Экономика

Виталий Сурвилло: бизнес не позволит ФТС проделать фокусы с дорожной картой

Неукоснительное следование "букве закона" 16 главы КоАП РФ Федеральной Таможенной службой России продолжает оставаться одной из самых острых проблем для участников ВЭД.  Неоправданная суровость наказания и конфискация товара - это только малая толика накопившихся у бизнеса претензий к законодателям и власти. 

Но стоит отдать должное нашему правительству: шаг за шагом положение дел становится лучше. В каких-то областях этот процесс происходит медленнее, в каких-то - быстрее, главное, что существует диалог бизнеса и власти. У бизнеса есть возможность выражать свою позицию и дорабатывать существующие законы. В частности, это касается 16 главы КоАП, которая, согласно 71 пункту ДК "Совершенствование таможенного администрирования", должна быть полностью проинвентаризирована с учетом пожеланий бизнеса к январю 2015 года. В свете указов Путина, говорящих о всесторонней поддержке бизнеса, неисполнение по срокам пунктов ДК  может иметь болезненные последствия  для ведомства, ответственного за мероприятие. Как известно, ответственным за исполнение 71 пункта ДК является Федеральная таможенная служба (ФТС). Вот тут-то и кроется разгадка, почему сегодня так обеспокоено бизнес-сообщество.

Проблемы 16 главы КоАП обсуждаются на разных площадках, ведется работа по каждому отдельному пункту. На состоявшемся недавно заседании под председательством Первого заместителя председателя Правительства РФ Игоря Шувалова принято Поручение о предоставлении ФТС  в Правительство Российской Федерации предложений о внесении изменений в главу 16 КоАП РФ, в частности 16.2, предусматривающих возможность внесения изменений в декларацию, без наступления административной ответственности в случае самостоятельного выявления нарушений, допущенных при таможенном декларировании товаров. Данное поручение можно было бы рассматривать, как победу бизнеса. Спешно подготовленный законопроект был одобрен АСИ, но ФТС решило убить двух зайцев одним выстрелом -  и поручение Шувалова выполнить, и перед Президентом отчитаться о выполнении пункта 71 ДК. Но дело в том, что это кардинально разные вещи. Бизнес забил тревогу.

 Вице-президент Общероссийской общественной организации «Деловая Россия», руководитель рабочей группы Агентства стратегических инициатив (АСИ) по дорожной карте «Совершенствование таможенного администрирования» Виталий Сурвилло побеседовал с корреспондентом ПРОВЭД на волнующую бизнес сообщество тему редакции 16 главы КоАП РФ, а также всех сопутствующих этой работе проблемах. Виталий Сурвилло  поделился своим видением данной ситуации, заверив корреспондента ПРОВЭД, что панические настроения нужно отбросить, так как рабочая группа АСИ этот номер ФТС проделать не позволит - и работа продолжится.

ПАНИКОВАТЬ ПОКА РАНО

Изменения не приняты и не вступили в силу, говорит Виталий Сурвилло. Законопроект еще не пошел в Госдуму. Последнее решение будет за правительством. Правда, в связи с тем, что в законопроекте остаются оговорки АСИ не по главному вопросу, а по другим, то принят он, скорее всего, не будет. Тем более, сейчас АСИ отзывает свое согласие, это точно затянет решение вопроса. У бизнеса сейчас некоторая паника, которая не имеет под собой достаточного основания. Нужно успокоиться и работать дальше.

ПОРУЧЕНИЕ ШУВАЛОВА

На февральском выездном заседании у первого заместителя председателя Правительства Российской Федерации Игоря Шувалова, которое состоялось в Калининграде, представители КСИИ заострили внимание на том, что ст.16.2 КоАП  является одной из самых больших проблем всей 16 главы. В том случае, если участник ВЭД  самостоятельно находит свои ошибки и признает их, он все равно наказывается. В такой ситуации теряется всякий стимул говорить о своих ошибках честно. Шуваловым на том совещании  было дано поручение Федеральной Таможенной Службе (ФТС) разработать изменения касательно добровольного признания и обнаружения ошибок декларантом. В этом случае  декларант должен быть освобожден от ответственности.

71-й ПУНКТ ДОРОЖНОЙ КАРТЫ.

