Экономика

Грузовой тариф РЖД: снижение или фикция

РЖД намерены поддержать российских грузоотправителей и производителей и снизить грузовой тариф, об этом ранее заявил президент РЖД Олег Белозеров, выступая в рамках Петербургского международного экономического форума. При этом конкретных намерений и цифр господин Белозеров называть не стал. ПРОВЭД решил поинтересоваться у участников рынка, чего именно они ждут от руководства нашей железной дороги. Выяснилось, что монополисту есть, куда развиваться, да вот способы развития снова могут профинансироваться не из кармана РЖД, а на бюджетные средства.

РЖД ранее заявляли, что ведут работу по созданию нового прейскуранта для грузоотправителей. По словам Сергея Юшкевича, генерального директора логистической компании «БСА-Транс», тариф придется снижать значительно, да и кроме цен монополисту есть, что улучшать.

– РЖД может облегчить жизнь производителям за счёт монетарных и немонетарных преференций: конечно же, не только через тариф на железнодорожную перевозку, но и через более удобный доступ к инфраструктуре станций, снижение бюрократических препон при отправке и получении грузов. Ещё РЖД может взять пример с иностранных коллег и облегчить процедуры оформления импорта-экспорта, а также ускорить процедуры предоставления тарифа на международные отправки вагоном. В первую очередь, речь идёт об ускоренном способе подачи деклараций. Возможно, в электронном виде и с минимальными досмотрами, – отмечает Сергей Юшкевич.

– Тариф должен быть таким, чтобы железная дорога стала реальной альтернативой автотранспорту: то есть тариф должен быть на 10-15% ниже тарифа автотранспорта. При этом придётся учитывать, что железнодорожная перевозка – относительно медленный способ перемещения грузов. Кроме того, останутся затраты на перевалку-перетарку на станциях отправления-прибытия, – добавляет эксперт.

Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент», напоминает, что ставка тарифов для РЖД определяется государством, поэтому даже если будет принято решение о снижении тарифов, быстрым оно не будет, так что переоценивать его влияние на экономику производителей не стоит.

– Во-вторых, размер тарифов РЖД, как правило, не покрывает всех расходов компании, что также является сдерживающим фактором для их снижения. В-третьих, у производителей есть и другие расходы, кроме транспортных, что также влияет на прибыльность и может рассматриваться в качестве резерва улучшения показателей. Поэтому делать ставку исключительно только на снижение железнодорожных тарифов не стоит. Вместе с тем, возможно, что резервы могут быть найдены в оптимизации других расходов РЖД, что может позволить снизить расходы грузоотправителей и грузополучателей. Тогда вопрос снижения тарифов будет менее актуальным, – объясняет Дмитрий Баранов.

Меняться – в интересах РЖД

Напомним, с 1 января 2015 года грузовые тарифы РЖД повысились на 10%, с начала 2016 года – еще на 9%.

– Именно высокие ставки на услуги РЖД стали основной причиной резкого снижения объёмов грузоперевозок по железнодорожным путям. Для поддержки российских производителей в первую очередь необходимо предоставить участникам рынка выгодные условия для осуществления грузоперевозок железнодорожным транспортом. Таким образом, повысится объём поставок у производителей, увеличатся объёмы работы перевозчиков, вырастет рентабельность их бизнеса и улучшится логистика в целом. Вторая по значимости мера, которая может поддержать действующих сейчас и привлечь новых российских экспедиторов к железнодорожным грузоотправкам – это предоставление разнообразного спектра услуг железнодорожных перевозок. РЖД стоит уделить внимание вопросам совершенствования технологий работы железнодорожного транспорта. Например, ввести контрейлерные перевозки, когда груженые автомобили перевозятся на железнодорожных платформах, или модернизировать процесс погрузочно-разгрузочных работ, – считает Алексей Тузов, эксперт дорожной отрасли.

Алексей Головченко, глава комиссии по законодательству и ОРВ Деловой России, управляющий партнёр группы консалтинговых компаний «ЭНСО», утверждает, что РЖД должны меняться, чтобы быть конкурентоспособными.

– Сегодня можно наблюдать катастрофическое падение железнодорожных перевозок. Всё – из-за диких тарифов, – говорит эксперт.

– РЖД долго пытались лоббистскими методами выдавить конкурентов с рынка, ставя препоны автомобильным перевозкам. Например, запрет нагрузки на ось авто более 12 тонн – современные грузовики могут выдержать гораздо большую нагрузку на ось (20-25 тонн), поэтому возить по 12 тонн для них просто нерентабельно, тем не менее, РЖД были пролоббированы такие законодательные ограничения. Ввод системы «Платон», очередное увеличение размера акцизов на дизтопливо – на 2 рубля с литра – во всех этих нововведениях, безусловно, ухудшающих жизнь автоперевозчиков, чувствуется сильный интересант. Но даже несмотря на эти действия, частные автоперевозки сегодня являются более эффективными, максимизация прибыли, а значит и их преимущество перед железнодорожными перевозками, здесь гораздо выше, – рассказывает Алексей Головченко.

По мнению эксперта, у обещания главы РЖД снизить грузовой тариф нет никакой альтруистической подоплеки по поддержанию российских производителей.

– Две крупнейшие компании-монополиста в РФ – РЖД и Газпром – являются наименее эффективными. Раздутые затраты, неадекватная система закупок, система менеджмента – и все это до недавнего времени покрывалось дикими тарифами. Но в изменившихся экономических условиях это стало невозможно. Поэтому тарифы снижать просто вынуждены. Другое дело, что снижение этих тарифов, безусловно, подано будет именно как мера по поддержке производителей. Не удивлюсь, если в ближайшем будущем это снижение будет оформлено как социальная программа, на субсидирование которой из бюджета будут «попрошены» немалые деньги. И, вуаля, РЖД за счет такой «поддержки» производителей покроет все свои затраты, которые больше не может покрывать высокими тарифами, – резюмирует Алексей Головченко.

 

 
Партнеры:
Loading...
Похожие материалы