ЕАЭС

ЕАЭС: хотели как лучше, получилось - как всегда

Планы по поводу расширения ЕАЭС у России были грандиозные: по заявлениям отдельных чиновников, в состав союза хотят войти порядка 30 стран. Только вот с каждой новой страной-участницей проблем у альянса становится все больше, потому что в этот монастырь приходят все со своим уставом.

С 1 января 2015 года вступило в силу соглашение о создании Евразийского экономического союза. В состав нового образования вошли четыре государства – Россия, Беларусь, Казахстан и Армения. Если верить намерениям Киргизии, то число участников Соглашения с 29 мая 2015 года должно пополниться новым государством. Изначально идея создания союза казалась всем интересной. «Формат нового интеграционного пространства привлекателен для внешних участников рынка и имеет хорошие перспективы развития. Вот несколько показателей ЕАЭС: территория – свыше 20 млн кв. км, население – около 180 млн чел., на долю этих стран приходится более 4% мирового ВВП и более 80% ВВП стран СНГ, порядка 12% глобального сырьевого экспорта. Россия и Казахстан входят в десятку стран с наибольшей площадью территории, соответственно 1 и 9 место в мире. По запасам черных и цветных металлов Россия и Казахстан занимают лидирующие позиции в мире. На долю двух стран приходится 93% нефти, 65% природного газа и 82% каменного угля в СНГ», - сообщил ПРОВЭДу Алисен Алисенов, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и финансов факультета экономических и социальных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.

Среди возможных кандидатов на вступление в ЕАЭС эксперты называют Иран, Израиль, Египет, Таджикистан, Вьетнам и Китай. «Следует отметить, вступление Республики Таджикистан может несколько затянуться из-за наличия территориального спора с другим кандидатом - Кыргызстаном. Однако интерес вышеуказанных стран в большей степени обусловлен созданием зоны свободной торговли с ЕАЭС и увеличением объемов торговли в национальных валютах, что должно снизить валютные риски и зависимость национальных экономик от долларовых расчетов», - отметил Алисен Алисенов.

Проблемы ЕАЭС

Однако по мере начала активной работы альянса стали очевидны его несовершенства. По мнению Андрея Торопыгина, заместителя заведующего кафедрой международных процессов евразийского региона Северо-Западного института управления РАНХиГС, доктора политических наук, уже к концу деятельности ЕврАзЭС эффект от введения таможенного союза был исчерпан. «В первую очередь это было вызвано тем, что в соглашениях, его формирующих, было очень много «изъятий». Стали поговаривать о том, что темп движения слишком быстрый. И это действительно так. Многие соглашения стали, по сути, рамочными. Нормы их положений могли заработать только при изменении национальных законодательств. Но пока это не было сделано. В этом была одна из причин необходимости сосредоточиться «только на экономике». Поэтому и договор об ЕАЭС - кодификация предыдущих соглашений. Товарооборот снизился уже к 2014 году. И предполагалась работа по реализации принятых соглашений», - рассказал эксперт.

Снижение цен на нефть и санкции в отношении России привели к другому курсу валюты и процентной ставке. Это еще больше снизило товарооборот. «Поскольку экономики уже сейчас довольно крепко связаны, «ударило» по всем. Надо договориться о торговле в национальных валютах, что сейчас и делается. Но перестроиться в экономических связях на другие рынки для стран ЕАЭС в ближайшие годы, по всей видимости, невозможно. Если и есть противоречия, а они, наверное, есть, ведь каждая страна защищает свои национальные интересы, преодолевать их придется. По некоторым данным, товарооборот между Россией и Казахстаном в 2015 году упал в два раза. Но Казахстану сейчас не войти в другие рынки. Насколько быстро удастся преодолеть негативные тенденции в ЕАЭС, зависит от антикризисных национальных программ», - пояснил Андрей Торопыгин.

Армении не хватает энтузиазма

Среди основных проблем, с которыми столкнулся ЕАЭС на начальном этапе функционирования, Алисен Алисенов выделяет отсутствие энтузиазма отдельных участников Соглашения в силу неопределенности приоритетов дальнейшего экономического сближения в формате ЕАЭС или ЕС. «Слабые стимулы к сближению отмечаются в Армении. Хотя очевиден ряд неоспоримых преимуществ для республики. Во-первых, для Армении предусмотрено освобождение от таможенных пошлин на продукцию военного назначения, которая будет ввозиться в период с 2015 по 2022 годы. Льгота будет касаться военной продукции, которая будет предназначена для Вооруженных Сил Армении, аналоги которых не производятся в других странах Союза. Также от пошлин будут освобождены ввозимые до конца 2022 года некоторые виды гражданских самолетов и вертолетов. Освобождение коснется и товаров, ввозимых для строительства и модернизации АЭС. Во-вторых, Армения будет получать 1,13% от сумм таможенных пошлин, полученных от ввоза товаров на территорию ЕАЭС. Это даст увеличение ежегодных поступлений в бюджет около 154 млн долл. США», - пояснил эксперт.

armenia ts

Нерешительные шаги Армении по вопросам активизации отношений с ЕАЭС во многом объясняются наличием сложных внутриполитических разногласий. Оппозиционные партии «Процветающая Армения», «Наследие» и другие фракции требуют проведения досрочных парламентских и президентских выборов. При этом оппозиционными партиями делается ставка на интеграцию с ЕС.

Трудности экономической интеграции

В вопросах экономической интеграции в рамках ЕАЭС сейчас преобладают политические интересы, которые в значительной степени сдерживают интеграционные процессы. «В расчетах между участниками Соглашения доминирует российский рубль. Однако в вопросах введения единой валюты во взаимной торговле договоренности не достигнуто. По энергоносителям расчеты по-прежнему ведутся в долларах и евро. Если исключить расчеты за энергоносители, то на долю рублевых расчетов приходится порядка 30 – 35% всех расчетов. Против введения единой валюты и наднациональных надстроек выступают главы государств Белоруссии и Казахстана. По мнению ряда экспертов, унификация в сфере экономики не должна приводить к унификации в политической сфере. Унификация в политической сфере может привести к утрате политической независимости и потере государственного суверенитета. Такой позиции придерживаются главы всех независимых государств, кроме России. Видимо, страх утраты государственного суверенитета лежит в основе отказа от создания наднациональных политических структур. Кроме того, противниками Евразийской интеграции новое объединение воспринимается как способ воссоздания СССР, что также создает определенные препятствия на пути интеграции в ЕАЭС», - отметил Алисен Алисенов.

В ЕАЭС не все равны

Среди основных игроков ЕАЭС имеются существенные различия по основным макроэкономическим показателям. «Так, например, фискальная нагрузка к ВВП в 2014 году в России составила 34,5%, в Беларуси - 42,6%, а в Казахстане – 26,4%. По уровню инфляции за этот же период показатели также существенно отличаются: в России – 11,4 %, в Беларуси – 16,2 %, а в Казахстане – 7,0 %. Наблюдаются различия также и по такому показателю как ВВП на душу населения: в России этот показатель в 2014 году составил 14,2 тыс. долл. США, в Беларуси – 7,0 тыс. долл. США, в Казахстане – 13,2 тыс. долл. США. Различие по основным макроэкономическим показателям также рассматривается как сдерживающий фактор успешной интеграции», - пояснил эксперт.

6

Алисен Алисенов отмечает, что основные постулаты свободного рынка - свободное перемещение товаров, услуг, капитала и рабочей силы - в ЕАЭС функционируют не в полную силу. Больше претензий по этому вопросу возникает у Александра Лукашенко. «В интересах Республики Беларусь – получение беспошлинной нефти, дешевые кредиты и доступ к внутреннему рынку и государственным закупкам. В свою очередь российская сторона выступает за проведение согласованных мер макроэкономической политики по импортозамещению, стимулированию экспорта в третьи страны и сокращению барьеров во взаимной торговле. Таким образом, успех интеграции в ЕАЭС во многом будет зависеть от понимания и желания всех сторон активно продвигать интеграционные реформы», - уверен эксперт.

Разумеется, что интегрироваться и снимать ограничения, обеспечивая тем самым четыре свободы движения - товаров, услуг, капитала и рабочей силы - необходимо постепенно. Подходить к открытию национальных экономик следует осторожно и взвешенно, чтобы это не наносило ущерб национальной экономике и не создавало бы угрозы экономической безопасности. По мнению Алисена Алисенова, основной целью экономической интеграции в ближайшее время должно стать решение насущных и перспективных проблем национальных экономик и перехода к устойчивому экономическому росту. «В данном контексте представляется необходимым поддержание органической взаимосвязи налогообложения с производством. Мировой опыт свидетельствует, что государство имеет достаточно устойчивую базу развития лишь в том случае, если оно осуществляет налоговую политику, стимулирующую развитие производства. Чем успешнее будут продвигаться экономические реформы на территории национальных государств-членов ЕАЭС, тем успешнее будут продвигаться реформы в рамках Союза», - резюмировал он.

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы