Таможня

Потемкинские деревни в санкт-петербургском порту

В рейтинге простоты ведения предпринимательской деятельности Всемирного Банка «Doing Business» по уровню развития международной торговли Россия занимает 170-е место из 189-ти. Одна из основных причин столь катастрофического положения дел – неудовлетворительная работа морских портов. Пути преодоления сложившейся ситуации обсуждали на совместном заседании Совета Торгово-промышленной палаты РФ по таможенной политике и Комитета ТПП по транспорту и экспедированию.  

Модератор заседания советник президента ТПП РФ Георгий Петров констатировал, что по показателям эффективности работы морских портов Россия сейчас находится на одном из последних мест в мире. С тем, что для улучшения работы портов ничего не сделано, согласен и руководитель рабочей группы по мониторингу дорожной карты «Совершенствование таможенного администрирования», вице-президент ОО «Деловая Россия» Виталий Сурвилло.

«Под руководством Минэкономразвития и руководства Агентства стратегических инициатив была сформирована рабочая группа Воскресенского-Никитина, которая поставила себе задачу хоть что-то сделать в этой сфере. Сегодня в рейтинге «Doing Business» по уровню развития международной торговли Россия занимает 170-е место. Эта позиция определяется на основании экспорта металлоизделий из России в Италию и импорта автозапчастей через порт Петербурга. Усилиями Минэкономразвития все органы исполнительной власти подписали протокол, в котором отмечены целевые показатели пилотного эксперимента, который будет происходить в Большом Морском порту Петербурга, чтобы хотя бы в этом месте облегчить жизнь предпринимателей», - рассказал Виталий Сурвилло.   

«Облегчить жизнь» действительно надо, ведь цифры Всемирного Банка, которыми он оперирует, действительно ужасают. В России на экспорт и импорт требуется 96 часов, на получение необходимых документов 43 часа, стоимость их оформления около 500 долл., пограничный и таможенный контроль обходится в 1125 долл. Минэкономразвития поставило достаточно радикальную задачу – сократить все эти показатели в два раза. Но ужас ситуации в том, что даже если столь амбициозные задачи будут выполнены, а все остальные государства не будут двигаться с места, Россия займет в итоговом рейтинге лишь 99 место.

После долгих согласований была принята таблица целевых параметров, которую подписали представители ФТС и Минтранса. Озвученные цифры звучат более чем воодушевляющее. С августа 2016 года срок прохождения товаров, не облагаемых экспортными пошлинами, должен сократиться с 96 часов до 1 часа, а с декабря - до 30 минут. Сокращается количество документов для экспорта, которые должны быть предъявлены при подаче декларации. С лета это всего четыре документа, с декабря – всего три. Безкомиссионное оформление судов будет относиться к 65% судозаходов с августа, а в декабре – уже к 80%. Стоимость обработки грузов в порту должна снизиться с 1125 долларов сейчас, до 550 долларов в августе и до 375 долларов в декабре. Вместе с тем, Виталий Сурвилло отметил, что цифра 1125 вызывает большие вопросы, никто достоверно не знает, какие именно сборы в нее входят, а какие-нет.

Похожие, но, разумеется, несколько более отдаленные цели предусмотрены для импорта. Для не подлежащего декларированию импорта таможенное оформление должно занять  2,5 часа с августа и 1,5 часа с декабря. Срок выпуска по электронной предварительной декларации – 3 часа в августе и 2 часа – в декабре. Все остальные показатели также должны быть улучшены – двукратный контроль по одной и той же процедуре будет сокращен до 0,3%

«Вот такие светлые цифры. Им можно радоваться. Но подвох чувствуют не только предприниматели, но и Минэкономразвития. Насколько вообще можно верить таким цифрам? По данным ФТС, через инспекционно-досмотровые комплексы в прошлом году прошло не более 6% контейнеров. А по данным портовиков, по рефрижераторам это более 90%, а по сухим контейнерам – не менее 10%», - отметил эксперт. Как можно добиться высоких показателей, если нет даже четкого представления о том, что уже есть на сегодняшний момент?

Помимо таблицы целевых параметров был принят еще один документ – оптимальная схема всех операций, которые нужно делать при экспорте и импорте. По мнению Виталия Сурвилло, в нем содержится несколько очень новых и позитивных моментов. «Предусмотрена возможность получения участником ВЭД предварительного решения по вопросам методов определения таможенной стоимости ввозимых товаров. Кроме того, в отдельных случаях таможенники не будут настаивать на том, чтобы сертификаты соответствия были обязательно предъявлены на момент таможенного оформления. Разрешается выпуск с условием, что товар не будет реализован, он может храниться на складе импортера», - сообщил он, добавив, что все эти документы отражены в контрольных показателях эффективности Балтийской таможни на 2016 год.

«Это выглядит потемкинскими деревнями, но ведь и покорение Крыма началось с потемкинских деревень», - оптимистично завершил он.

Сомнение в возможности реализации озвученных Виталием Сурвилло показателей выразил президент НП «Ассоциации морских агентов Санкт-Петербурга» Александр Виноградов. «Это те прожэкты, на которые надеются в Москве. На самом деле в порту не все так благоприятно, да и порт – не место для экспериментов. Все эти мероприятия - чисто для галочки. На самом деле, нужно изменить всю систему от таможни до пограничников. Так что этот план не просто выглядит как потемкинские деревни, это и есть такие деревни. Какое все это может иметь значение? Сегодня приходящее судно не может обрабатываться до тех пор, пока не придут пограничники и таможенники и не поставят синий штамп на бумажных документах. И все ждут: порт стоит, терминалы стоят, грузчики сидят на причале и ждут пока господа придут и поставят штамп», - рассказал эксперт.  

Он отметил, что старые приказы ФТС не отменяются, таможенный кодекс действует и вступает в противоречие с новыми нормами. Кроме того, реальная жизнь и жизнь «на бумаге» отличается радикально. Таможенники заходят на борт, но ставят галочку, что на корабле их не было.  

Пока все попытки упростить систему скорее заканчиваются ее усложнением. Яркой иллюстрацией тому стало выступление Андрея Андреева, исполнительного директора компании «ЮНИФИДЕР», который поведал об опыте работы с  прототипом КПС «Портал Морской порт». С его точки зрения, портал не только не выполняет своих функций, но и создает дополнительные проблемы. Бизнесменам приходится предоставлять дополнительную информацию в электронном виде, помимо огромного количества бумажных документов. Формат ввода сведений неудобен и не отвечает международным требованиям. Как следствие, предприниматели вынуждены работать не напрямую с порталом, а с фирмами, предоставляющими программы-конвертеры, которые переводят документы из международного формата в формат, нужный для таможенников.

Вполне естественно, что при этом теряется и основной смысл портала – ведь нет обратной связи, и субъекты ВЭД не видят реакцию ФТС на документы. Хуже того, пограничные службы не имеют доступа в интернет и не могут подключиться к порталу, для проверки документов онлайн, поэтому смысла в нём в принципе нет. Портал не отменяет предоставление документов в бумажном виде, поэтому время, которое предприниматели тратят на растормаживание, не сокращается, а только растёт.

Итог заседания оказался традиционным. Участники договорились подготовить конкретные предложения по устранению всех этих проблем и довести их до соответствующих министерств и ведомств. 

 
 
Партнеры:
Loading...
Похожие материалы