Экономика

Заморозка Арктики: Россия больше не стремится к освоению шельфа

Освоение арктического нефтеносного шельфа было одним из излюбленных проектов российских властей. В то время, как по всему миру экологи призывали и принуждали нефтяные компании отказываться от бурения и добычи в Арктике, в России эти планы преподносились как элемент мощи государства. Всё сдулось, а внимание населения переключили на другие пузыри величия.

До 22% технически извлекаемой нефти в мире находится за полярным кругом, и значительная часть залегает на территории России. С 2010 по 2013 год, когда цены на черное золото стабильно превышали 100 долларов за баррель, нефтяные компании не пугали ни суровые арктические условия, ни дефицит в России нужных технологий. При нынешних ценах северные проекты обречены на убыточность, но публично признать неудачу российские власти, как водится, не хотят.

Сейчас на российском арктическом шельфе действует лишь одна платформа – Приразломная. Она прославилась на весь мир в сентябре 2013 года, когда группа активистов «Гринпис» попыталась в знак протеста на нее высадиться, чтобы повесить баннер. Ответные действия властей тогда многим показались неадекватно жесткими, экологи несколько месяцев находились под стражей. Меж тем, платформа себя не окупает. По заказу Всемирного фонда дикой природы (WWF) Международный институт устойчивого развития и выпустил доклад с оценкой эффективности государственной поддержки и рентабельности Приразломной. С их точки зрения проект будет экономически неэффективным даже при поддержке со стороны государства: налоговых льготах и предоставлении услуг по заниженным ценам. В своем анализе институт исходил из мартовских цен на нефть в 60 долларов. При такой цене чистая приведенная стоимость для проекта оказалась отрицательной даже с учетом льгот: минус 579 млн долларов. Сейчас баррель нефти марки Brent стоит уже 45 долларов. При этом большая часть оборудования на «Приразломной» - импортная, бывшая в употреблении.

В «Газпроме» провал, фактически, признали. На прошлой неделе стало известно, что компания отложила работы по освоению арктического шельфа до 2031 года. В разговоре с «РБК» в Минприроды подтвердили решение и объяснили его необходимостью дополнительной геологической разведки в регионе. Так, крайне неудачным оказался опыт освоения Долгинского месторождения (оно расположено сравнительно недалеко от Приразломной). «Газпром нефть» пробурила там две разведывательные скважины, но углеводородов там не оказалось. Каждая из попыток, отмечали в Минприроды, стоила компании порядка  $500 млн.

При столь грустных цифрах и тяжелой общей экономической ситуации говорить о дальнейшем развитии арктического направления довольно странно. Тем не менее, такие голоса время от времени раздаются. Так, на днях замглавы министерства энергетики России Анатолий Яновский сообщил, что «Роснефть» обсуждает с Китаем его вхождение в шельфовые проекты Арктики. «Тема обсуждается на уровне компаний. Насколько я знаю, «Роснефть» ведет переговоры, обсуждает»,— цитирует «РИА Новости» чиновника. Очередные заявления в духе «Китай нам поможет» связаны с недавней большой сделкой «Роснефти». Госкорпорация может получить 30% в Китайской национальной химической корпорации ChemChina в обмен на контрольный пакет «Восточной нефтехимической компании» (ВНХК), которая представляет собой проект строительства НПЗ в Приморском крае.

Тем не менее, эксперты скептически относятся к возможности освоения арктического шельфа в ближайшие годы, даже с китайской помощью.

«В нынешних условиях - при низких ценах на нефть и санкциях - масштабное освоение шельфа Арктики в России откладывается, шансы малы. Это подтверждают следующие факты: арктические проекты «Роснефти» с компанией ExxonMobil свернуты из-за санкций, компанией отложено бурение на семи участках шельфа . Даже при высоких ценах на нефть и без санкций на континентальном шельфе России в промышленную эксплуатацию было введено только одно месторождение - Приразломное. Будущее месторождения Победа в Карском море не известно. Сейчас необходимо сконцентрироваться на перспективных, менее затратных, направлениях. Но Арктика по-прежнему остается крупнейшей природной кладовой углеводородов в мире», - сообщила ПРОВЭДу аналитик Центра сырьевой экономики РАНХиГС Регина Базалева.

stopshell

Утешает в этой ситуации лишь то, что российские госкомпании – далеко не единственные «неудачники» в битве за шельф. Из-за низких цен на нефть работы на этом направлении приостановили почти все. Гигант Royal Dutch Shell вел активные работы у берегов Аляски в Чукотском море. Еще в марте этого года концерн верил в возможность успеха, хотя на тот момент такие компании как Chevron, ConocoPhillips, Statoil и Total уже приостановили свои арктические проекты, решив, что в существующих условиях это слишком рискованно для окружающей среды. Аналитики Shell посчитали, что из-за очень быстрого роста числа автомобилей и кондиционеров в развивающихся странах через 35 лет потребности человечества в энергии удвоятся. А значит, даже при самых впечатляющих темпах роста атомной и альтернативной энергетики спрос на газ и нефть останется высоким. В компании планировали на долгий срок: первая нефть по несуществующему пока подводному нефтепроводу должна была пойти только через 15 лет.     

В сентябре стало понятно, что эти планы не будут реализованы. По сообщениям BBC, Shell остановил работы и в обозримом будущем не собирается возвращаться к проекту по разработке нефти в этом регионе. В заявлении компании объясняется: после бурения разведывательной скважины длиной более двух километров геологам-разведчикам удалось обнаружить нефть и газ, но не в достаточном количестве. На разработку арктической нефти Shell  потратила 7 млрд долларов.

 

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы