Экономика

Эксперты: Россия потеряла инвестиционную репутацию

Обещание Владимира Путина выйти в «плюс» в 2016 году не все эксперты оценивают оптимистично. Россия потеряла инвестиционную привлекательность, а потому капиталы – как заграничные, так и свои – уходят из страны быстрыми темпами. Более того, малый и средний бизнес, сводивший концы с концами, оказался в еще более сложной ситуации. Помимо веры в неминуемый рост цен на нефть в далеком или недалеком будущем, стране необходимы внутренние экономические реформы – для того, чтобы вернуть доверие бизнеса.

«Отскок в плюс»

Напомним, на прошедшей 18 декабря пресс-конференции президент Владимир Путин заявил, что «отскок в «плюс», последующий рост и выход из сегодняшней ситуации – неизбежен», даже при самом худшем сценарии развития этот процесс должен занять не более двух лет.

По словам руководителя Центра исследований модернизации Европейского университета в Санкт-Петербурге Дмитрия Травина, слова Путина вовсе не означают, что экономику России ожидает существенный рост. «Во-первых, президент не обещал высокого экономического роста, не обещал вернуться к той ситуации, которая была, к примеру, до кризиса 2008 года, когда экономика показывала рост до 7-8% в год. В этом году рост составит +0,6%, то есть меньше 1%. Если у нас после рецессии в следующем году будет -0,6%, то где-нибудь через два года мы снова будем иметь +0,6%. С одной стороны, это реалистичный прогноз, президент формально точен, и перед выборами 2018 года он может сказать: «Я обещал вам отскок в плюс, вот вам отскок в плюс». Но я думаю, нас это не очень порадует», - отмечает экономист. «Надо серьезно интерпретировать то, что он хитро говорит», - подчеркивает Дмитрий Травин.

 Travin I Dr 2 1

Второй момент, на котором заостряет внимание экономист: есть ли основания верить в то, что «отскок в плюс» возможен? Во время пресс-конференции глава государства дал понять, что никакой «экзотики» в экономике пока не ожидается, будут использоваться те же методы, что раньше. «Путин предложил такую незамысловатую логику: мировая экономика сейчас находится в сложном положении, но это не может продолжаться вечно, она должна в какой-то момент начать развиваться быстрее, а, значит, предъявит спрос на нефть и газ, следовательно, увеличатся объемы нашего экспорта, и экономика будет подниматься. Но наша экономика фактически вошла в состояние стагнации еще в 2013 году: тогда у нас было чуть больше 1% роста - и это при высоких ценах на нефть. Если поднимется мировая экономика и цены на нефть снова пойдут вверх, какие у нас есть основания ожидать, что у российской экономики показатели будут лучше, чем в 2013 году? Путин надеется, что цены на нефть поднимутся до 200 долларов за баррель? Если так, то хотелось бы услышать какие-то аргументы, узнать, почему он на это надеется», - отмечает Дмитрий Травин.

Travin I Dr 2 19

На этот вопрос отвечает профессор Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге Андрей Заостровцев. «Каким будет курс рубля или когда наступит подъем, неизвестно, но можно сказать, при каких условиях. Я нафантазировал себе следующее: начинается война между Ираном и Саудовской Аравией, весь Персидский залив заминирован, танкерам не пройти и вот нефть – 200 долларов за баррель, и тогда подъем начнется довольно быстро», - говорит профессор. 

Travin I Dr 2 2

Третий момент, вызывающий сомнение у Дмитрия Травина, - это переориентация капитала на импортозамещение. «Путин высказал еще одно хитрое экономическое соображение: он предположил, что дешевая нефть нам поможет. Логика следующая: при дорогой нефти инвестиции шли во все то, что связано с нефтью, а при дешевой нефти бизнесу невыгодно инвестировать энергетический сектор и он начнет инвестировать куда-то в другое место, к примеру, в импортозамещение. Очевидно, что капитал в России не пойдет в экономический сектор из-за падения цен на нефть, но какие есть основания считать, что он не побежит за границу, как он бежит уже сейчас, а вдруг перейдет в импортозамещение?» - спрашивает экономист. «Ни в какое импортозамещение капитал не пойдет», - говорит Дмитрий Травин и подытоживает: «Я понял, на что надеется Путин, но никаких оснований считать, что нас ожидает светлое будущее, у меня нет».

Travin I Dr 2 8

Эту же мысль поддерживает Андрей Заостровцев. «В Россию сейчас никто деньги не вложит. Это то же самое, если бы вы стали вкладывать деньги в Сирию, Ирак или Иран. И наш капитал не глупее: он тоже уходит, потому что здесь огромная неопределенность», - отмечает он. По словам профессора, применительно к российской ситуации главную роль сыграли финансовые санкции и вся политика 2014 года, которая «подорвала инвестиционную репутацию страны».

Малый и средний бизнес

По мнению профессора, доктора экономических наук СПбГУ Игоря Ключникова, в кризисное время основное внимание должно быть уделено внутренней экономике. «Если мы сумеем быстро изменить положение дел с внутренней экономикой (а это система реформ), то ситуация может измениться. В частности, речь о развитии малого и среднего предпринимательства. К примеру, в США смогли за 1-2 года увеличить объем производства нефти в 2 раза благодаря малому и среднему бизнесу. Малый и средний бизнес – это тот бизнес, который может если не молниеносно, то достаточно быстро позволить выйти экономике из кризиса. Еще раз обращаю внимание на цифры: у нас средний и малый бизнес занимает всего около 22% ВВП, в США – 60%, в Китае – три четверти», - говорит Игорь Ключников.

 Travin I Dr 2 12

На вопрос ПРОВЭД, что сейчас будет с мелким и средним бизнесом, профессор отвечает: «Я часто разговариваю с хозяином магазина, где отовариваюсь, недавно он сказал: «Люди перешли на крылышки, потому что у них нет денег на настоящее мясо». Малый бизнес, прежде всего, направлен на мелкие, «живые» деньги, а этих денег сейчас нет, поэтому для небольших предпринимателей ситуация оказалась еще более тяжелой. Надо создавать благоприятные условия, убирать бюрократические процедуры. К примеру, в Петербурге есть Фонд поддержки малого бизнеса, он должен не формально работать, а реально и так далее», - говорит профессор. 

Экономику России Игорь Ключников оценивает на «тройку с минусом», дальнейшее будет зависеть от множества факторов. «При неожиданных событиях, которые мы не можем предвидеть, цена на нефть будет колебаться, это с одной стороны. С другой стороны, в правительстве сидят люди, которые все-таки знают экономику и не хотят ее опускать до самого дна. К тому же следующие годы – это годы предвыборные, и надо готовиться к выборам, поэтому предприняты все усилия для того, чтобы показать тенденцию к росту», - отмечает он, добавив: «Мне кажется, следующий год будет очень тяжелым, будет на порядок тяжелее и у людей произойдет изменение в сознании и переоценка всех ценностей».

 Travin I Dr 2 17

Экономические реформы

Дмитрий Травин также перечисляет экономические реформы, которые необходимо провести в России в ближайшее время. Во-первых, это реформы, связанные с правоохранительной системой и защитой частной собственности. «Это касается судов, полиции и всех тех, кто вроде бы и не правоохранитель (к примеру, санэпидстанция), но тоже может брать взятки с бизнеса. Это очень сложная реформа, разумные предложения есть, но они по-настоящему широко не обсуждались из-за того, что власть вообще тормозит эту область», - отмечает он.

Реформа заключается в том, чтобы «поставить полицию под контроль, чтобы она существовала не ради взяток, а ради поддержания правопорядка, сделать так, чтобы судья выносил решение по справедливости, а не по телефонному звонку, чтобы прокурор возбуждал дело против бизнеса не потому, что ему дал взятку конкурент», объясняет Дмитрий Травин. «Рыночная экономика у нас в общих чертах работает примерно так же, как в западных странах, а правоохранительная система у нас работает совсем не так. Там тоже есть коррупция, но масштабы несравнимы с тем, что у нас», - добавляет он.

Во-вторых, это пенсионная реформа. «Она была проведена (переход к накопительной системе), но государство стало забирать деньги из накопительных фондов и тратить на сегодняшних пенсионеров: это безобразие. Пенсионная реформа нам нужна для того, чтобы в экономике появились так называемые «длинные деньги», то есть деньги на большие инвестиции. Если люди откладывают деньги в пенсионный фонд и начнут их тратить, только достигнув 55-60 лет, то все эти деньги могут быть использованы в качестве инвестиций с очень высокой отдачей. Если мы таких пенсионных денег не имеем, то нам очень трудно осуществлять инфраструктурные проекты», - объясняет экономист.

Третья реформа связана с доверием российскому бизнесу зарубежного капитала. По словам Дмитрий Травина, России «надо стать европейской страной, которая предсказуема». К этому списку также можно добавить реформы, связанные с здравоохранением, образованием и так далее. «Все эти проблемы сейчас не решаются из-за того, что власть не хочет их решать. Необходимо создание такого политического режима, при котором власть будет заинтересована в проведении реформ. А если власть заинтересована в том, чтобы Путин еще 15 лет сидел, то она будет делать все прямо противоположное», - подытоживает экономист.

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы