Таможня

Контрабанда по-евразийски: одна серая-серая схема

Как быстро и без проблем доставить китайский товар на таможенную территорию, знают многие специалисты. Существует масса способов, и честных, и не очень. Сотни различных компаний предлагают свои услуги по доставке и таможенной очистке грузов самой широкой номенклатуры. И обычно мало кто задает себе вопрос, каким именно образом те или иные товары появляются на наших рынках. Секретом одной из «серых» схем с ПРОВЭД поделился таможенник.

 Кыргызстан – это не только кандидат в члены Евразийского экономического союза, но и перевалочный пункт для множества китайских товаров, идущих в Россию. Границу между Китаем и Кыргызстаном можно пересекать различным грузам сравнительно свободно, поскольку правила перемещения это позволяют.

Бишкек – славная столица восточного государства, там, разумеется, есть множество оптово-розничных рынков. Зайдите на «Дордой», там вы найдёте около двух десятков офисов компаний, предлагающих услуги по перемещению на сопредельную территорию Казахстана и России товаров производства Китая, Турции и, собственно, Кыргызстана. Там вам полностью сформируют товарные партии, какие будут нужны. Берут недорого –  в зависимости от номенклатуры товара от 2,5 до 3 долларов за кило с растаможкой и доставкой до любого российского города, расположенного в областях, граничащих с Казахстаном. Отправка происходит ежедневно, по мере готовности загрузки транспортного средства.

Рядом с рынком расположилась так называемая «Чимкентская стоянка», где формируются коммерческие партии товаров, приобретенных физическими лицами для отправки легковыми автомобилями, автобусами и микроавтобусами. Стоимость перевозки тюка с одеждой весом в 100 кг до Астаны обойдется примерно в 12 тыс. руб. Как правило, товары довозятся до границы и выгружаются на тележки в коробках и тюках от 20 до 80 кг. «Носильщики» уже перевозят тележки через границу Кыргызстана в Казахстан. 

На казахстанском пункте пропуска дежурит бригада молодых людей, dress code – спортивные костюмы известных брендов, разумеется, контрафакт. В обязанности этих ребят входит визуальная оценка перевозимого багажа и сбор «дани». Причем все это происходит на глазах местных пограничников (граница на замке!), которые в случае необходимости охраняют товары, пока «носильщики» решают таможенные формальности. Впрочем, слово «формальности» здесь употреблено в прямом значении, поскольку денежные средства поступают исключительно в руки упомянутых «бизнесменов» в адидасах, а таможенные платежи в казну не взимаются. Если денег на пронос багажа не хватает, «носильщики» возвращаются на нейтральную территорию. Таков порядок.

После прохождения границы багаж грузится в легковые машины и микроавтобусы. Так груз следует до места назначения: либо непосредственным заказчикам, либо на такие же оптовые рынки, но уже на территории Таможенного союза. По оценкам самих таможенников, ежедневно таким образом перемещается порядка 100 тонн товаров народного потребления китайского и турецкого происхождения. Понятно, что таким образом перемещается самый дешевый ширпотреб, который продаётся нашим гражданам на розничных рынках и в недорогих магазинах – там, где вполне мог бы находиться и наш отечественный текстиль или трикотаж. Но отечественный производитель давно вытеснен с рынка китайскими и турецкими конкурентами, а подобные схемы ввоза, созданные в обход уплаты таможенных пошлин и налогов, способствуют лишь обогащению их участников, а не развитию производства.

Да, закон разрешает беспошлинный ввоз товаров весом до 50 кг, однако, это когда речь идет о личном их использовании. Но тут не надо быть очень умным и грамотным таможенником, чтобы отличить подобный случай от коммерческой партии, разбитой до мелких порций. Федеральной таможенной службой предпринимались в разные годы попытки, иногда результативные, а чаще – не очень, по пресечению «челночного» бизнеса. Однако, создав общую таможенную территорию со странами, где этот бизнес, действующий на принципах клановости, процветал и процветает уже десятилетиями, чиновники от таможни так и оказались бессильны. Не помогают ни официальные обращения, ни пост-контроль, ни оперативно-розыскные мероприятия. Работа полностью провалена и сводится лишь к фиксированию имеющейся ситуации, как  таковой.

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы