ЕАЭС

Таможенный кодекс ЕАЭС: борьба национального с межгосударственным

Проект Таможенного Кодекса ЕАЭС в настоящее время проходит процедуру внутригосударственного согласования.  И уже сейчас очевидно, что многие его положения будут подвергнуты существенной корректировке. Преимущества и недостатки нового таможенного законодательства обсудили участники состоявшейся в Москве ежегодной конференции «Таможня 2015: эффективное взаимодействие с бизнесом», организованной медиахолдингом  РБК.

В настоящее время  радикальной ревизии положения проекта нового ТК подвергает не только  профессиональное экспертное сообщество и участники ВЭД, но и  субъекты  межгосударственного формата взаимодействия. Как рассказал директор департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики Дмитрий Некрасов, за последнее время представители Казахстана подготовили более 550 поправок в таможенное законодательство в рамках работы Евразийской экономической комиссии. Эти поправки можно разделить на три группы: непосредственно вопросы проведения самих процедур, особенности применения принципа резидентства и проблематика в сфере фискальной политики. В частности,  проходящая в данный момент в Казахстане  реформа таможенного и налогового законодательства, предполагающая  их объединение в единое правовое поле,  требует вынести эти вопросы на национальный уровень и для остальных стран-участниц ЕАЭС.  Так же, по настоянию Казахстана, принято решение о сохранении принципа резидентства на неопределенный срок.

Дмитрий Некрасов выразил  уверенность в том, что механизм единого окна удастся запустить  к 2020 году.

«Это долгий процесс. Его результаты проявят себя только спустя какое-то время, поскольку на данном этапе нужно вовлечь в сферу принятия решений традиционно пассивные к подобным инициативам государственные органы. В итоге предстоит разработать как единые национальные окна стран-участниц Союза, так и механизмы их взаимодействия между собой», - подчеркнул он.

В целом, по его словам, проект ТК ЕАЭС содержит ряд  принципиально новых подходов.  Это, прежде всего,  полный приоритет электронного декларирования  перед бумажным.  При этом  электронное декларирование должно обеспечивать постоянную работоспособность. Однако и в случае непредвиденных сбоев электронной системы все же предусмотрен вариант проведения процедур в бумажном виде. Кроме того,  законодательной новеллой станет    подача таможенной декларации  без представления таможенному органу документов, на основании которых она заполнена, в случаях, когда такие документы могут быть получены из информационных систем выдавших их государственных органов. Это станет возможным в тесной увязке с автоматическим выпуском товаров, что позволит обрабатывать информацию в оперативном режиме.  «Значительная часть декларации сегодня и так по факту проверяется достаточно формально ввиду сокращения штатной численности инспекторов и их высокой загрузки. Сегодня нас, по сути, «спасает» кризис, который позволяет «переваривать» тот товарооборот, который есть. Но в случае возобновления прежних объемов товаропотоков,  мы не сможем их обработать без качественного скачка», - рассказал Дмитрий Некрасов.  Еще одно нововведение касается  мультимодальных перевозок. Оно позволит заполнять одну таможенную декларацию при всех перегрузках и сменах транспорта под ответственность единого лица.

Значительные изменения затронули и институт уполномоченного экономического оператора (УЭО): унифицированы условия включения в реестр УЭО и расширен перечень лиц, которые могут претендовать на присвоение этого статуса. При этом введены три типа свидетельств о включении в реестр УЭО.  Однако сам принцип категорирования  пока остается непонятен для участников ВЭД, а применение специальных упрощений на всей территории ЕАЭС в зависимости от типа свидетельства о включении в реестр УЭО будет востребовано  не всеми операторами, считают эксперты. Так, по словам менеджера таможенных проектов компании Леруа Мерлен Восток Александра Перроте, из семи типов субъектов  операторской деятельности в институте УЭО  не будут заинтересованы владельцы СВХ и владельцы таможенных складов.

«Для успеха внедрения  этого механизма в практику  российских участников ВЭД не хватило  осознания того, что у таможенной администрации и легальных участников ВЭД есть общая цель и область интересов: построение простой быстрой и безопасной международной цепи поставки товаров.  Кроме того, необходима смена таможенной администрацией патерналистской схемы взаимоотношений с легальными участниками ВЭД  на партнерскую, в соответствии со стандартами SAFE. Кроме того, в нормативную терминологию таможенного законодательства ЕАЭС требуется ввести понятие «международная цепь поставок». При этом приоритет должен быть смещен в сторону правовой конструкции «безопасная цепь поставки товаров» перед нынешним пониманием статуса УЭО как  системы специальных упрощений», - считает он. 

По мнению Александра Перроте, за три года активного развития УЭО в России не все технические вопросы его функционирования удалось решить.  А ТК ЕАЭС и новые акты наднационального и национального законодательства, которые будут приняты в ближайшее время,  только  увеличат количество этих вопросов.  При этом отсутствие полной информации или ее игнорирование компаниями, претендующими на статус УЭО, влечет за собой формирование неадекватных ожиданий от института УЭО и впоследствии – неполной удовлетворенности от применения упрощений.

Прошедшие три года показали низкую эффективность решения проблем УЭО в частном порядке в рамках соглашений с таможнями и не позволили сформировать единообразную правоприменительную практику.   Востребованным инструментом  влияния на качество профессиональных компетенций может стать  создание в РФ профессионального сообщества УЭО. «Это придаст новый импульс развития институту УЭО, – считает Алексей Зезюлин, советник Делового клуба уполномоченных экономических операторов России. – Такое сообщество должно как минимум обеспечить сбор, обобщение и передачу в Евразийскую экономическую комиссию и ФТС информации о проблемах, с которыми операторы сталкиваются на местах». Сообщество может через своих представителей принимать участие в создании и корректировке нормативной базы о деятельности УЭО.  Причем для этого будет достаточно  информационно-правового портала в интернете, без каких-либо бюрократических процедур и организационных структур.

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы