Жизнь у руководства страны бьет ключом, чего нельзя сказать об экономической динамике, которая по итогам мая продемонстрировала новый негативный рекорд – по оценке МЭР прирост ВВП год к году в мае составил всего 1%. На Петербургском экономическом форуме Президент В. Путин объявил об амнистии осужденных за экономические преступления. В результате «рокировки» в руководстве экономических ведомств Министерство экономического развития возглавил А. Улюкаев, известный как сторонник жесткой денежно-бюджетной политики и опоры на частные инвестиции. Рассмотрение в правительстве бюджетных параметров на ближайшую трехлетку началось с объявления о необходимости сокращения бюджетных расходов на 2014 год на 360 млрд. рублей по сравнению с ранее запланированным. Таким образом, тезис бюджетного послания Президента о возможном использовании средств ФНБ на финансирование инфраструктурных проектов в размере 450 млрд. рублей почти не означает наращивания расходов, а скорее является частью «бюджетного маневра», увеличивающего долю инвестиций в инфраструктуру.
Наконец, прозвучали заявления об ограничении роста тарифов естественных монополий темпами инфляции и даже об отказе от стремления к равнодоходности поставок газа на внешнем и внутреннем рынке.
Означает ли все это, что руководство хочет всерьез заняться улучшением условий для ведения предпринимательской деятельности, экономить бюджетные средства и улучшить их структуру, ограничить аппетиты монополистов и компаний с госучастием, то есть делать все то, что, по мнению большинства экспертов-экономистов, будет способствовать выходу на траекторию устойчивого экономического роста в долгосрочной перспективе, хотя и не гарантирует немедленного эффекта (если не будет предпринято серьёзных усилий в части реформы судебно-правоохранительной системы)?
Дьявол, как обычно, в деталях. При детальном рассмотрении предлагаемых параметров бюджета на ближайшую трехлетку оказывается, что «бюджетные маневры», главным образом, заключаются в том, чтобы увеличивать затраты на содержание силовых структур и зарплаты чиновников, а также в том, чтобы увеличить расходы на строительство высокоскоростных магистралей и проведение чемпионата мира по футболу за счет сокращения затрат на образование и здравоохранение, опасаясь тронуть оборонный заказ.
В проекте амнистии для осужденных за экономические преступления вдруг появляется условие о возмещении ущерба – по сути,требование выкупа. В результате кадровые рокировки и маневры выглядят, скорее, как очередная попытка перехитрить убегающих инвесторов, свести концы с концами в бюджете, но в то же время не поступиться интересами правящей группы. Честно говоря, получается не очень убедительно.