Новости

Проехали по проблемам транспортной системы

В.Путин обсудил с транспортниками утилизационный сбор, таможенные пошлины, закон о транзите и Новый год

Поговорили о дорогах...Дураки еще подождутПрезидент России Владимир Путин 30 октября встретился  с представителями Союза транспортников России и ОАО «Российские железные дороги». Повод для собрания был праздничный – 175-летие российских железных дорог и грядущее 10-летие Союза транспортников России. Однако совещание предполагало и разговор о проблемах отрасли. В мероприятии участвовали также министр транспорта Максим Соколов, министр промышленности и торговли Денис Мантуров, помощник президента Эльвира Набиуллина, президент Союза транспортников Виталий Ефимов, президент ОАО "РЖД" Владимир Якунин.

Глава государства поздравил собравшихся и дал оценку значению работы ОАО и Союза. «Железнодорожники, вообще отрасль железных дорог сыграла колоссальную роль в развитии нашей экономики, просто колоссальную, и продолжает её играть. Ничего подобного с точки зрения перевозок для такой страны с огромной территорией, как Россия, ни один из видов транспорта, наверное, не сделал. Основные объёмы перевозок до сих пор осуществляются по железной дороге»,  - сказал Владимир Путин.

Глава ОАО "РЖД" Владимир Якунин сообщил собравшимся, что российские железные дороги являются одной из самых грузонапряженных транспортных систем в мире, опережая по этому показателю США в 1,7 раза, Европейский союз - в 17 раз. При этом известно, что доля РЖД в грузообороте транспортной системы России составляет около 42%, в пассажирообороте - около 33%. Перевозки пассажиров за прошлый год выросли на 4,8% в сравнении с предыдущим годом - до 992,4 млн пассажиров, грузоперевозки РЖД увеличились на 3,6% и составили 1,395 млрд т. Чистая прибыль РЖД за I полугодие 2012г. по российским стандартам бухгалтерского учета (РСБУ) составила 35,8 млрд руб., выручка - 676,7 млрд руб.

Президента России такие показатели только порадовали: «Мы с вами хорошо знаем: когда перевозки растут, это верный признак того, что экономика развивается», - заключил он.

Транспортники поделились с Путиным проблемами

Вообще, глава государства в приветственном слове выразил осведомлённость о том, с чем пожаловали на мероприятие некоторые виновники торжества. «Я уверен, сегодня в ходе нашей встречи будут деловые вопросы. Правда, у нас почти праздничное мероприятие, поэтому, надеюсь, вы меня особенно вопросами сложными мучить не будете, но, тем не менее, наверняка, деловая часть у нас состоится. Хочу сразу же сказать, что представители Союза транспортников работают в Государственной Думе, и если вопросы будут по совершенствованию законодательной базы, то я сразу туда стрелку буду переводить», - сказал Владимир Владимирович не без иронии.

И как в воду глядел, потому что Президент Союза транспортников Виталий Ефимов после выступления о том, что «радует сердце транспортника»,  всё-таки перешёл к мучительным вопросам. Сначала он витиевато просил в целях улучшения логистики и повышения эффективности  грузоперевозок наделить министерство транспорта какими-то полномочиями для создания мотивации. «Приведите мне конкретный пример, что надо?» - просил президент РФ.

«Объясню по автомобилям, - продолжал господин Ефимов, - смотрите, у нас 5,5 миллиона автомобилей, раньше было 2,5 миллиона. Мы везем сейчас 7 миллиардов, а тогда возили 12».

Когда президент и министры убедили главу транспортного союза в том, что все необходимые полномочия и так уже есть, то он сказал: «Владимир Владимирович, это очень просто тогда. Мы просим тогда, чтобы поручили министрам экономики и транспорта, если у них все есть, давайте мы эти 2,5 триллиона заработаем в течение пяти лет. Вот поставьте такую цель, тогда видно будет, что надо делать. Я скажу как начальник транспортного цеха Горьковской области. Вот у меня 5 тысяч контейнеров, только моих контейнеров, не считая железнодорожные и речные, 18 часов в сутки крутились между 150 терминалами. Вы знаете, какая производительность! А сейчас их возят, эти контейнеры, автомобили в пять раз больше, потому что везет каждый свой груз. Если Вы так и поручите, мы найдем…»

За этим анекдотичным разговором скрывалась, на наш взгляд, извечная проблема, когда всё есть, но ничто не работает. Она нашла отражение и в следующих высказываниях Виталия Ефимова. 

Он говорил о необходимости участия бизнеса в создании законодательной базы: «Сейчас действительно как-то легче в этом вопросе. Законы вывешиваются на сайте, мы их читаем, мы их изучаем, мы подаем свои предложения, нас слушают, но часто не слышат. И потом говорят: «А это Дума приняла». Понимаете? Поэтому что мы предлагаем в этих условиях? Первое. Чтобы нас приглашали к разработке законодательной, нормативно-правовой базы в начале, когда разрабатывается алгоритм целей. И потом мы уже вместе работаем над законом. Это, наверное, правильно».

С тем,  что это правильно, никто спорить не стал. Однако потом оратор сообщил собравшимся, о таких случаях разработки законодательных актов когда,  законопроекты годами могут не выходить из правительства. На это Владимир Владимирович дал ответ, который кратко можно толковать как «значит так надо». Но представитель интересов транспортников не унимался: « Министерство нам помогает. Но они сделают закон, а остальные…  Придет Минюст, там знает, не знает – чего-то отрезали. В Минэкономразвития тоже свои вопросы вывесили. Потом получаем, и закон, как говорят у нас по одному закону, уж не буду называть, а могу и назвать – по экспедиторской деятельности, что говорят теперь судьи? Они говорят: «Закон непригоден к применению». То есть оттуда убрали все, и там, в общем, он большой, интересный, но все убрали».

Владимир Путин на это сказал: «Хорошо. Мы подумаем, подумаем. И, конечно, «на гора» должен выдаваться продукт, который регулирует должным образом соответствующую сферу деятельности, согласен с Вами».

Дальнейший разговор, с другими участниками встречи, приобрёл конкретность, президент РФ даже поручил Министерству транспорта РФ и Министерству экономического развития РФ до конца января 2013г. подготовить согласованный закон о транзите.

Это стало реакцией на выступление гендиректора экспедиторской компании «Руссотра» Ольги Мельниковой.  Она напомнила о временах 30-летней давности, когда по нашей стране транзит из третьих в третьи государства перевозился и считался десятками миллионов тонн, а не тоннами как теперь. Сейчас, по словам Ольги Мельниковой, государство и одного процента своего потенциала не использует. Если же суметь освоить хотя бы 5 %, то поступления  от этого вида деятельности значительно бы пополнили казну.

Ольга Мельникова живо представила президенту и собравшимся историю, которая объясняла, почему иностранные экспедиторы не желают провозить грузы через Россию: «Вы знаете, что они сказали? «Боимся». Это просто сказано легко, – «боимся непредсказуемости». И, заметьте, слава Богу, у нас нет ни военных действий, ни безобразий, которые могут просто нарушать сам процесс организации. Вы знаете, боятся неопределенности. Вот один наш клиент сказал: «Вы знаете, страховая компания, когда (это был кореец) оценивала риски, для того чтобы застраховать груз, который пойдет по территории России, она сказала «мы не советуем Вам это делать, потому что там – минное поле», когда не знаешь, куда упадет снаряд и когда он взорвется, а, может, не взорвется вообще, но, скорее всего, взорвется». Знаете, очень обидно такие вещи слушать, в то время как, я еще раз говорю, наш потенциал позволяет это делать, опыт у нас есть. Я сама занимаюсь этим уже более 30 лет».

Обосновывая необходимость принятия закона о транзите, Ольга Мельникова не стесняясь рассказывала о трудностях своего бизнеса. Выстраивание логистических цепочек требует сложных согласовываний со всеми участниками процесса: с перевозчиками, с эвакуаторами, с портами, со стивидорами. Это доходит до того, что приходится продавать транзитную ставку, и эта ставка, которая по времени доставки хорошо конкурирует с альтернативными маршрутами, иногда даже может конкурировать и по цене. И вот, когда клиент соглашается передать компании свои грузы для перевозки по нашей территории, по рассказу Ольги Мельниковой, на первом полустанке груз встает. «Он встает по разным причинам. Вы знаете, если я буду их называть, это будет большой перечень. Каждое федеральное ведомство считает, что нормативными акты, которыми оно руководствуется, скажем, они могут активно вмешиваться в этот процесс, - призналась руководитель компании. - Сказать, что многие нормативные акты совершенно противоречат друг другу в разных ведомствах, это ничего не сказать. Нет понимания на местах, что такое транзит, что он действительно нужен стране».

После таких слов Владимир Путин обратился к министру транспорта РФ Максиму Соколову с вопросом о том, когда же будет закон. Министр начал сомневаться, нужен ли отдельный закон по транзиту грузов, или же можно ограничиться внесениями изменений в отдельные законодательные акты, и обещал разрешить вопрос «до Нового года».

«До Нового какого года?», - поинтересовался с улыбкой президент и дал поручение в конце января представить отдельный законопроект, отработанный и согласованный между ведомствами. «Эти изменения в действующее законодательство - они размоются, а это специфический вид деятельности, который, на мой взгляд, требует отдельного регулирования», - пояснил свою волю Владимир Путин.

Президент РФ Владимир Путин также в ходе встречи потребовал от Минпромторга разобраться в ситуации, при которой ввозные пошлины на седельные тягачи остались на прежнем уровне, в то время как утилизационный сбор уже введен. Глава Минпромторга Денис Мантуров подтвердил, что на седельные тягачи пошлины не снижались. «Это неправильно. Мы знаем с вами шутку о средней температуре по больнице, это какая же температура? Мы же ухудшили экономическое положение, нужно поправить», - начал увещевать министра президент. А министр отметил, что это мера поддержки отечественного производителя, и что  могли повысить ещё, но не сделали этого.  «То есть можно было бы и бритвой по глазам их (компании)? Но не сделали...», - сказал на это Владимир Путин.

Напомним, что утилизационные сборы на новые и подержанные транспортные средства начали действовать в РФ с 1 сентября 2012 года. Введение сборов обусловлено вступлением России в ВТО и снижением импортных пошлин на транспортные средства до 25% с действовавших ранее 30%.

На предложение убрать таможенные пошлины на ввозимую авиатехнику в условиях плохого состояния авиапарка президент ответил жёстко:  «Я уже многократно говорил на этот счет - это касается и автомобильной техники, и авиационной, и судов различных классов: если мы на все обнулим ввозные таможенные пошлины, мы с вами будем производить только нефть, газ, золото, бриллианты, пеньку и чересседельники - традиционные статьи российского экспорта, - отреагировал Путин. - Потому что стоит только обнулить таможенную пошлину на все что угодно, это лишает перспектив развития эту отрасль внутри страны».

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...