Экономика

Государство положило глаз на бизнес в гаражах

В период кризиса и ограниченных возможностей внешней экономики Россия активно ищет внутренние резервы. Заговорили о кустарях-ремесленниках, организовавших в автогаражах подпольное производство. Бизнес-сообщество Ростовской области выступило с предложениями по регулировке этих процессов: вовлечь их в легальное поле, избежав репрессий. Совет предпринимателей Ростовской области совместно с администрацией города Азова разрабатывают уже проект, который может стать российским пилотом.

«Гаражники» - целое социально-экономическое явление

Вообще, у нашей страны есть опыт легализации мелких производителей –  гаражистов (даже понятия созвучны), которые изготавливали в своих гаражах и подвалах вино. Им были даны законодательные послабления, позволившие им легализовать бизнес. Если государство предложит и «гаражникам» интересные условия, они смогут войти в правовое поле.

«Если только малый и средний бизнес вывести из тени, получим один процент добавки к ВВП, - заявил уполномоченный по защите прав предпринимателей при президенте РФ Борис Титов на заседании новой общественной организации бизнес-патриотов России «Аванти». - У нас сегодня 20 млн человек работают в  гаражах, производят мебель, изделия из дерева, металлов. Умельцы наладили производство всяких амперметров, спидометров и буквально в чемоданах развозят это все по миру».

Недавнее исследование, проведенное Фондом «Хамовники» в 12 российских городах, показало, что в Тольятти работают более 20 тысяч «гаражников», в Ульяновске — более 80 тысяч, в Набережных Челнах — почти 10 тысяч человек. В Ульяновске, к примеру, на них приходится более 80% трехмиллиардного оборота мебельной промышленности, в Самарской области они производят до 40% запчастей для магазинной продажи, в Краснодарском крае и Ханты-Мансийске более 70% гаражей превращено в «квазитаунхаусы» - жилье для сдачи в аренду.

По словам председателя Совета предпринимателей Ростовской области Игоря Симакова, в 80-тысячном Азове насчитывается примерно 27 гаражных кооперативов (6000 гаражей). Например, в одном из них, только 1,5% — 6 гаражей из 400 — используются по прямому назначению. В остальных делают мебель,  металлопродукцию, памятники, ремонтируют автомобили, работают рекламные агентства, кафе, магазины и мини-типографии.

«Гаражный бизнес живет за счет эксплуатации своего правового статуса, - считает Игорь Симаков. - Так, электроэнергию покупают по цене ниже рыночной — она датируется методом перекрестного субсидирования за счет легально работающего бизнеса. Ставка земельного налога под производством «гаражного типа» в 15 раз ниже, чем для других производств. В Азове даже медицинские учреждения и детские сады платят за использование земли больше, чем гаражные кооперативы».

Игорь Симаков, изучавший тему всесторонне, выявил определённые закономерности. У «гаражников» распространён феномен кластерной организации производства: в одном гараже, например, делают пружинные блоки, в другом фурнитуру, в третьем столешницы для мебели. Там очень активно идёт импортозамещение: заменяют европейские детали для иномарок, восстанавливают станки, производят инвентарь, гвозди, кирпичи. В Челябинске в гаражных мастерских даже делают запчасти для военной техники. При этом работники, как правило, нигде не оформлены либо получают пенсию по стажу или «инвалидности». Лишь малая часть из них регистрируется как ИП.

Как можно легализовать нелегалов

По мнению Симакова, «гаражники» не столько предприниматели, сколько самозанятые люди, работающие на себя. Для них не подходят все существующие в России форматы: индустриальные парки, технопарки,  кластер, территориально-производственный комплекс.

«Сегодня стоит задача пока их частичной легализации, чтобы не нарушать земельный кодекс — без изменения статуса земельного участка. Выдвигаются  предложения оставить на них предприятия как потребительские кооперативы. Но компромисс пока не нашли — мы только открыли дверь, увидели проблему и пытаемся сделать хотя бы то, что можем на муниципальном уровне», - говорит руководитель регионального Совета предпринимателей.

Игорь Симаков предлагает для начала сформировать реестр гаражных кооперативов, поскольку власть не знает, сколько таких предпринимателей. Затем заключить с ними некий общественный договор, по которому люди должны зарегистрироваться и платить налоги. Сейчас разработкой деталей занимается рабочая группа, вырабатывается программа конкретных мероприятий по легализации, которая будет включать в себя также оказание юридической и организационной помощи.

«Договор такой: они заходят в правовое поле, а мы не применяем репрессий. А дальше нужно выходить на областной и федеральный уровни. Хотя бы для того, чтобы ускорить выход закона о самозанятости, который мог бы отформатировать «гаражников», но который не принимается уже год», - пояснил Игорь Симаков.

Предложения Совета включены в городскую программу развития предпринимательства, разработана дорожная карта и представлена в минэкономразвития области. Теперь рассчитывают на областную и федеральную поддержку своей инициативы.

Не знают, с какого боку подойти

Как считает председатель азовского ПГК «Лада» Сергей Данилов, чиновники несколько растеряны. С одной стороны, они не прочь всерьёз заняться вопросом, с другой не знают как — нет механизма и указаний сверху — и волынка затягивается.

«На совещаниях мы предлагали ряд идей, а администрация говорит, что так нельзя, - рассказал Сергей Данилов. - Пытаются предложить нам какие-то простаивающие предприятия, а зачем я где-то буду платить завышенную арендную плату, когда могу узаконить своё, то, что я построил?».

В ГСК, который возглавляет Сергей Данилов, входят 35 человек — 180 гаражей. Он находится на окраине Азова, в промзоне, поэтому там от силы ставят 10 автомобилей. Некоторые владельцы используют гаражи как сарай, для хранения заготовок продуктов, в остальных работают. Есть даже те, кто изготавливает продукцию для крупных предприятий. Сам председатель – официально зарегистрированный предприниматель, выпускает крепеж для окон. Кооператив «Лада» пока один из немногих, где сами «гаражники» хотят «стать белыми».

«Мы хотим легализоваться, даже за электроэнергию платить как предприниматели, по повышенной ставке, - пояснил председатель ГСК. - Я даже убедил всех вывести наружу электросчетчики — пусть «Энергосбыт» заключит с каждым договор, чтобы нас не обвиняли в том, что создаем конкуренцию крупным предприятиям. Предлагал выделить земли под гаражами через кадастр, чтобы каждый платил по своей ставке: мебельщики, СТО, штамповочники. Чиновники говорят, что так нельзя, и не знают, как это сделать.  Сейчас через суд пытаемся узаконить строения, чтобы потом их перевести в коммерческие».

Правовое поле может стать кладбищем для малого бизнеса

Вообще, это дело тонкое и имеет две стороны. С одной, действительно огромная армия производственников-кустарей прячется за серыми схемами. Среди них есть люди, которые оформили себе инвалидность, получают социальные пособия и при этом в гараже устраивают автосервис. Не платят налоги, пользуются инфраструктурой по заниженной стоимости. Это благоприятное поле и для криминала — можно прятать ворованные автомобили, разбирать на запчасти, перебивать номера. Или просто изготавливать некачественные детали, а это уже вопрос безопасности.

С другой стороны,  в кризисное время, когда не хватает рабочих мест, для многих это возможность прокормить семью. Применить к ним репрессии —  значит не только оставить без куска хлеба, но и оттолкнуть от занятия бизнесом.

«Мы понимаем, что вхождение «гаражников» в правовое поле может стать кладбищем для малого бизнеса. Поэтому предлагаем действовать на принципах компромисса: увеличить налоговую базу, снизить уровень недобросовестной конкуренции при закрытии глаз на нарушение земельного законодательства», - говорит Игорь Симаков.

Он также уверен, что успех в этом деле во многом будет зависеть от  действий местных властей, которые должны не идти по пути репрессий, пока не убедятся, что люди готовы легализоваться. Если же они станут сопротивляться, тогда можно будет принуждать к законности. 

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы