуг по выдаче транспортных и товаросопроводительных документов на груз для проведения таможенных операций на пограничных железнодорожных станциях Октябрьской ЖД. И что же? Ничего не вышло. Представители железной дороги на ст. Себеж, ссылаясь на устное указание сверху, отказались выдать документы экспедитору для оформления транзита на экспедируемые им товары. 

23 июня 2016 года «Транс-Брокер» направило письмо на имя вице-президента ОАО «РЖД» Салмана Бабаева, в котором значилось: «… действия должностных лиц ОАО «РЖД» являются коррупционными проявлениями со стороны сотрудников компании, а именно: незаконное использование должностным лицом своего должностного положения вопреки законным интересам одной компании в целях предоставление выгоды другому юридическому лицу – ООО «ТБЦ». После этого ОАО «РЖД» расторгло договор с ООО «Транс-Брокер» − сотрудничество продлилось меньше трех месяцев.

Непонятливая таможня

Кроме того, как оказалось, оформление процедуры транзита в электронной форме вообще не требует предоставления оригинальных транспортных и товаротранспортных документов, то есть заключение договора с перевозчиком на выдачу документов в пути следования вовсе и не нужно. Для уточнения технологии работы по оформлению процедуры таможенного транзита в автомобильных и железнодорожный пунктах пропуска таможенный представитель  ИЛТС-Логистик и экспедиторы (ЗАО «ОТВТ», ООО «ТрансБрокер») обратились в пограничные таможни СЗТУ (Кингисеппская, Псковская, Себежская), с просьбой о проведении рабочих совещаний. Стоит отметить, что руководство всех таможен, за исключением Себежской, встретилось с заинтересованными компаниями, своевременно разобравшись в существующих проблемах. 

Руководство Себежской таможни не проявило никакой заинтересованности в проведении рабочей встречи и предложило в случае возникновения вопросов по порядку оформления электронной транзитной декларации обращаться в отдел контроля за таможенным транзитом таможни, декларируя  при этом преимущество таможенной процедуры таможенного транзита в электронной форме. Служба организации таможенного контроля СЗТУ самоустранилась от решения наболевших проблем по оформлению процедуры таможенного транзита на железнодорожном транспорте, в том числе, связанные с одновременной подачей транзитной декларации перевозчиком и экспедитором (заинтересованным лицом). И это несмотря на то, что для взаимодействия между СЗТУ и перевозчиком в лице Октябрьской железной дороги филиала ОАО «РЖД»  создана и не первый год функционирует рабочая группа. В рамках  этой рабочей группы не нашлось места для участия бизнесу в таком важном государственном проекте, как электронный транзит.

На запрос ПРОВЭД предоставить предметную информацию о передовых таможенных технологиях, внедряемых в ЖДПП, СЗТУ отмахнулось двумя листами убористого текста, сославшись на некую секретность специальной таможенной статистики. «Текущая информация о ходе реализации вышеуказанных технологий доступна на официальных сайтах ФТС России и СЗТУ, а также обсуждается на совещаниях и семинарах, проводимых с участием должностных лиц таможенных органов», − говорится в письме СЗТУ. Правда, на такие мероприятия прессу почему-то никогда не зовут.  

Остается констатировать, что призывая участников ВЭД к активному участию в передовых таможенных технологиях, отдельные руководители Северо-Западного региона своими действиями и бездействиями сами же и тормозят этот процесс, а его реальными бенефициарами являются местечковые удельные князьки с сомнительной компетентностью и неизвестные владельцы кипрского офшора.  

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы