Таможня

Электронные транзитные декларации в действии: инструкция

О практике применения электронных транзитных деклараций рассказывает эксперт по таможенным вопросам, аспирант ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия» Анна Пфайфле.

 

Единый союз – единые правила

Таможенный союз Евразийского экономического союза действует уже достаточно давно и охватывает значительную территорию. На данный момент в ЕАЭС входят Россия, Беларусь, Казахстан, Армения и Киргизия, есть страны-кандидаты на вступление. Увеличение грузопотока между странами-участницами, требует создания единой таможенной территории и введения общего порядка регулирования.

Один из таких инструментов – Таможенный транзит: особая процедура, в соответствии с которой товары перевозятся по территории Таможенного союза, в том числе через государства, не являющиеся его участниками. Новацией же в сфере декларирования при таможенном транзите стало применение электронных транзитных деклараций. Сегодня участники ВЭД, привыкшие к определенному алгоритму действий, сталкиваются с некоторыми проблемами применения нововведений, и в этой статье мы приведем некоторые разъяснения.

Согласно Приказу Минфина России от 30.08.2016 № 144н, который начал действовать в марте этого года, началось экспериментальное внедрение электронного декларирования. ТК ЕАЭС, вступление в силу которого ожидается в скором времени, также предусматривает электронное декларирование, а потому сейчас для участников ВЭД очень важно отметить проблемные моменты, чтобы механизм декларирования стал максимально простым и понятным. А проблемы, с которыми сегодня сталкиваются участники ВЭД, носят как технический, так и правовой характер.

 

Когда это нужно?

Итак, когда может потребоваться подача Электронной транзитной декларации (ЭТД)?

Подача ЭТД может потребоваться от грузоперевозчиков на внутренних таможенных постах. Часто в подобных ситуациях оказываются перевозчики сборных грузов, у которых несколько мест таможенного оформления. После закрытия доставки на одном посту, перевозчикам необходимо подать ЭТД и предоставить обеспечение уплаты таможенных платежей. Вопросов по порядку предоставления обеспечения у перевозчиков сегодня практически не возникает ввиду наличия соответствующих договорных отношений и упрощенной системы подтверждения предоставления обеспечения в таможенных органах (в электронном виде), а вот практика ЭТД для участников ВЭД нова.

ЭТД теперь также стали требовать на многосторонних автомобильных пунктах пропуска (МАПП). И если раньше было достаточно предоставить таможенному инспектору документы по перевозке и осуществить предварительное информирование, то сейчас, чтобы пересечь границу РФ, необходимо подавать ЭТД, подписанную электронной подписью (ЭП).

Каким образом подавать Электронную транзитную декларацию?

Подавать ЭТД можно как через «Личный кабинет участника ВЭД» на портале ФТС, так и с помощью специального программного обеспечения для таможенного оформления. При подаче ЭТД все документы, предоставляемые при таможенном транзите, необходимо формализовать в соответствии со специальным альбомом форматов электронных форм документов и разместить в электронном архиве декларанта, находящимся в единой автоматизированной информационной системе (ЕАИС) таможенных органов.

Электронные документы заверяются ЭП и равнозначны по своей юридической силе оригиналам на бумажных носителях. ЭП выдается аккредитованными удостоверяющими центрами, например, ФГУП «Ростэк», где срок изготовления от одного часа до месяца, а стоимость около 6000 рублей (за срочную). ЭП можно самостоятельно получить в удостоверяющем центре ФТС, где необходимо заплатить только за стоимость самого носителя, но получение ЭП таким образом не самая простая процедура. Проблема в том, что в любом случае ЭП выдается только резидентам РФ. Таким образом, у декларантов-нерезидентов фактически нет возможности самостоятельно подать ЭТД, при том, что нерезидентами являются более половины перевозчиков.

Использование специализированных программ для таможенного оформления позволяет максимально быстро сформировать ЭТД и сопутствующие электронные документы за счет удобного интерфейса, а также автоматизации процесса ввода данных. Например, очень помогают справочники-классификаторы, куда сохраняются ранее введенные сведения об организациях, транспортных средствах, водителях и декларанте. При формализации документов многие данные (например, информация о товарах) автоматически переносятся из декларации, что экономит немало времени, так как их не приходится заполнять дважды. Однако такие функции есть только в специальном коммерческом программном обеспечении, а в «Личном кабинете участника ВЭД» на сайте ФТС они отсутствуют.

 

Кто может выступать декларантом?

Перевозчик. Мы уже отмечали, что декларанты, которыми являются перевозчики-нерезиденты, сталкиваются с проблемой невозможности получения ЭП иностранными лицами, что, соответственно, препятствует подаче ими ЭТД.

Экспедитор-резидент государства, входящего в Таможенный Союз. Экспедитору в таком случае необходимо подтвердить свои полномочия перед ФТС внешнеторговым контрактом с соответствующим условием поставки, договором транспортной экспедиции с покупателем или продавцом товара, договором перевозки с транспортной компанией и экспедиторской распиской.

Получатель товара. Получатель уполномочен подавать ЭТД, если это предусмотрено условием поставки. Однако, как правило, большинство получателей нацелены на конечный результат и не хотят заниматься перевозкой и всеми сопутствующими вопросами. Для них удобнее получить груз на СВХ или на своем складе. Получатели не готовы круглосуточно работать, чтобы подать ЭТД в момент пересечения границы, кроме того для транзита зачастую не хватает опыта и квалификации даже у собственных отделов таможенного оформления. Оформление ЭТД в таких случаях занимает больше времени, чем оформление обычной ДТ при помещении товара под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления (ИМ40).

Таможенный представитель. Чтобы избежать ошибок, задержек и перегрузки собственных сотрудников компаний-участников ВЭД, для оформления ЭТД, целесообразнее обратиться за услугой к таможенному представителю.

Правда, для участников ВЭД не всегда понятно каким образом правильно оформить отношения с таможенным представителем, особенно в случае, если, например, декларантом выступает перевозчик, а экспедитор-нерезидент, как лицо организующее перевозку, желает оплатить услуги таможенного представителя. Согласно действующему законодательству, при оказании услуг по декларированию договор заключается непосредственно между декларантом и таможенным представителем. В таком случае стороны могут захотеть рассмотреть вариант трехстороннего договора.

Таможенный представитель обязан заключить договор об оказании услуг, за исключением случаев, когда имеются достаточные основания полагать, что действия декларанта или иного заинтересованного лица являются противоправными. С какими рисками может быть связано заключение договора в части ответственности таможенного представителя?

Прежде всего, необходимо обратить внимание на то, что при декларировании товаров и (или) их выпуске таможенный представитель несет солидарную с декларантом или иными представляемыми им лицами обязанность по уплате таможенных платежей в полном размере суммы подлежащих уплате таможенных платежей вне зависимости от условий договора таможенного представителя с декларантом и иными представляемыми им лицами.

Часть 3 ст. 16.1. КоАП РФ предусматривает ответственность за сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто и (или) об объеме товаров. В статье говорится именно о «сообщении сведений», которое в данном случае отправляет таможенный представитель под своей ЭП.

В практике сложилась конструкция доказывания вины при применении состава ч.3 ст. 16.1. КоАП РФ через неиспользование виновной стороной права осмотра товара до подачи транзитной декларации. Однако законом прямо не установлено право таможенного представителя (не декларанта процедуры таможенного транзита) проводить осмотр, поскольку отношения декларанта и таможенного представителя регулируются заключенным между ними договором. Более того, каким образом таможенный представитель может провести осмотр, если груз находится на МАПП?

В странах ЕС таможенный брокер, предоставляющий обеспечение, подает транзитную декларацию (Т1). Некоторые их них имеют возможность самостоятельно открыть транзит без участия таможни. Как правило, это происходит непосредственно на таможенных терминалах, на которых хранится груз. В отличие от российского законодательства, в европейской практике в рамках процедуры транзита (Т1) таможню волнует только фискальная составляющая. То есть если в рамках процедуры таможенного транзита по территории ЕС, европейский таможенный орган выявляет нарушение, не влияющее на уплату таможенных платежей, то данные формальные нарушения не влекут таких серьезных последствий и штрафов для декларанта процедуры транзита. Указанный опыт, на наш взгляд, может быть заимствован и в рамках российского законодательства.

В целом же, ЭТД – прогрессивная форма оформления, позволяющая ускорить и оптимизировать процедуру таможенного транзита. Все указанные вопросы можно решить, выработав единую практику применения нормативно-правовой базы и стимулируя участников ВЭД активнее использовать ЭТД при организации международных перевозок.

 

Книжки – это атавизм

Говоря о новациях в сфере таможенного регулирования, а также о тенденции внедрения электронного документооборота, хотелось бы уделить внимание проблеме применения книжек МДП, которые требуют реформирования.

Картонная желтая книжка с отрывными листками, которую необходимо заполнять под копирку, – настоящий атавизм в веке информационных технологий. Длительная и трудозатратная процедура возмещения требований от гарантийных объединений, высокие риски фальсификации документов – вот лишь некоторые причины необходимости реформирования этой системы.

Количество участников ВЭД, использующих книжки МДП, с каждым годом сокращается. Так, в 2013 году, по данным ЕЭК ООН, было выдано около 3 миллионов книжек МДП. А уже в 2016 году количество выданных книжек МДП составило чуть более 1,2 миллиона. Связано это, прежде всего, с удобством применения процедуры поручительства в электронном виде. Исходя из этого, таможенным органам государств-членов ЕАЭС для успешного введения ЭТД целесообразно внедрить дополнительные упрощения при предоставлении электронных видов обеспечения.

Сегодня перевозчиков не устраивает архаизм бумажных процедур и бремя дополнительных расходов, сопутствующих приобретению книжек МДП. Это свидетельствует о том, что электронные процедуры становятся общепринятой нормой по аналогии с европейской системой Т1, а книжки МДП утрачивают свое значение. Особый порядок при процедуре таможенного транзита, применяемый к книжкам МДП, на данный момент только тормозит процесс перехода на ЭТД в России.

Таким образом, практика применения ЭТД сегодня находится в стадии формирования, но уже обещает стать удобным и современным инструментом в области таможенного регулирования, для чего необходимо еще на начальном этапе решить все спорные и проблемные вопросы и выработать наиболее удобный алгоритм действий для таможенных органов и участников ВЭД.

 

Автор – эксперт по таможенным вопросам Анна Пфайфле

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы