Экономика

«Лоскутная» поддержка легкой промышленности

Минпромторг стремится возродить сектор лёгкой промышленности и помочь отечественным компаниям занять долю рынка в 40% к 2020 году. Только в 2015-2016 годах на поддержку отрасли из госказны потратят свыше 3 млрд рублей. Однако эксперты сравнивают профильных чиновников с плохими садовниками, которым при наличии основных ресурсов никак не удаётся вырастить урожай. 

До санкционного скандала с Турцией вопрос развития отечественной текстильной отрасли оставался на периферии общественного внимания.

Текстильное производство в России Вместе с тем, рынок текстильной продукции в России - второй по величине сектор потребительского рынка, уступающий оборотами лишь продовольственной рознице. По данным агентства Инфолайн, только оборот рынка одежды – 2015 в РФ составил 1,6 трлн рублей.

 

Ассоциация текстильщиков России подсчитала, что отечественный легпром представлен приблизительно 3 тысячами предприятий с совокупным оборотом более чем 650 млрд рублей на конец 2015-го начало 2016 года (оборот предприятий Северо-Запада и Петербурга чуть больше 40 млрд рублей).

Развитие отрасли происходит неоднородно: здесь представлены компании с успешными бизнес-кейсами, как например, гигант ООО «БТК Групп» Таймураза Боллоева, активно работающий на госзаказ и имеющий обороты, сопоставимые с Inditex, есть солидные, но работающие на грани рентабельности организации, вроде ОАО «Рослегпром» Александра Круглика. 

Если нишу качественных «умных» тканей для военного госзаказа,  а также иных синтетических тканей российские производители действительно могут отвоевать у иностранных поставщиков, то производство качественного трикотажа, хлопчато-бумажных тканей находится в глубоком кризисе.

«Мы на 100% зависим от импортных поставок, так как в России практически не производится текстиль и уж тем более трикотаж. А мы сугубо трикотажники», - говорит Лидия Дорошенко, генеральный директор ООО «Петербургский Модный Дом Незнакомка» (производитель prêt-à-porter одежды).

«Мы не закупаем российские ткани, потому что их нет, - пояснили в отделе маркетинга ООО "Успех" (СПб производитель женской одежды, бренд Pompa), - основными поставщиками тканей для нас были турецкие компании, поэтому экономические санкции серьёзно повлияли на наш бизнес. Сейчас мы отшиваем коллекции по-прежнему из турецких тканей, закупленных в лучшие времена, а также увеличиваем закупки материалов у итальянских поставщиков, наращиваем закупки базовых тканей в Китае».

Производители, работавшие на базовых тканях их Турции, отмечают, что их качественные характеристики намного выше китайских.

«Поставки из Турции идут до сих пор в полный рост. Выставка (46-я федеральная оптовая ярмарка "Текстильлегпром" – авт.) это показала. Навалом турецких компаний выставлялось с предложением тканей и полотен», - отмечает Лидия Дорошенко.

Организатор "Текстильлегпром"-2016 Александр Круглик отрицает наличие турецких компаний как самостоятельных участников выставочного проекта, однако соглашается, что оптовики могли предлагать турецкие товары.

«Ввоз турецких тканей не прекратился, но процесс стал труднее и дороже, - пояснил организатор выставки, - закупщики отмечают, что турки готовы ужиматься в марже, чтобы не потерять российский рынок».

Вместе с тем, Виктор Евтухов, запред Минпроторга, заявил в конце февраля 2016 года, что ключевыми задачами в рамках развития легпрома являются создание российских брендов одежды мирового уровня, рост экспорта готовой продукции швейной отрасли, создание новых рабочих мест.

При этом российские швеи создают одежду только из импортных тканей, падение покупательской способности в купе с курсовой разницей уже привела к 15%-ому сокращению маржи наших производителей.

Есть проблемы с изношенностью промышленных фондов. К примеру, в Петербурге свыше 53% оборудования местных предприятий – либо изношено, либо потребует замены в течение ближайших 5 лет, доля одежды, созданной на петербургских мощностях и представленной в рознице, стремится к нулю.

По оценке Шамхала Ильдарова, президента Ассоциации текстильщиков России, в масштабах страны количество ежегодно реализуемой продукции отечественного производства через торговые сети составляет от силы 4-5%. «Причём, эта доля включает даже те изделия, которые, к примеру, только упаковываются в России. Сам текстиль и продукция российского легпрома на внутреннем рынке занимает менее 1%», - говорит г-н Ильдаров.

Более того, российские компании, развивающие моно-, мультибрендовые сети, не планируют заказывать пошив одежды в РФ в обозримом будущем: в стране нет подходящей производственной базы.

«Самая низкая стоимость и самые большие объёмы закупок – по-прежнему на производствах Китая, а также Индии и Бангладеш. Сломить многолетний тренд непросто, хотя ритейлеры не первый год пытаются вывести часть производства за пределы Китая. Кризис, конечно, форсирует поиск новых рынков для сокращения затрат. Но заметное снижение доли закупок из Китая – пока больше желаемое, чем действительное», - говорит Михаил Уржумцев, президент, генеральный директор «Мэлон Фэшн Груп».

Программа поддержки легкой промышленности на 2016 год от Минпромторга направлена в основном на поддержку производителей спецодежды, различной униформы и школьной формы.

Поэтому совершенно непонятно, как российские бренды будут покорять просторы мирового рынка. Известно только, что отечественные производители одежды моделируют экономичные силуэты новых коллекций, переходят на китайские базовые ткани, байеры сетевых компаний заказывают на азиатских рынках готовую одежду попроще и в основном из синтетики.

«Текстильным предприятиям нужны длинные деньги на техперевооружение, но их пока нет, а те субсидии, которые распределялись в прошлые года получали в основном непонятные компании, которые к отчётному периоду исчезали, - говорит Шамхал Ильдаров, - наши власти много говорят о поддержке отрасли, но в своих действиях они напоминают плохого садовника, которому на плодородной земле никак не удаётся вырастить урожай».

Участники рынка высказывают опасения, что у Минпромторга действительно нет целостного понимания, как поднимать текстильную отрасль.

«Нельзя одной рукой раздавать субсидии, создавать индустриальные парки, запускать трёхпроцентные лизинговые программы для производителей, а другой – открывать зону свободной торговли с Вьетнамом, который один способен завалить страну дешёвой готовой одеждой», - признаёт один из участников рынка.  

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы