Свое мнение

Очередной экспериментальный эксперимент от ФТС

Негосударственные эксперименты ведомства Андрея Бельянинова

Негосударственные эксперименты ведомства Андрея Бельянинова

По количеству проведенных в последние годы экспериментов ФТС, наверное, в лидерах среди ФОИВ, а если еще учесть масштаб этих экспериментов, то точно лидер, однозначный и недосягаемый. У Анатолия Чубайса с его Нанотехнологиями есть вполне обоснованные причины беспокоиться. Нет, не из-за количества экспериментов от ФТС, и даже не из-за масштаба этих экспериментов, а из-за абсолютно провальных результатов  этих экспериментов...

 

 

«Никаких экспериментов здесь не будет. Над крысами пускай эксперименты проводят».

(В.В.Путин, 20.11.2000 года)

Экспериментов,  в самом деле,  в последние годы ФТС проводила и проводит много, и все они проходили под одним лозунгом «Если эксперимент удался, что-то здесь не так...», потому и  похвастать результатами удачных экспериментов ФТС не может, даже оправдаться не пытается, но на то он и эксперимент, чтобы опробовать, обкатать технологию, процесс, процедуру. Но во всех экспериментах есть несколько сквозных и одинаковых особенностей. Первая – все, без исключения эксперименты, ФТС  начинает прямо "с колес", без просчетов, без оценок, экспертных заключений и консультаций с бизнесом (консультации с РОСТЭК не считаются). Вторая сквозная особенность всех этих экспериментов – все эксперименты проводились и проводятся в интересах определенных, конкретных и аффилированных с ФТС коммерческих структур (а вот тут РОСТЭК считается).

Эксперимент №1

Решающие эксперименты признаются таковыми лишь десятилетия спустя.

С июля 2008 г. ФТС начала проведение эксперимента по внедрению новой технологической схемы пропуска через государственную границу по принципу «одного окна», причем,  во всех первоисточниках ВТамО, Киотской конвенции этот принцип определении как «Единое окно». Площадкой для этого был избран многосторонний автомобильный пункт пропуска Бурачки Себежской таможни (СЗТУ).

Значимость этого эксперимента прокомментировал тогда  начальник отдела организации таможенного оформления и контроля в пунктах пропуска Главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля ФТС России Александр Дуров: «ФТС России предпринимает значительные меры по обеспечению бесперебойного движения товаров и транспортных средств через автомобильные пункты пропуска, расположенные на различных участках государственной границы Российской Федерации, путем совершенствования таможенного администрирования, внедрения современных технических средств и технологий таможенного контроля, развития инфраструктуры. В условиях динамичного роста грузопотока полностью решить проблему очередей на границе со странами – членами Европейского союза только данными средствами не представляется возможным, необходимо глобальное реформирование всей системы пропуска через государственную границу Российской Федерации и организации государственного контроля. Важным шагом на пути модернизации устаревшей модели является внедрение новой технологии проведения государственного контроля по принципу «одного окна»».

Отрабатываемая в ходе эксперимента схема предусматривала изменение технологии проведения таможенного контроля в пунктах пропуска через государственную границу. Прохождение таможенного, ветеринарного, карантинного фитосанитарного и транспортного документального контроля в рамках эксперимента осуществлялось по принципу «одного окна». Сотрудник таможенного поста полностью осуществлял прием и выдачу документов перевозчику, а также их передачу представителям контрольных органов и получение с отметками о проведенном контроле. Такой порядок, по мнению экспериментаторов, должен освободить перевозчика от необходимости поиска соответствующих контрольных органов, позволить значительно сэкономить время на прохождение контроля. При нахождении в «зеленой зоне» транспортное средство должно будет оформляться в максимально короткие сроки. Общее время нахождения транспортного средства в пункте пропуска не должно будет превышать 1 часа (некоторые горячие головы из ФТС озвучивали показатели 15-20 минут). И это в далеком 2008 году, кстати, самым лучшим и самым показательным годом по объемам  и обороту грузоперевозок.

Прошло больше четырех лет с момента проведения этого эксперимента, который был направлен на улучшение, ускорение и ликвидацию (не уменьшение, а именно ликвидацию!) очередей на границе.

Видимо, эксперимент дал такой положительный эффект, что по итогам 2012 года на МАПП Северо-Запада, где количество пересечений через границу далеко не на всех пунктах  еще восстановилась до уровня 2008 года, очереди стали длиннее, время нахождения транспортного средства в пункте пропуска существенно выросло и составляет   несколько часов. И что еще удивительно, если в далеком 2008 году  экспериментально обкатали технологию предварительного информирования и электронной транзитной декларации, то почему в июне 2012 года, когда предварительное информирование стало обязательным,   для таможенных органов, особенно Северо-Запада, это стало такой новинкой и неожиданностью?

По всей видимости, какая ставилась задача, такой и получился результат от эксперимента.

В результате, собрали в «одно окно» все проблемы, оставив в стороне технологии, оптимизацию процедур и IT-процессы.

Эксперимент №2

Экспериментальный кролик может позволить себе практически все.

В январе 2009 года ФТС озадачилась очередным экспериментом, на первый взгляд, вполне логичным и прогрессивным, но это только на очень и самый первый взгляд. Чтобы сразу  показать свою решительность, ФТС издала приказ от 21 января 2009 г. N 33 г. "Об утверждении Временного порядка проведения отдельных таможенных операций при таможенном оформлении и таможенном контроле товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации из Турецкой Республики воздушным транспортом во Внуковской таможне».

Сразу же после вступления в силу вышеуказанного приказа 18 февраля Внуковская таможня провела презентацию таможенного оформления грузового рейса из аэропорта им. Ататюрка (г. Стамбул) в рамках российско-турецкого проекта «Упрощенный таможенный коридор».

«Создан удобный авиационный таможенный коридор для взаимной торговли на основе обмена заверенной достоверной предварительной информацией между таможенными службами России и Турции. Предоставление заверенной предварительной информации о товарах создает условия для скорейшего таможенного оформления турецких товаров при их ввозе в Россию, а также минимизирует возможности проникновения в нашу страну «серого импорта» и контрабанды. Ускорение таможенных процедур за счет «информационной прозрачности» полностью отвечает интересам добросовестных участников внешнеэкономической деятельности.

Разработанная ФТС России технология таможенного оформления и таможенного контроля товаров, ввозимых в Российскую Федерацию из Турецкой Республики авиатранспортом с использованием предварительной информации позволяет (при безусловном соблюдении правоохранительной и контролирующей составляющих) в ускоренном порядке оформлять турецкие товары, ввозимые турецкими компаниями, участвующими в проекте «Упрощенный таможенный коридор». В рамках «Упрощенного таможенного коридора» турецкие компании предоставляют таможенному органу своей страны достоверную и заверенную национальной торгово-промышленной палатой информацию о перемещаемых товарах, их номенклатуре и фактурной стоимости», - заявила пресс-служба ФТС

Руководитель ФТС России Андрей Бельянинов отметил, что одна из целей проекта – создать благоприятные условия для экспорта в Россию товаров турецких производителей, отделив добропорядочных участников внешнеэкономической деятельности от проблемных. Это стало возможно в силу высокой степени доверия, которая установилась между российскими и турецкими таможенными службами, и высокой заинтересованности бизнеса.

Тут,  видимо,  предполагалось взаимное доверие российской и турецкой таможни исключительно к РОСТЭКУ, все остальные участники ВЭД по умолчанию рассматривались как проблемные.

В дальнейшем, по результатам эксперимента предполагалось определить виды транспорта и места возможного оформления турецких товаров по процедуре «Упрощенный таможенный коридор».

Вот на этих парадных словах весь эксперимент в части авиаперевозок, собственно, и закончился. Хотя нет, есть еще одна особенность: основным партнером и консультантом в рамках этого эксперимента был определен РОСТЭК (опять случайно). Все правильно делала ФТС, должна же «мать» как-то заботиться о своих «детях». В конечном  результате эксперимента, турецкие товары не полетели авиатранспортом, через Внуково, а российский и турецкий предприниматели решили не работать на авиамаршрутах с РОСТЭКом, который даже представительство в Стамбуле открывал... Но, зато Внуково стало основным и, наверное, единственным местом доставки турецких товаров  автомобильным транспортом. Нет, автомобили не полетели, и  их даже не перевозили самолетами, автомобили поехали своим ходом по дорогам Европы, из турецких городов в аэропорт Внуково, для оформления турецких товаров  таможенным представителем"РОСТЭК-Логистика". Вот, собственно, и весь эксперимент. Взгляните на карту Европы и попробуйте найти логику в автомобильном маршруте, например Анкара – Внуково….

Эксперимент №3

Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не открытие, а закрытие.

(Петр Капица)

  • Необходимость перевода таможенного оформления в приграничные субъекты Российской Федерации обусловливается ростом внешнеторгового оборота Российской Федерации, усугубляющейся неравномерностью инфраструктурного развития между центральными и приграничными субъектами страны, заострением проблемы чрезмерной транспортной нагрузки на крупные российские города.

Решить эти проблемы можно путем создания в пределах крупных транспортных узлов, но за пределами мегаполисов крупных таможенно-логистических терминалов, одновременно перераспределяя проведение таможенных операций между таможенными органами внутри страны, в приграничных субъектах Российской Федерации и в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации.

Комментарий: Видимо, исключительно в рамках реализации этого положения на начало 2013 года удаленный выпуск практически не работает, есть в некоторых направлениях, но крайне ограничен, в виде сформированных по понимаю ФТС- «пар», связок внутренней таможни с приграничной.

  • Одним из способов разгрузки пунктов пропуска и одновременного повышения эффективности таможенного администрирования перемещаемых через них товаров является развитие института "сухих портов", по сути являющихся терминалами, расположенными в некотором удалении от пунктов пропуска, но позволяющими осуществлять хранение и перевалку значительного количества товаров с одновременным переносом ряда операций таможенного и иных видов контроля из зон таможенного контроля, расположенных в пункте пропуска, в "сухой порт".

Комментарий: Даже буйная фантазия не позволит назвать, например, таможенный пост Пушкинский Балтийской таможни «сухим портом». Интересно знать, идеолог Концепции господин Ивин В., хоть  раз поинтересовался,  а как «перенеслись» таможенные операции на т/п Пушкинский из Большого порта Санкт-Петербурга, в каком объеме и что это изменило.

  • Важную роль в инфраструктурном развитии приграничных субъектов Российской Федерации способно сыграть последовательное использование положений Международной Конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киото, 1973 г.), которая предусматривает необходимость при разработке таможенных процедур использовать предварительную информацию и обеспечивать передачу ее в электронной форме. Наряду с другими инструментами таможенного администрирования предварительное информирование и предварительное декларирование послужат основой для внедрения Рамочных стандартов безопасности и облегчения мировой торговли ВТО.

Комментарий: Особенный момент, тут одно из двух, либо авторы Концепции просто демонстрировали знание существования Киотской конвенции, либо, что более реально, просто решили реализацией Концепции продемонстрировать утопизм Киотской конвенции, что, похоже, им и удалось.

Эксперимент №4

26 декабря 2012 года «Российская газета» организовала деловой завтрак с руководителем ФТС А.Бельяниновым, и только 25 января 2013 года (!) опубликовала полное интервью руководителя ФТС.

Руководитель ФТС А.Бельянинов: «Проблема, которую многие пока недооценивают, - это интернет-торговля. Это уже не отдельные граждане, которые по каталогам через Интернет заказывают себе рубашки или наушники, потому что таких в российских магазинах нет или они там в три раза дороже.

Сейчас посредством Интернета в страну доставляют гигантские товарные партии. Это стало серьезным бизнесом. Товары оформляются на подставных физических лиц. Созданы базы паспортных данных. То есть, образовались некие новые виртуальные "челноки", действующие в обход таможенных правил и пошлин. За виртуальные поставки, которые растут, как снежный ком, идут виртуальные расчеты. И, как правило, - не через банки. Соответственно - не платятся ни налоги, ни таможенные пошлины.

За 2012 году неуправляемая и  нерегулируемая интернет-торговля возросла в разы. На текущий год прогноз еще более настораживающий. Поэтому здесь необходимы системные меры. Мы готовы их предложить. Делать вид, что ничего не происходит, больше нельзя.»

И тут же предложил системную меру. 29 декабря 2012 года А.Бельянинов подписал Приказ №2684 «О совершении таможенных операций в отношении товаров для личного пользования, доставляемых перевозчиком в адрес физических лиц». И опять провести эксперимент, теперь на Шереметьевской таможне. Суть эксперимента – совершенствование таможенных операций  в отношении товаров для личного пользования, доставляемых перевозчиком в адрес физических лиц, согласно, специально разработанному ФТС порядку: использования заявления, составленного в форме реестра, в качестве пассажирской таможенной декларации. Демонстрация пренебрежения и полное игнорирования таможенного законодательства ТС для ФТС, видимо, дело чести, иначе  не возникало бы фантазий с использованием «заявления, составленного в форме реестра в качестве пассажирской таможенной декларации». Но, это полбеды, особая пикантность данного приказа ФТС в том, чтобы  «обеспечить проведение эксперимента во взаимодействии с некоммерческим партнерством Профессиональных таможенных операторов», треть из которых, составляют компании РОСТЭК. А почему, не во взаимодействии, например,с НАТБ, или СВТС, или Опора России, или, например, Агентство стратегических инициатив. Вывод очевиден  - почитайте Приказ №2684.

Экспериментальный порыв ФТС очень напоминает старую шутку времен СССР: Разговаривают сын с отцом. Сын спрашивает:

- Папа, а кто изобрел коммунизм? Политики или ученые?

- Конечно, политики - отвечает отец.

- А ты откуда знаешь? - спрашивает сын.

- Это же очевидно. Ученые его сначала испытали бы на собаках!

Если даже  абстрагироваться от наличия или отсутствия научного потенциала главных управлений ФТС, способности готовить, обосновывать, просчитывать и проводить эксперименты, и даже от закрытости ФТС от бизнеса при подготовке, проведении, а главное доведении результатов эксперимента, все равно невозможно найти обоснования такой узкой ориентированности экспериментов под конкретную коммерческую структуру,  под конкретные коммерческие задачи. И нет в этих экспериментах  ни государственных интересов, ни задач облегчения торговли и снижения административных барьеров.

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...