Какой порт самый популярный?
Как известно, наша страна обладает огромным транспортным потенциалом. При этом морские порты являются, своего рода, воротами России, открывающими путь для экспорта и импорта товаров. Целые системы портов в Балтийском, Северном, Азово-Черноморском, Каспийском и Дальневосточном бассейнах ежедневно обслуживают сотни тысяч тонн грузов.
Важнейшие экономические и политические события 2013 года не могли не повлиять на динамику и структуру грузооборота портов этих регионов.
Так, по данным Ассоциации морских портов России, грузооборот морских портов России за 11 месяцев 2013 года увеличился на 3,5% по сравнению с аналогичным периодом 2012 года и составил 538,5 млн.т. Это связано с общими тенденциями роста экспорта и импорта за последние годы - по данным показателям также наблюдался рост. Тем не менее, грузооборот рос гораздо более высокими и уверенными темпами.
Это связано с его структурой. Ежегодно происходило увеличение доли товаров, перевозимых в контейнерах, а также из-за увеличения экспорта нефти и нефтепродуктов в последние годы, соответственно в порту увеличилась и её перевалка.
Ещё одной причиной роста грузооборота является постоянное их финансирование. Несмотря на то, что зачастую этот процесс стихийный - средства вкладываются то в одно, то в другое и, порой строительство до конца не доводится, в целом это послужило серьезным фактором роста пропускной способности, а, значит, и грузооборота. Несмотря на спад и подъемы экспорта и импорта в целом, которые были характерны для каждого года, грузооборот портов увеличивался с завидной стабильностью. Ни разу за последние 13 лет не наблюдалось спада грузооборота, даже в 2008-2009 году во время мирового экономического кризиса на фоне общего спада экономики и внешней торговли. В 2014 году эксперты также прогнозируют рост на 3,4%.
Кроме того, по прогнозам аналитиков международного центра судоходства в Шанхае, в 2013 году объем перевалки грузов в портах мира должен был вырасти более чем на 5% (соответственно, и в России, в том числе).
Что касается общей динамики грузооборота, то в целом за 11 месяцев 2013 года общая тенденция продолжается.
Высокий показатель грузооборота в 2013 году объясняется как ростом насыпных, так и наливных грузов:
Объём перевалки сухогрузов увеличился на 0,6% и составил 233,3 млн. т, в том числе: угля – 92,7 млн. т (+13,5%). Это вызвано, по мнению ряда экспертов, наращиванием портовых мощностей.
Перевалка грузов в контейнерах – увеличилась до 40,7 млн. т (+3,9%). Это связано с тем, что в структуре экспорта и импорта России в 2013 году темпы роста показывает импорт, а именно контейнерами перевозится значительная часть потребительских товаров.
Минеральные удобрения составили 11,8 млн.т (+24,0%) в грузообороте. Такой рост произошел на фоне резкого спада в прошлом году. Рост также связывают с развитием инфраструктуры портов. Стоит отметить, что увеличилась перевалка руды – 6,8 млн. т (+3,1%).
В то же время, объем перевалки черных металлов сократился до 20,0 млн.т (-16,2%). Отчасти, это связано с сокращением производства железной руды компанией «Металлоинвест» (на 4,4%), сокращением её отгрузки на 11%. Это произошло из-за снижения производства металлопродукции на Урале и в Поволжье, снижения экспорта металлов во Вьетнам и Турцию. Помимо этого, увеличивались цены на руду.
Снизился грузооборот зерна – до 16,0 млн.т (-30,1%). Это произошло на фоне общемировых тенденций - о снижении производства зерна объявили и страны Европы, и США, хотя, на конец года делаются и оптимистичные прогнозы.
Уменьшилась на 26,5% и перевалка лесных грузов – до 4,1 млн. т. Возможно, это связано со снижением общего производства продукции лесоперерабатывающей промышленности. Федеральная служба государственной статистики (Росстат) подвела промежуточные итоги развития лесоперерабатывающей промышленности в 2013 г. За 11 месяцев 2013 г. общий объем промышленного производства пиломатериалов в России снизился на 1,2%, составив 19,1 млн. м3.
Объем перевалки наливных грузов более чем в полтора раза превышает сухогрузы. Так, он составил 305,2 млн. т (+5,9%), в том числе, сырой нефти – 190,4 млн. т (+4,9%). По мнению экспертов, такой рост произошел из-за увеличения производства нефти и роста экспорта в страны Европы, для которых был характерен высокий спрос.
Несмотря на то, что за 11 месяцев 2013 года экспорт, преимущественно, был низкий, по многим месяцам ниже аналогичного периода 2012 года, а импорт увеличивался незначительно, для грузооборота характерны другие тенденции.
По направлению ввоза экспортных грузов перегружено 420,8 млн. т, что на 2,5% больше аналогичного периода прошлого года, импортных грузов – 42,4 млн. т (+2,6%). Учитывая, что внешнеторговый оборот исчисляется в миллионах долларов, можно сделать вывод, что в целом стоимостные объемы при перевозках растут медленнее, чем физический объем.
Также возросли объемы транзитных перевозок – 42,8 млн. т (+9,2%) и увеличились каботажные перевозки до 32,5 млн. т (+12,1%). Это связано с развитием инфраструктуры портов.
В целом, в структуре грузооборота морских портов преобладают порты Балтики, Азово-Черноморского бассейна и порты Дальневосточного бассейна. Наиболее высокий рост за 11 месяцев 2013 года был характерен для Арктического бассейна (он увеличился на 19,7%). По оценке экспертов, наибольшее увеличение произошло в Арктическом бассейне благодаря началу экспортной перевалки через терминал Варандей (Ненецкий автономный округ) нефти с новых месторождений.
Самый сильный спад был характерен для портов Каспийского бассейна. Это произошло вследствие внешнеэкономических проблем, связанных, в частности, с ситуацией в Иране, который является основным потребителем грузов, идущих через наши порты этого региона. Причем, тенденция к снижению продолжается уже в течение нескольких лет.
Далее рассмотрим динамику по отдельным регионам.
Порты Арктического бассейна
Операторы морских терминалов Арктического бассейна перегрузили 42,0 млн. т. грузов, что на 19,7% больше, чем за 11 месяцев 2012 года. Объем перевалки сухогрузов увеличился на 2,5% и составил 22,6 млн.т, а наливных - вырос в 1,5 раза до 19,4 млн.т. Рост перевалки наливных грузов обусловлен увеличением перевалки сырой нефти на РПК «Белокаменка».
Совокупный грузооборот порта Мурманск составил 28,2 млн.т и вырос на 32,4%, порта Варандей – 4,9 млн.т (в 1,8 раза). Грузооборот этих портов стабильно увеличивается. В то же время, грузооборот порта Архангельск сократился до 4,1 млн.т (-15,2%). Причем, ещё в августе 2013 года СМИ сообщали о росте грузооборота на 1,2%. Это происходит по следующим причинам. Изначально порт Архангельска имел ряд недостатков по сравнению с другими портами: он замерзает на полгода, находится в своеобразном «глухом углу». От Мурманска ближе не только на европейские маршруты, но и на маршруты Севморпути. Кроме того, Архангельский порт сложнее и неудобнее с точки зрения навигации — более мелководный, с узкими фарватерами Северной Двины. Ограничение по максимальной осадке судна для Мурманска составляет 15,5 м против 9,2 м в Архангельске, по длине судна — 265 м и 200 м соответственно. В результате, многие торговые потоки идут в обход него. И на данный момент даже снижение тарифов на услуги в данном порту ( на 20% для судов заграничного плавания и 10% для каботажного плавания) не смогли изменить ситуацию.
В порту Витино также понизился грузооборот до 2,3 млн.т (-33,7%). В 2012-м данный порт почти вдвое сократил экспортную перевалку бензина, что стало главной причиной снижения его грузооборота на 10,6%, до 3,8 млн тонн. Нынешний год принес Витинскому порту новые проблемы. Хотя за пять месяцев объемы перевалки здесь возросли на 20,5%, позитивная динамика была временной. Уже с июня главный клиент Витино, «НОВАТЭК», перенаправил отсюда основные объемы газоконденсата на свой новый комплекс в Усть-Луге.
Порты Азово-Черноморского бассейна
Объем перевалки сухогрузов уменьшился до 56,6 млн. т (-12,0%) в основном за счет зерна. Объём перевалки наливных грузов вырос до 102,3 млн.т (+4,1%). Грузооборот порта Новороссийск, считающегося крупнейшим портом России, снизился до 102,8 млн.т (-4,6%). Основное отставание по объемам перевалки пришлось на сырую нефть и зерно: на 9,3 млн тонн и 3,7 млн тонн, соответственно, меньше, чем за шесть месяцев прошлого года. Такая динамика обусловлена перераспределением объемов нефти между различными экспортными направлениями на фоне снижения экспорта нефти из РФ, а также фактическим отсутствием экспорта зерна в первой половине года по причине неурожая в 2012 году и высоких внутренних цен на зерно.
Снизились показатели и других портов. Туапсе - до 16,1 млн.т (-1,6%), Ростов-на-Дону - до 10,0 млн.т (-4,7%), Кавказ - до 7,3 млн.т (-16,7%).
Порты Каспийского бассейна
Порты Каспийского бассейна также показывают спад. В Каспийском бассейне в морских портах было перегружено 7,2 млн.т грузов, что на 24,3% меньше, чем за 11 месяцев 2012 г. Грузооборот портов снизился как за счёт сухогрузов до 2,8 млн.т (-37,3%), так и наливных грузов до 4,4 млн.т (-12,9%).
Грузооборот порта Махачкала сократился на 16,9%. Отметим, что грузооборот этого порта стабильно уменьшается. В основном это связывают с тем, что на сегодняшний день Махачкалинский морской торговый порт (ММТП) остаётся неприватизированным – его 100-процентным собственником является государство. Как правило, когда говорят об эффективном управлении, предпочтение отдаётся в пользу частной формы собственности: государство – менее поворотливый механизм, а потому не так чутко реагирует на изменения в рыночной конъюнктуре, падение или увеличение спроса на вывозимые и ввозимые товары и т. д. Снизились также грузообороты портов Астрахань - на 28,8% и Оля - в 2,7 раза.
Порты Дальневосточного бассейна
В морских портах Дальневосточного бассейна грузооборот увеличился до 131,9 млн. т (+7,9%), их них: сухогрузов – до 76,1 млн.т (+6,0%), наливных грузов – до 55,8 млн.т (+10,6%). Увеличили грузооборот порты Восточный до 44,1 млн. т (+14,4%), Ванино до 21,6 млн. т (+18,7%), Находка до 16,6 млн.т (+7,7%), Владивосток до 13,3 млн.т (+9,0%).
Рост перевалки угля через порты Дальнего Востока (ориентированы на рынок АТР), который начался еще в 2011 году, продолжается. Угольные и металлургические компании продолжают увеличивать загрузку своих мощностей по перевалке на Дальнем Востоке. В увеличении перевалки угля через порты нет ничего удивительного, поскольку на российском рынке наблюдается перепроизводство, и грузооборот растет исключительно за счет экспорта.
В то же время сократился грузооборот портов Пригородное - до 14,6 млн.т (-1,9%), Де-Кастри до 6,4 млн.т (-6,5%), Посьет до 5,1 млн.т (–5,4%).
Порты Балтийского бассейна
Объем перевалки грузов в портах Балтийского бассейна вырос до 198,5 млн. т (+4,0%), в том числе: сухогрузов до 75,3 млн. т (+8,4%), наливных до 123,2 млн. т (+1,5%). Грузооборот порта Усть-Луга вырос до 57,5 млн.т (+35,6%).
Увеличение грузооборота Усть-Луги связывают с огромным объемом инвестиций и строительством нефтяного терминала. В конце июня в порту открылись терминалы «Новатэка» и «Сибура» проектной мощностью 6 млн. и 4 млн. т., соответственно.
Грузооборот порта Высоцк – составил 14,8 млн.т (+19,9%), Рост грузооборота вызван тем, что компания начала обрабатывать суда типоразмера Panamax, что существенно увеличило интерес клиентов к порту и расширило географию поставок.
Грузооборот порта Калининград увеличился до 12,5 млн.т (+8,7%) во многом за счет перевалки экспортных грузов.
В то же время, сократился объем перевалки грузов в портах Приморск до 58,9 млн.т (-15,1%) и Большой порт С-Петербург до 53,3 млн.т (-0,8%). Это связано с тем, что в последние годы в порту осуществлялась перевалка нефтяных грузов, и теперь эта часть товаропотока была перенаправлена на порт Усть-Луга. Ещё одна причина отрицательной динамики кроется в снижении объема перевалки черных металлов. Их спрос на европейском и американском рынке в последнее время упал.
Таким образом, увеличение грузооборота в 2013 году вызвано как общемировыми тенденциями, так и переориентацией определенных товарных потоков на различные порты. Отметим, что вложения средств в развитие инфраструктуры положительно сказались на грузообороте ряда портов. В то же время, более старые порты, которые исторически были лидерами по перевалке грузов, постепенно сдают свои позиции, например, Новороссийский порт или Большой порт Санкт-Петербург.