Свое мнение

Мы будем жить теперь по новому, правда, со старыми проблемами…

 

 

Два пишем три в уме, или как что-то поменять, ничего не меняя.

ФТС разрабатывает НПА под себя, а Правительство их утверждает, "не глядя"?Еще недавно, год назад, может быть, чуть  побольше, еще будучи Президентом России,  Дмитрий Анатольевич Медведев  сетовал на жалобы предпринимателей на российскую таможню. "Когда я слышу про таможню, хочется взять и кинуть микрофон в стенку! Эти дурацкие требования, которые нас выставляют в глупом свете! Мы по всему миру бегаем и ищем инвестиции, а потом...,  — возмущался он,-  Нам нужно наводить порядок в таможенных органах. Боюсь, что там без радикальных изменений не обойтись". Как бальзам на рану, ложились слова Дмитрия Анатольевича. После этих слов многое  поменялось. Дмитрий Медведев стал главой правительства, была разработана и Распоряжением  Дмитрия Анатольевича принята  дорожная карта "Совершенствование таможенного администрирования". Мало того, она   начала реализовываться  и даже наступили сроки исполнения по отдельным мероприятиям. Например,  наступили сроки  по пункту 39, в соответствии с которым должны  были разработаться и утвердиться  правила создания, реорганизации и ликвидации таможен и таможенных постов, с целью хоть как-то прекратить вакханалию   с их закрытием и приостановить миграцию таможенных постов по России  под эгидой неутвержденной правительством  Концепции переноса таможенного оформления и контроля.

 

 

Реализуя вышеупомянутое мероприятие Дорожной карты, Дмитрий Анатольевич подписал 20 октября 2012 года  Постановление Правительства РФ №1071  «Об утверждении Правил создания, реорганизации и ликвидации региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов».

На первый взгляд,  ничем непримечательное Постановление, особенно если учесть, что с момента вступления в силу Таможенного кодекса ТС и ФЗ-311 "О таможенном регулировании" бизнес таможенного сервиса жил в правовом вакууме по этому вопросу, а если точно, то как угодно, но только не в соответствии с интересами российской экономики, торговли, не в интересах и не с учетом товаро- и грузопотоков, а как-то  "по понятиям" ФТС, о которых  таможня как-то старалась не распространяться.

Ради справедливости стоит отметить, что Правительство утвердило разработанный ФТС документ, причем,  сделано это было довольно-таки своевременно.

Согласовывать нельзя переносить.

В Постановление № 1071 установлено следующее положение: «В соответствии с пунктом 1 «Настоящие Правила определяют порядок создания, реорганизации и ликвидации региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов».

В соответствии с пунктами 3, 4, 5, Постановления № 1071 "исключительно решение о ликвидации таможенного поста Федеральной таможенной службой принимается после проведения консультации с Министерством экономического развития Российской Федерации, Общероссийской общественной организацией «Российский союз промышленников и предпринимателей», Торгово-промышленной палатой Российской Федерации и Общероссийской общественной организацией «Деловая Россия», а также органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации".

Однако, в соответствии с Киотской конвенцией «Об упрощении и гармонизации таможенных процедур» от 18 мая 1973 года, в редакции Протокола о внесении изменений в Киотскую конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 26 июня 1999 года, к которой Российская Федерация присоединилась 3 ноября 2010 года (Федеральный закон № N 279-ФЗ), установлены иные правила. 

В соответствии с пунктом 3.1. главы 3 Киотской конвенции «Таможенная служба устанавливает таможенные органы, в которых товары могут быть предъявлены или может быть произведена их очистка. При определении компетенции и места расположения таких органов и их часов работы, в числе принимаемых во внимание факторов учитываются, в частности, потребности торговли».

Таким образом, в Киотской конвенции, подлежащей в соответствии со статьей 15 Конституции РФ, приоритетному по отношению к национальному законодательству применению на территории РФ, установлены общие правила в данной отрасли правового регулирования. Да простит меня Балтийская таможня  за очередное упоминание Конституции РФ.

Определив в Постановлении № 1071 в качестве обязательного действия  порядок согласования с Министерством экономического развития РФ, а также с объединениями предпринимателей исключительно вопроса о ликвидации таможенных постов, и проигнорировав требования указанной Киотской конвенции о необходимости учитывать требования торговли при решении вопросов об установлении таможенных органов, Правительство РФ в Постановлении № 1071 закрепило коррупционный фактор, устанавливающий для правоприменителя «возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц)».

Но в Постановлении разработчики по неизвестным причинам не отразили вопросы местонахождения  таможенного поста и перемещения таможенных постов.

Похоже, что озаботились  разработчики Постановления (а разрабатывала ФТС) уровнем, количеством и качеством  коррупционных лазеек для должностных лиц. А может быть,  все гораздо проще, подумали разработчики и решили, что с коррупцией проще бороться самой коррупцией и коррупционными методами. А что, задумка ведь интересная.

Ну  вот представьте, есть у чиновника выбор альтернатив, применяя которые, он может в отношении участника процесса применять ту или иную норму,  или сделать все быстро и по закону, или не быстро, не совсем по закону, зато с выгодой для себя. По закону не интересно –  потому что бесплатно... А если можно не делать по закону,  применяя узаконенные альтернативы и при этом получать денежное вознаграждение?  А почему бы и нет? Но это когда не так уж много альтернатив – всего две или три, то   чиновник,  не особо напрягаясь, выбирает для себя самую прибыльную или саму спокойную. А когда альтернатив много, например больше сотни, вот и завязнет чиновник в выборе коррупционных альтернатив. Да и не совсем будет  ему понятно, какая из них коррупционная, начнет сомневаться, путаться и, в конце концов, примет решение сделать все по закону, то есть быстро и без мзды. Неужто так глубоко мыслили ФТСовские разработчики?

К карманам претензии есть?

Своим Распоряжением от 29 июня 2012 г. N 1125-р Правительство РФ утвердило план мероприятий (дорожную карту) "Совершенствование таможенного администрирования".

В соответствии с пунктом 39 Дорожной карты предполагалось принятие акта, регламентирующего порядок создания ФТС, реорганизации и ликвидации региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов, предусматривающего проведение предварительных консультаций  с общественными объединениями предпринимателей, коллегиальное рассмотрение с заинтересованными федеральными органами исполнительной  власти и уведомление участников внешнеэкономической деятельности о  принятом решении не менее чем за 3 месяца до его вступления в силу. Другими словами, в Дорожной карте (в соответствие с Киотской конвенцией) также установлен подход к определению общего порядка правового регулирования в данной сфере.

В противоречие с принятым ранее Распоряжением №1125-р Правительство в Постановлении №1071 сделало  исключение из данного порядка, установив обязательность согласования с институтами гражданского общества и с профильным Министерством экономического развития РФ исключительно по вопросу  о ликвидации таможенных постов.

В соответствии со ст. 23 Федерального конституционного закона «О правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 года №2-ФКЗ  постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.

Таким образом, установленное в Постановлении №1071 и противоречащее ранее принятой Дорожной карте ограничение вопросов, требующих дополнительных согласований и консультаций с заинтересованными сторонами только ликвидацией постов, является коррупциогенным фактором.Это в полной мере  «отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка». Не совсем понятно, а какой из этих документов разработан формально? Дорожная карта разрабатывалась и принималась широким кругом бизнес-общественности, в том числе и с участием ФТС, на открытой площадке АСИ (Агентство стратегических инициатив), и по каждому пункту Дорожной карты, было активнейшее, порой очень даже жаркое обсуждение, поэтому и Дорожная карта получилась достаточно взвешенной, а вот Постановление №1071, по всей видимости, разрабатывала только ФТС, самостоятельно, в одиночестве, поэтому и получилось, что  учтены интересы только таможенной службы.

Проблемы надо решать, а не устраняться от них. Самые острые проблемы связаны с размещением подразделений таможенных органов на складах временного хранения (СВХ), поскольку именно на СВХ, где есть таможенные органы, совершаются основные таможенные операции, предшествующие помещению товаров под избранную декларантом таможенную процедуру. Для предпринимателей чрезвычайно важно иметь предсказуемые условия работы с СВХ и размещённым на нём таможенным органом, поскольку от этого зависит выстраивание логистики, расчёт издержек, связанных с доставкой товаров на СВХ, их хранением и перемещением после выпуска на склад владельца. Да простит меня таможенная служба за применение к ней таких категорий, как прозрачные и  предсказуемые условия...

При этом,  в число факторов, влияющих на издержки, входит расположение СВХ по отношению к местам прохождения товаропотоков и нахождения складов владельцев товаров, качество и пропускная способность подъездных дорог, оснащение СВХ, квалификация его персонала, ряд других факторов, которые, по мнению предпринимателей, не всегда в должной степени принимаются во внимание при принятии решений о размещении таможенных органов. Логика  крайне проста. Достаточно отойти от практики «размещаю таможенный пост, где хочу» и начать применять принцип «размещаю пост там, где транспортные и товаропотоки, где он востребован, где удобно бизнесу». Согласен, звучит крайне вызывающе, но, господа таможенные чиновники, поверьте, достаточно один раз попробовать и вы поймете, как это легко и просто -   разрабатывать и принимать технологии, процедуры, процессы, решения и т.д., в интересах российской торговли и экономики.

Правила пишутся не для того чтоб они были, а для того чтобы выполнялись.

В соответствии с названием Постановления № 1071 в тексте нормативного акта, по определению, речь должна идти о правилах создания, реорганизации и ликвидации региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов, то есть о  последовательных действиях по принятию соответствующих решений, критериях и условиях таких действий, определении соответствующих экономических и организационных предпосылок  и пр. Вместе с тем, в самом содержании текста Постановления какой-либо перечень правил создания и реорганизации таможенных подразделений отсутствует. Констатация в пункте 2 Постановления того факта, что «решение о создании, реорганизации и ликвидации региональных таможенных управлений и таможен, а также о создании и реорганизации таможенных постов принимается Федеральной таможенной службой» правилами не является, будучи определением компетенции ФТС. Таким образом, в Постановлении № 1071 отсутствуют административные процедуры принятия решений, то есть налицо еще один коррупциогенный фактор.

Правила должны содержать правовой механизм, минимизирующий риски и обеспечивающий всестороннюю проработку и предсказуемость решений о создании, реорганизации и ликвидации таможенных органов. Решения должны учитывать стратегические планы развития соответствующего региона, включая развитие логистической инфраструктуры, обеспечение занятости населения. При этом должны быть обеспечены надлежащие условия эффективной деятельности таможенных органов и рационального использования имеющихся ресурсов. Принятие указанных решений должно по-прежнему осуществляться только государством при полном исключении влияния на принимаемые решения со стороны недобросовестных лиц.

Не ставлю под сомнение заслуги ФТС  по решению иных отдельных вопросов, но вынужден заметить, что  в вопросах открытия, закрытия и перемещения таможенных постов ФТС "постаралась" сделать все, чтобы очень  убыточно и слезно для российского бизнеса получилось.

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...