Таможня

Железный принцип ФТС: отвечай невпопад, но уверенно, отстаивай интересы бизнеса

Нет, мы не оговорились. ФТС действительно зантересована в процветании, развитии и обогащении бизнеса. Ну, пусть не мифического малого или призрачного среднего, но кое-какого вполне конкретного - однозначно. С тех пор как в 2014 году в нескольких таможенных органах страны началось тестирование портала «Морской порт», о нём говорят и пишут регулярно, но почти всегда – в негативном ключе. Долго бизнес не признавал пункт 7 плана мероприятий дорожной карты по улучшению транспортной ситуации в морских портах исполненным, но в конце 2015 года случилось чудо. В общем, рабочая группа АНО «АСИ» признала вдруг выполненным пункт дорожной карты по улучшению ситуации в морских портах. При этом тут же на 13 длинных пунктов расписала, почему на самом деле ничего не выполнено, и отправила это в ФТС. 

"Но у мамы есть привычка отвечать всегда не то: говорю я ей про птичку, а она мне про пальто"

В распоряжении ПРОВЭД оказалась переписка рабочей группы АСИ и ФТС, в которой первые настаивают на фатальных недостатках системы, а вторые – полностью уверены в своём успехе.

 «По мнению участников пилотного проекта, применение портала не привело к упрощению административных формальностей», - резюмировано в письме АСИ.

В первую очередь, снова, бизнес указал на то, что электронное предварительное информирование на морском транспорте, как и прежде, сопряжено с необходимостью представления тех же данных в бумажном виде, а логика работы портала требует от перевозчика многочасового труда по ручному вводу этой информации. Кроме того, применение портала так и не улучшило межведомственное взаимодействие государственных контрольных органов в морском пункте пропуска и с администрацией морского порта: последняя так и продолжает использовать собственные системы информирования, а пограничные органы и вовсе принимали информацию только на бумаге.

Таможенная служба месяц знакомилась с замечаниями и в последний день срока, предусмотренного законом для ответа, подготовила ответ бизнесу. Содержание этого ответа за подписью заместителя руководителя ФТС Татьяны Голендеевой и возмущает, и восхищает одновременно, потому что составлен абсолютно в духе ФТС: по принципу на «чёрное» – всегда говори «белое».

Портал, по мнению участников проекта, не защищает от несанкционированного доступа к коммерческой информации. – Защищает! – отвечают в ФТС.

Применение портала не улучшило межведомственное взаимодействие государственных контрольных органов. На это таможня как мантру повторяет: «В части межведомственного электронного взаимодействия функционал прототипа Портала «Морской порт» обеспечивает возможность как непосредственного внесения информации в режиме online, так и загрузки электронных документов в соответствующих форматах».

В портале не реализованы прием и обработка сообщений электронного обмена данными в международном стандарте. – Реализованы! – настаивает ведомство, поясняя, что ФТС использует структуры XML-документа. «В частности, рекомендацией Коллегии ЕЭК <…> рекомендуется в целях унификации применяемых стандартов использовать расширяемый язык разметки (XML) <…> ФТС России в качестве основы при построении модели данных ЕАИС таможенных органов использует структуры XML-документа». Видимо, для таможни «рекомендовать» означает «приказать». В качестве одного из оснований, по которым использование структуры XML-документа таможня считает неизбежным благом, ФТС указывает то, что «применение формата XML позволяет обеспечить информационный обмен с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия». Чувствуете разницу между «позволяет обеспечить» и «обеспечивает»? В ФТС не чувствуют. Поэтому вся процедура превращается в простое дублирование бумажного документа его электронной копией и дальше прогресс не идёт.

Вдобавок большинство пунктов ФТС просто проигнорировала, объяснив это тем, что «другие замечания и предложения, содержащиеся в письме АНО «АСИ», уже озвучивались заинтересованными участниками ВЭД и другими организациями на этапе тестирования прототипа Портала «Морской порт». Видимо, это действительно крайне утомительно по многу раз объяснять всем, почему и что ФТС делает так, как делает.

В чьих интересах

Хотя и в принципе таможенное ведомство вовсе не считает эксперимент неудачным: «Результаты проведенного с февраля 2014 года тестирования прототипа Портала «Морской порт» подтвердили правильность выбранных технологических решений и позволили создать необходимые условия для перехода к разработке полнофункционального программного средства», - говорится в документе.

Судя по всему, правильность заключается в том, что, по оценкам экспертов, с лета 2013 года на создание портала потрачено уже около 55 млн рублей из государственной казны просто на то, чтобы «создать необходимые условия», а совсем не так необходимый полноценный программный продукт.

Ну и, в конце концов, если даже что-то и работает не так, то уж конечно не по вине таможни, а как минимум – по вине ЕЭК: «Необходимость представления документов и сведений в бумажном виде является условием проведения эксперимента в связи с тем, что до настоящего времени отсутствует нормативная правовая база по осуществлению электронного документооборота при оформлении товаров и грузов в морских портах». Только тогда абсолютно непонятно, зачем было проводить многомиллионный эксперимент, когда должной нормативной базы нет и не предвидится. Впрочем, на риторические вопросы ответы тоже обычно не предвидятся.

Понятно зачем. Пока это всё разрабатывается и тестируется, есть возможность включать в бюджет эту статью. «Пилите, Шура, пилите», - как говорится. И кто сказал, что это не заработает, когда всем скажут: всё, внедрено, утверждено, обязаны пользоваться, извольте?  Заработает. Только в одном правильном направлении: клиенту работа через портал будет обходиться примерно в 10 тысяч рублей в месяц. Благоприобретатель в этом случае разработчик, компания СТМ, они обеспечивают связь «Морского порта» с порталом ФТС и сопряжение систем агентской компании и таможни.

То есть становится слегка ясно, почему вдруг при наличии стольких претензий АСИ вдруг сочло пункт в целом выполненным. В последующих публикациях мы постараемся более наглядно показать, кто заинтересован в том, чтобы проталкивать несовершенный продукт в бесконкурентное поле. И интересы какого бизнеса учитываются при этом.

 

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы