Во время любого кризиса, и тем более санкций, компании всеми силами пытаются не потерять прибыль. Не заботясь о национальном благополучии, фирмы пользуются офшорными компаниями при внешнеторговых сделках. А чиновники не досчитываются денег в федеральном бюджете. Ещё с самого начала 2015 года государством был принят ряд мер, направленных на деофшоризацию экономики, но, как показывает практика, в сфере внешней торговли результаты пока получаются противоположные целям.
Хотя во всем мире и взят курс на деофшоризацию мировой экономики, большинство государств не слишком активно реализует его на практике, и это вполне понятно, по приблизительным оценкам, в США и странах Европы только 2-3% функционирующих предприятий зарегистрировано в офшорах. В России же их долю оценивают в 70-90%. Это почти вся крупная российская промышленность, а заодно и многие финансовые организации. Даже если фирма зарегистрирована в России, она все равно часто пользуется услугами офшорных компаний в торговых и финансовых операциях. По самым скромным оценкам с непосредственным их участием сегодня проходит более 20% внешнеторговых поставок.
Схемы работы достаточно просты и позволяют компаниям «экономить» на налогах. Например, российская фирма продает в офшор товар по минимальной цене и платит государству при этом минимальные налоги, а офшор уже продает товар в другое государство, но по мировым ценам. Значительная часть выручки при этом оседает за пределами России.
Меры по борьбе с бегством капиталов зрели в Госдуме уже давно, и с начала 2015 года несколько инициатив все же начали свое действие, с 1 января вступил в силу ФЗ от 25 ноября 2014 г. № 2014 г. № 376-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации. Им в частности, был введен механизм налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний, которые зарегистрированы в «низконалоговых юрисдикциях». Доходы таких компаний должны облагаться российскими налогами у российских собственников, если они не распределяют полученную прибыль. Также законом вводилось требование раскрытия информации о доходах таких компаний. Меры назвали достаточно жесткими, но едва ли в ближайшем будущем мы сможем увидеть их результаты – слишком уж хитер сегодня бизнес, а новые поправки не доработаны, особенно в части контроля над их выполнением.
Усугубляет положение и то, что сегодня нет единого списка офшоров - каждая страна сама оценивает, насколько «свободное» то или иное государство. Более того, даже в России таких списков несколько: их отдельно ведут Центробанк, Минфин, ФНС. Помимо этих перечней есть и другие страны, которые Россией не признаны офшорами, но предоставляют бизнесменам большие льготы - Нидерланды, Швейцария, Кипр (был исключены из списка офшоров в 2013 году), США (которые не являются офшором, но предполагают очень привлекательные налоговые упрощения для некоторых типов компаний) и многие другие.
В результате мы имеем весьма удручающую статистику - на фоне общего спада в январе-сентябре офшоры только прогрессируют.
Мы взяли за основу перечень стран, разработанный Министерством финансов. С учетом поправок на 2015 год туда входят 42 государства, и их доля во внешнеторговом обороте России кажется весьма скромной - всего около 1%, но если посмотреть на отдельные страны, которые в этот перечень не включены, то уже вырисовывается другая картина, к примеру, только на Нидерланды приходится уже 8,6% внешнеторгового оборота.
По данным таможенной статистики за январь-сентябрь 2015 года экспорт России упал на 31,3%, а импорт на 38,6%. Спад стоимостных объемов в первую очередь связан с сокращением цен на нефть и девальвацией рубля. По странам-офшорам наблюдается то же самое – экспорт туда упал на 36% до 2,7 млрд долларов, а импорт из них – на 18% до 1,2 млрд долларов. Внешнеторговый оборот с Нидерландами сократился на 41%, Люксембургом на 26,5%, Сингапуром на 38%.
Однако если взглянуть не на стоимостные объемы торговли, а на физические, т.е. в натуральном выражении, то здесь сразу все становится яснее – никто и не думал сокращать торговлю через офшоры, экспортные поставки выросли на 30%. Импорт между тем сократился на 18%, но учитывая совсем небольшие объемы (244,56 млн тонн), это незначительное изменение. Снова стоит обратить внимание на страны, не включенные в перечень: в Сингапур экспорт увеличился на 10%, в Швейцарию на 30%, США на 30,6%. При этом большая часть экспорта приходится на сырьевые товары: нефть, газ металлы, цены на которые и без того в этом году были рекордно низкими.
Цены на ресурсы ежемесячно снижались, одновременно с курсом рубля. Из-за этого падали и стоимостные объемы экспорта, но вот объемы поставок в натуральном выражении нисходящей динамики не показали, и более того, в августе и сентябре они уверенно движутся вверх. Если бы не сильный спад в июле из-за падения цен на многие товары (зерновые, металлы и продукцию химпрома), возможно физические объемы были бы ещё выше.
Также за 2015 год наметилась и другая тенденция: среди стран, включенных в перечень офшоров, появились свои лидеры. На первом месте оказались Объединенные Арабские эмираты, куда Россия поставляет преимущественно драгоценные металлы и камни, минеральное топливо и различного рода технику. Не меньшей популярностью стали пользоваться Гонконг, Малайзия, Гибралтар. Последний, в свою очередь, увеличил экспорт из России на целых 20% до 537,13 млн долларов, в основном за счет роста поставок нефти и нефтепродуктов. Бурный рост показали и Багамские острова, увеличив импорт из России в 18 раз, и вновь за счет нефтепродуктов.
В структуре экспорта отдельных товаров в офшоры в январе-сентябре на втором месте после минеральных продуктов оказались драгоценные металлы и камни (30%, 791 млн долларов). Россия, отнюдь, не стала мировым ювелирным центром, а вот переводить денежные средства за рубеж на хранение в виде драгоценных металлов в условиях девальвации оказалось выгодным. В общем объеме экспорта России стоимостной объем драгоценных камней металлов невелик, всего 6,24 млрд долларов, что составляет всего лишь 2,4%. Из них было экспортировано в офшоры (только страны официального перечня) 791,28 млн долларов. Большую часть при этом и составляли золото и алмазы.
При импорте товаров через офшоры многие компании также заметно выигрывают. Например, можно завысить цену провозимых товаров, и тем самым уменьшить прибыль российской компании и, соответственно, налог на нее. Также цену можно снизить, если ввозятся товары с высокими таможенными пошлинами. Все это называется «оптимизацией» налогов и таможенных платежей.
По итогам девяти месяцев 2015 года, стоимостные объемы и физические объемы по импорту снизились на 18%. В нынешних экономических условиях это значительно меньше по сравнению с другими странами. К тому же, чем сильнее падал рубль, тем стабильнее ежемесячно росла торговля с офшорами. Особенно отчетливо это прослеживается с июня по сентябрь.
По стоимостным объемам большинство стран демонстрирует отрицательную динамику. Малайзия, которая поставляет в Россию широкий ассортимент товаров – от продуктов питания до техники и оборудования – снизила поставки на 16%, ОАЭ на 38%, Лихтенштейн на 68%. Впрочем, есть и свои лидеры, Гонконг, например, увеличил стоимость экспорта на 9%, а такой классический офшор как Британские Виргинские острова и вовсе на 375%. О последнем офшоре стоит сказать отдельно, в прошлом году Россия закупала там небольшой ассортимент товаров – в основном это продукция группы 84 ТНВЭД – реакторы ядерные, котлы, оборудование, механические устройства и их части. Подобного производства на территории государства нет, а 2015 году основной рост также пришелся именно на поставки этой продукции.
На 25,7% вырос импорт из Папуа новой Гвинеи, не включенной в список Минфина. Страна поставляет в Россию кофе, чай и пряности. Некоторые другие страны, которые государство офшорами не считает, также продемонстрировали рост физических объемов поставок. Например, импорт из Сингапура в физическом выражении возрос на 15,3 (до 23,8 тыс тонн).
Закупала в офшорах Россия в основном машины и оборудование (646,82 млн долларов), а также продовольственные товары и продукцию химической промышленности. По стоимости практически все товары демонстрируют снижение, однако не столь внушительное, нежели поставки в другие страны. Импорт машин и оборудования упал на 10%, продукции химической промышленности на 23%.
По физическому объему, наоборот, некоторые товары показывают рост. Например, на 3,7% увеличился объем закупаемого в офшорах продовольствия. Стремясь обойти продуктовое эмбарго, многие европейские страны используют их как посредников во внешнеторговых сделках.
Таким образом, офшоры по-прежнему участвуют в экспорте и импорте страны,
Нововведения в законодательство лишь немного осложнили процессы сдачи отчетности, а на внешнеторговые поставки практически не повлияли. Даже в условиях российского кризиса, девальвации и санкций, снижение торговли с ними проходит более гладко, нежели с остальными странами. Государство слишком поздно взялось за регулирование офшорной деятельности, многие схемы торговли не только отработаны годами, но и активно рекламируются в интернете, причем за весьма скромную плату.
Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!