Работой над КоАП занимаются на многих площадках.  Поручение Шувалова по 16.2 КоАП пересекается с Дорожной Картой "Совершенствование таможенного администрирования" (ДК). В ДК есть 71 пункт, который говорит о том, что должна быть проведена инвентаризация всей 16 главы КоАП , а не только 16.2. Там колоссальное количество проблем и неадекватностей. В январе следующего года уже должен быть результат, должен быть принят соответствующий законопроект.. Этот пункт "висит" в ДК с самого начала, раньше за него отвечал Минюст, который на все письма со стороны объединений бизнеса отвечал, что ничего менять не надо. Реакция бизнеса была очевидна: в данной ситуации, бизнес не будет считать ДК выполняемой. Было принято решение, что ФТС сама предложит, как проинвентаризовать гл. 16 КоАП. Таким образом , совпали по времени работа над глобальными изменениями 16 главы и над поручением Шувалова по ст. 16.2.

Не делая никаких предложений по первому направлению, ФТС подготовило законопроект по второму, т.е. по 2 части ст.16.2. АСИ приняло участие в многочисленных согласовательных встречах с ФТС по указанной статье, в частности, по необходимости распространения законопроекта и на часть 1 статьи 16.2. Позиция таможни была такова: "...давайте мы часть 2 к 16.2 изменим, как просит бизнес, а часть 1 обговорим потом" . На заседании рабочей группы АСИ, которое состоялось 21 мая, представители бизнеса приняли решение поддержать законопроект после учета его замечаний, кроме замечания по 1-й части. Руководствуясь тем, что изменения в 16.2 часть 2- это лучше, чем ничего. Остальные, не менее острые вопросы, планировалось решить в контексте работы по 71 пункту ДК. В предложениях по 71 пункту ДК говорилось, в частности,  и о полном исключении первой части 16.2. Бизнес пребывал в уверенности, что вопрос будет решен. 

В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ПРОБЛЕМА?

ФТС энергично продвигала свой законопроект по ст.16.2 в соответствии с существующими процедурами. Вот тут-то и случилась самая неприятная вещь, в результате чего бизнес перепугался. Как раз в это время на Петербургском форуме Владимир Путин говорил о том, что бизнес ждать долго не может, и пункты ДК необходимо реализовывать быстрее. Но ФТС вместо того, чтобы скрупулезно работать и начинать инвентаризацию всей 16 главы КоАП  (71 пункт ДК) доложила, что решение по ДК готово, и что это её законопроект по 16.2 КоАП. Когда таможня впервые озвучила такую позицию, реакция рабочей группы (РГ) АСИ была однозначна: это кардинально разные вещи и смешивать их категорически нельзя. РГ АСИ будет стоять насмерть и никогда не согласится принять законопроект ФТС по 16.2, как решение проблемы всей 16 главы КоАП. Ведь проблемы 16 главы, это не только добровольное признание вины декларантом, это вообще чрезмерная жесткость наказания,  использование конфискации, которая никому уже не нужна, нелогичность, несоразмерность, неадекватность наказаний совершенным правонарушениям.

БОРИС ТИТОВ НА ЗАЩИТЕ ИНТЕРЕСОВ БИЗНЕСА.

6 августа текущего года  сформировалась еще одна площадка диалога по 16 главе.. Омбудсмен, уполномоченный при президенте по защите прав предпринимателей Борис Титов, на основании жалоб, поступивших ему за этот год, в том числе, в сфере таможни, поручил сформулировать основные системные проблемы законодательства, с которыми сталкиваются предприниматели. Это те проблемы, по которым аппарат омбудсмена помочь не может, так как все делалось в соответствии с действующим законодательством. Но если есть повторяющиеся проблемы, которые невозможно решить для добросовестного предпринимателя в рамках существующего законодательства, значит, нужно пересматривать законодательство. В том, что касается таможенной сферы, было выделено несколько наиболее острых вопросов, среди которых - и проблема 16 главы КоАП. 6 августа этот вопрос был задан ФТС. Ответ был примерно такой: у нас законы хорошие, просто применяются плохо. Но все же удалось договориться о дальнейших встречах, и по итогам ежегодного доклада омбудсмена будут даны поручения, которые, в частности, должны коснуться 16 главы КоАП.

КАКИЕ ЦЕЛИ ПРЕСЛЕДУЕТ ФТС?

Я не думаю, что у конкретных людей в ФТС есть злые и коварные замыслы насолить бизнесу, - продолжает Виталий Сурвилло. Когда предлагают разработать новый федеральный закон об изменениях 16 главы КоАП, на тебя падает огромная ответственность. Это громадный пласт работы, на который у ФТС не хватает времени и сил. Таможня просто не хочет  заниматься еще и этим вопросом. Впрочем, это - мое личное объяснение. То, что проблемы с КоАП есть, все знают. Если брать случаи из практики, каждый год можно найти немало абсурдных решений. Такое у нас законодательство в формулировках 16 главы. У ФТС есть опасения, что за оставшиеся 4 месяца они этот закон не сумеют разработать. Поэтому таможня и предлагает ограничиться полу-законом об изменениях только части 2-й ст.16.2 КоАП.

ПОЧЕМУ ФТС НЕ МОЖЕТ РЕШИТЬ ВОПРОС?

Год назад  ФТС стала ответственным за исполнение 71 пункта ДК, с которым не справился Минюст. Таможня обратилась к бизнесу с просьбой прислать свои предложения. Но, в результате бюрократических проволочек, АСИ эти предложения смогло отправить только в начале этого лета. Получается, в этом есть и вина АСИ. Правда, от бизнес-объединений эти предложения уже давно приходили в адрес ФТС, но формально, обращение от АСИ они получили только в начале лета.

ЕСТЬ ЛИ ПОЗИЦИЯ БИЗНЕСА?

Конечно,  она есть. Общая позиция уже выработана, существует полностью переписанная 16 глава КоАП. Эта позиция согласована со всеми бизнес-объединениями и официально направлена в ФТС. Наконец, 7 августа пришел первый  за все время  ответ от таможни: с внесенными изменениями ФТС  не согласна. Но, будем считать, что это начало пути.

БУДЕТ ЛИ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ИСХОД ДЛЯ БИЗНЕСА?

Я уверен, что вопрос 16 главы КоАП  будет благополучно решен. Это очень масштабный и знаковый вопрос. Если государство скажет бизнесу: мы вас больше не слушаем, то это ломает идеологию всей ДК и призывов президента: "давайте пойдем навстречу бизнесу", - это ломает все. Адекватных аргументов со стороны ФТС по конкретным положениям 16 главы будет очень мало, по ряду положений - их просто не существует. Очевидно, что 16 глава КоАП  предусматривает излишние и чрезмерные наказания за те административные правонарушения, которые могут быть.

ПОДВОДЯ ИТОГ

Если подводить некий итог этой истории,   на сегодняшний момент мы имеем утвержденный АСИ  законопроект ФТС по части 2-й ст.16.2 КоАП. В течении последних 2-х месяцев  в АСИ поступило множество писем от бизнес-объединений, говорящих о невозможности принятия данного законопроекта, а также заключения экспертов, свидетельствующих о том, что,  приняв нынешнюю редакцию 16.2 КоАП  бизнесу станет только хуже. АСИ  намерено уже на этой неделе отправить письмо в ФТС об отзыве своего предыдущего согласования по 16.2 КоАП.

По 71 пункту ДК - а именно, пересмотру всей 16 главы КоАП - мы ждем действий со стороны ФТС. Времени осталось минимум и утвердить закон, как прописано в ДК, к январю 2015, скорее всего,  не получится. Помимо этого, готовится поручение по докладу Бориса Титова.

ЛИЧНОЕ МНЕНИЕ ВИТАЛИЯ СУРВИЛЛО

Полагаю, мое личное мнение  в этой ситуации не столь важно. Я руковожу РГ АСИ, она представляет интересы бизнеса, и моя обязанность - передавать позицию и мнение, выработанные этой группой. Лично для меня, чтение случаев, связанных с применением 16 главой КоАП,  напоминает сериал ужасов, волосы дыбом встают. Логики в действующей системе  я понять никак не могу. Часто привожу этот реальный случай. Прилетает зафрахтованный пассажирский самолет, привозит трех пассажиров с грузом, они все зафиксировали и задекларировали , их выпустили. Самолет должен лететь обратно, в последний момент выясняется, что  незадекларировано транспортное средство - сам самолет. Формальность это или бюрократическая неувязка, но этого сделано не было. Согласно  КоАП, мера наказания - конфискация самолета или уплата его стоимости. В суде удалось договориться о сокращении взимаемой суммы в два раза, но деньги все равно немыслимые. Никакого ущерба интересам государства здесь нет, но ФТС является заложником действующей системы: таможня обязана действовать в рамках закона...

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы