Белоруссия и ВТО - когда процесс приятнее результата
"Великий кормчий" Мао в свое время говорил :"Пусть погибнет половина человечества, зато вторая половина познает радость эксперимента". Пока Россия познает радости вступления в ВТО, в Белоруссии этот процесс находится под пристальным вниманием.
Проанализировав весь имеющийся в распоряжении материал, можно проследить всю политику руководства Республики Беларусь (РБ) в период с 2006 по 2012 годы по вопросу перспективы вступления страны-участницы Таможенного Союза (ТС) во Всемирную Торговую Организацию (ВТО).
Когда процесс приятнее результата...
Республиканское руководство неоднократно заявляло, что Беларусь готова вести многосторонние переговоры по вступлению в ВТО. На фоне этих заявлений проводились различного рода неформальные консультации, в ходе которых должна была появиться «дорожная карта» дальнейших переговоров Беларуси с ВТО.
На период середины 2006 года двусторонние отношения, по словам замминистра иностранных дел РБ Александра, находились в состоянии активного развития. Завершался переговорный процесс с Индией, продуктивно шли переговоры с Японией, возлагались надежды на позитивные результаты консультативных встреч со Швейцарией, поскольку Беларусь учла ряд их пожеланий.
Комментируя ход переговоров Беларуси с США по условиям вступления в ВТО, эксперты обращали внимание на тот факт, что в феврале 2006 года США и Евросоюз заблокировали дальнейшие переговоры по вступлению Беларуси в ВТО, отказавшись от рассмотрения проекта доклада о присоединении Беларуси. В середине года переговоры возобновились, и, по заявлению А.Михневича, проходили в конструктивном русле, что представляло собой хорошую основу для дальнейших встреч. Работы в этом направлении велись как в Минске с американским посольством, так и в Женеве с миссией США при ВТО.
23 июня в Минске прошел Межгосударственный Совет ЕврАзЭС на уровне глав государств. Во время переговоров в узком и расширенном составе были обсуждены вопросы дальнейшей интеграции, формирования Таможенного союза, вступления стран-членов ЕврАзЭС во Всемирную торговую организацию.
На тот момент существовало два подхода вступления стран в ВТО. Один предусматривал создание Таможенного союза, а затем вступление этим союзом в ВТО. Другой – раздельное вступление стран при согласовании позиций. "Это бремя согласования на себя взяла Россия", - сказал Генеральный секретарь ЕврАзЭС Григорий Рапота.
В самом конце 2006 года, согласно официальному заявлению тогдашнего премьер-министра РБ Сергея Сидорского, позиция Беларуси по вступлению в ВТО была согласована с Российской Федерацией и странами ЕврАзЭС, заявил сегодня премьер-министр Беларуси Сергей Сидорский. Информируя депутатов Палаты представителей Национального собрания, премьер особо подчеркнул, что Республика независимо от России ведет переговоры по вступлению в ВТО. Вместе с тем, они увязаны с переговорным процессом между белорусским и российским правительствами и с экономическими реалиями двух стран.
Сергей Сидорский отметил, что при вступлении в ВТО Российская Федерация договорилась со странами-членами этой организации о выносе за скобки тех вопросов, которые для российской экономики а тот момент являлись наиболее чувствительными. Аналогичным образом Беларусь намеревалась выстраивать свою позицию.
В середине 2007 года руководство Беларуси рассматривала процесс вступления в ВТО исключительно с точки зрения национальных интересов и не собиралось форсировать его. В то же самое время, как заявил тогдашний вице-премьер правительства республики Андрей Кобяков, экономика Беларуси в ряде секторов уже работала по правилам ВТО, и у правительства в целом имелся план адаптации национальной экономики к нормам и правилам этой организации.
По признанию руководства РБ, Россия, Украина и Казахстан на тот момент были более продвинутыми в процессе вступления в ВТО. Такое положение дел белорусской стороной объяснялось тем, что у каждой из стран имелись свои проблемы, препятствующие вступлению в эту организацию. Основной из них РБ считала то, что "правила ВТО диктуют сильные мира сего в экономике". Более того, руководство Беларуси, в лице виц-премьера А.Кобякова, взяло на себя смелость утверждать, что "под вопросом находится существование самой организации".
Тем не менее, на тот период республика вела двусторонние переговоры более чем с 20-ю странами, с 9 странами уже были подписаны соответствующие протоколы. На подходе было подписание двустороннего протокола с Индией. По признанию А.Кобякова, наиболее сложно переговоры по вступлению Беларуси ВТО проходили с США. В частности, основным предметом переговоров являлась возможность доступа на внутренний рынок Беларуси иностранных страховых компаний и банковского сектора. Республика стремилась ограничить такой доступ.
В ноябре 2010 года Россия заявляет о намерении вступить в ВТО до середины 2011 года. При этом она согласовала заявку на вступление в ВТО с Казахстаном, но не говорит о позиции третьего участника таможенной «тройки» - Беларуси.
На фоне «штурма» ВТО двумя государствами ТС установка Беларуси, по-прежнему заявлявшей о желании вступить в эту организацию «тройкой», выглядела явно как позиция страны-аутсайдера. В этом плане заместитель министра иностранных дел Беларуси Андрей Евдоченко в ультимативной форме заявил, что имеется документ, “под которым стоят подписи трех премьеров, о том, что мы вступаем в ВТО единой таможенной территорией, и этот документ никто не отменял".
Основной белорусский переговорщик по вопросам вступления Беларуси в ВТО - замдиректора Департамента внешнеэкономической деятельности МИДа Антон Кудасов, высказал предположение, согласно которому для выработки стратегии страны-члены ВТО попросту проверяют на прочность ТС, готовность партнеров по союзу работать в новом формате. Он призвал воспринимать эту ситуацию спокойно.
Но как бы ни складывалась ситуация, А.Евдоченко официально заявил, что продвижение в переговорах о вступлении в ВТО всегда зависит от ряда ключевых игроков: как правило, это ЕС и США. "Хочу заверить, что на сегодняшний день мы имеем от США и от государств - членов ЕС "зеленый свет" на проведение переговоров по вступлению нашей страны в ВТО". Раскрывать содержание переговорных процессов РБ не сочла нужным.
В марте 2011 года Антон Кудасов, ставший к тому моменту заместителем министра экономики Республики, официально заявил на прошедшей в Минске пресс-конференции, что Беларусь будет вступать в ВТО вне рамок Таможенного союза. "ВТО не хотят нас видеть как единое целое. Это связано с целым рядом политических соображений и, к сожалению, в последнее время ВТО ими переполнено". При этом высокопоставленный чиновник не преминул добавить, что "если ВТО не хотят видеть нас втроем, то увидят по отдельности". Мы впоследствии все равно будем сидеть там под знаком "Таможенный союз" в соответствующих переговорных форматах". Замминистра также отметил, что несмотря на занятую ВТО позицию, Беларусь намерена “доводить эти переговоры до ума".
В самом конце 2011 года на заседании Высшего Евразийского экономического совета в Москве Александр Лукашенко выразил уверенность на вступление стран Таможенного союза во Всемирную торговую организацию с минимальным временным разрывом. Лукашенко подчеркнул, что Беларусь приветствует членство России во Всемирной торговой организации и рассчитывает на оказание содействия Беларуси во вступлении в ВТО.
С позицией руководства РБ, относительно присоединение России к организации и последствия этого шага для Минска и Астаны, в самом начале 2012 года согласился на семинаре в Вашингтонской ассоциации международной торговли и директор ВТО по вопросам вступления Чиеду Осакве.
Но в то же самое время белорусская сторона заявила, что не берётся прогнозировать срок, который займет переговорный процесс, сославшись на множество других факторов, препятствовавших вступлению РБ в ВТО. По мнению белорусских экономистов, многое будет зависеть от общей атмосферы в Европе, в развитых странах в отношении ситуации в Беларуси.
Существенным моментом белорусская сторона считает тот факт, что Россия, создавая Единое экономическое пространство, закладывала те принципы, которые уже согласовала с ведущими экономиками мира в рамках ВТО. И, соответственно, Беларусь, приняв на себя те же самые обязательства, тоже должна следовать им. Но в отношении Беларуси этих требований и правил нет.
Когда идет речь о вступлении в ВТО, то это означает взаимные уступки и требования, которые друг другу выдвигают те или иные страны. Здесь же речь идет о дороге с односторонним движением. То есть, Беларусь должна соблюдать требования ВТО, поскольку их соблюдает Россия, а страны – члены ВТО не обязаны их соблюдать в отношении Беларуси.
Выход из сложившейся ситуации сторонники вступления РБ в ВТО в первую очередь видят в том, чтобы как можно эффективнее использовать переходный период, который будет дан, если переговоры закончатся успешно. Основная задача переходного периода – перевод ведущих предприятий страны на рыночные рельсы.
Но в этом плане существует своя проблема. Сторонники проведения курса реформ отмечают, что единого монолитного белорусского руководства уже давно не существует. Есть правительство, в котором, как они полагают, большая часть людей понимает, что реформы назрели и в чем опасность промедления. И есть Лукашенко, который понимает, что любые кардинальные реформы сделают неизбежным его падение, примерно как это произошло с Горбачевым в начале 1990-х годов. Те реформы, которые первый и последний Президент СССР задумывал и архитектором которых он был, его же и похоронили.
На настоящий момент главным препятствием в переговорах Беларуси по вступлению в ВТО являются ее сложные отношения с Евросоюзом, заявил в июне текущего года министр по торговле Евразийской экономической комиссии Андрей Слепнев. Беларусь должна будет присоединиться на тех условиях, которые получатся по итогам казахстанского присоединения, то есть на условиях таможенного тарифа. И лишь после этого будет идти речь о том, что должна будет делать сама Беларусь внутри своей экономики для того, чтобы настроить механизм функционирования в рамках ВТО.
В июле сего года официальный Минск назвал очередные сроки вступления в ВТО: конец 2013 года. На этот раз даже оппозиционно настроенные к власти круги полагают, что Минск свои обещания выполнит, причем в срок.
Дело даже не в том, что после вступления в ВТО России остальные члены Таможенного союза вынуждены подчиняться правилам организации. Единственный осязаемый «бонус», который упоминается в прессе — усиление позиций страны при решении международных споров.
Возникает логичный вопрос — зачем тогда почти все страны пошли в свое время на тяжелые преобразования и болезненные торговые уступки, необходимые для членства? Ответ может, на первый, взгляд, показаться парадоксальным. Тяжелый путь к членству и есть главная причина, по которой правительства стран стремятся в ВТО. Цель — ничто, процесс все.
Как признался директор департамента ВТО по присоединению новых членов Чиеду Осакуэ, потенциальные страны-участницы обращаются в Организацию за политической поддержкой для осуществления в их государствах непопулярных реформ. По его словам, членство в ВТО благотворно влияет на экономику стран-членов, главным образом не потому, что Организация дает им дополнительные права и льготы, а благодаря тем внутренним структурным реформам, которые они вынуждены были осуществлять для того, чтобы в нее попасть.
Вот так на настоящий момент обстоят дела вокруг вступления РБ в ВТО. И как бы ни развивалась ситуация, все заинтересованные стороны понимают: дальнейшие шаги этого процесса лишь после «отмашки» официального Вашингтона могут быть направлены в то или иное направление. Отлично понимают это и в Беларуси. Не исключено, что власти республики уже в ближайшее время предпримут определённого рода усилия, конкретные шаги с тем, чтобы выглядеть в глазах международной общественности государством, с которым можно иметь дело в решении самых серьёзных вопросов. Такой вариант развития событий мог бы стать выходом из сложившегося тупика: Запад не хочет или не может усиливать давление на Беларусь, с другой стороны, диалог невозможен до тех пор, пока не последует хотя бы минимальной уступки со стороны официального Минска.