Ни для кого уже давно не является откровением, что в современной России среди разрушительных процессов одно из первых мест занимает коррупция. Зло, проникшее во все сферы деятельности государства, самым негативным образом сказывается на ситуации в экономике страны, превратилось в серьезную угрозу верховенству закона, демократическим преобразованиям и правам человека, привело к тяжелейшим социальным последствиям. Коррупция не уравнивает доступ людей к материальным и общественным благам, что само по себе является признаком недемократичности существующего строя. А это, в свою очередь, подрывает доверие к властным структурам, ведет к деградации социума, политических и социальных отношений, наносит урон имиджу и престижу нашей страны в современном мире.
Восточная мудрость гласит: «Для уничтожения народа нет необходимости идти на него с войной, достаточно уничтожить нравственность этого народа».
Коррупция захлестнула современную власть на всех ее уровнях. Такое пристальное внимание к данной проблеме обусловлено, прежде всего, общественной опасностью этого феномена. Коррупция разлагает демократические институты общества и ставит под угрозу их существование. Это проблема особенно важна для современной России, пытающейся привить на своей почве демократические устои.
Великий китайский реформатор Ванг Анши (1021-1086гг.) в своих трудах о коррупции отмечал два ее источника: «плохие законы и плохие люди». В России сложились особенно благоприятные условия для процветания коррупции среди всех и вся. Для успешного противостояния этому злу необходимо твёрдо усвоить, на почве каких социальных условий прорастает и процветает коррупция в нашей стране. Путём многочисленных соцопросов, «круглых столов», «ток-шоу», различных исследований оказалось, что наиболее существенными из этих условий являются:
1. Слабость судебной системы
2. Неразвитость правового сознания населения.
3. Сохранившаяся с советских времён ориентированность правоохранительных органов и их представителей на защиту исключительно «интересов государства» и «общенародной собственности»
4. Традиционное подчинение чиновников не закону, а инструкции и начальнику
Что же касается множества причин, сопутствующих процветанию коррупции, самыми распространенными среди них можно признать следующие:
Экономические причины коррупции – это, прежде всего, низкие заработные платы государственных служащих, а также их высокие полномочия влиять на деятельность фирм и граждан. Особенно характерно в развивающихся и в переходных странах, но встречаются и в развитых.
Институциональные причины – провальная кадровая политика государства, допускающая распространение синекур и возможностей карьерного продвижения вне зависимости от профессионализма работника, непрозрачность в работе государственных ведомств, громоздкая система отчетности, отсутствие прозрачности в системе законотворчества,
Социально-культурными причинами коррупции являются деморализация общества, недостаточная информированность и организованность граждан, общественная пассивность в отношении своеволия «власть имущих».
Предельно лаконичное определение основных причин коррупции некоторые зарубежные экономисты выражают следующей формулой:
КОРРУПЦИЯ = МОНОПОЛИЯ + ПРОИЗВОЛ – ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.
Страны, где отмечены все три группы факторов (это, прежде всего, развивающиеся и постсоциалистические страны), относятся к категории наиболее коррупционных. В высокоразвитых странах эти факторы проявляются в меньшей степени, о отсюда и низкий уровень коррупции в них.
Как видим, об этом явлении известно, практически, всё: история его появления, условия и причины процветания, разрушительные последствия, возможные пути борьбы с этим злом. Объявляются всё новые и новые кампании по его искоренению, принимаются громкие законы, СМИ широко комментируют резонансные уголовные дела… Наверняка, немного в мире стран с таким количеством антикоррупционных органов, как в РФ. Достаточно назвать Национальный антикоррупционный совет Российской Федерации, Национальный антикоррупционный комитет, Совет при президенте РФ по противодействию коррупции, Межрегиональную общественную организацию развития антикоррупционных программ, Общественный антикоррупционный комитет... И это в дополнение к прокуратуре, МВД, спецслужбам. А если к этому приплюсовать многочисленные теле -и радиопередачи, в которых о масштабах этого зла, о наиболее известнейших коррупционерах страны, о конкретных предложениях по борьбе с ним сказано и показано уже столько…
Ещё древние учёные пришли к заключению: коррупция приводит к экономическим трудностям, а последние, в свою очередь, способствует росту коррупции. Чем не известный всем со школьной скамьи круговорот воды в природе? Коррупция, если она специально не ограничивается, не может уменьшаться. Ее естественное состояние – рост. Поэтому никоим образом нельзя уверять, что руководство практически всех стран – причём, как развитых, так и переходных – не понимают опасностей коррупции, необходимости всесторонней борьбы с ней.
Важнейшим условием эффективности антикоррупционной деятельности должно стать установление доверительных партнёрских отношений государственных, некоммерческих и общественных структур в противодействии этому злу. В противном случае власть будет решать свои проблемы, а гражданское общество заниматься собственными программами, которые ограничены человеческими и финансовыми ресурсами. Государство, как более сильный партнёр, должно проявлять инициативу в организации взаимодействия с гражданским обществом и его объединениями в виде общественных организаций. В действительности же происходит, примерно, следующее. Апрельский указ 2010 года «О национальной стратегии противодействия коррупции и национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 гг.» можно расценивать в качестве детального плана исторжения коррупции в России, в котором прописаны конкретные сроки исполнения многих пунктов. Всё вроде бы правильно… Вот только исполнять план призваны ... сами чиновники. А как же гражданское общество с его общественными организациями?
Стараясь всемерно активизировать деятельность в этом направлении, власти каждый раз не преминут подчеркнуть, что у России есть свои, специфические методы борьбы с этим злом. Например, в регулярных выступлениях Дмитрия Медведева на сайте НАС РФ превалируют скорее морально-этические нотки, нежели призывы к тотальному выжиганию. Как сказано в одном из заголовков, «в борьбе с коррупцией важна терапия, а не хирургия». А чего, например, стоит принятый 20 ноября 2009 года Госдумой Закон РФ «Об общих принципах организации предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций», который позволяет взимать с граждан плату за «государственные услуги» и «государственные функции». Вот как! Чем не замах на оригинальность? Правда, по мнению представителей КПРФ и ЛДПР, этот закон легализует коррупцию.
А как следует отнестись к инициативе правительства, согласно которой Федеральные органы власти предлагается оценивать с точки зрения их коррумпированности? Итоговую позицию в будущем рейтинге планируется определять по двум основополагающим принципам — по оценке внутренних показателей ведомств и внешних, то есть путем голосования граждан в Сети. Эффективность работы будет признаваться высокой, если ведомство набрало не менее 90 баллов из 100. «Отметка» ниже 70 баллов будет считаться «неудом», то есть говорить о низкой эффективности борьбы с коррупцией внутри самого ведомства. И если подобного рода «карусель» в России использовалась в ходе выборов, теперь с её помощью будут определять уровень коррумпированности того или иного ведомства. По нововведениям мы опять можем оказаться впереди планеты всей!
Вместе с тем, озабоченность первых лиц государства важна уже сама по себе. И не исключено, что наконец-то усилия многочисленных антикоррупционеров начали давать свои плоды. В ежегодном мировом индексе восприятия коррупции (Corruption Perceptions Index), составленном Transparency International, Россия поднялась со 154-го места на 143-е – из 183 участников, расставленных сверху вниз в порядке возрастания масштабов явления.
По состоянию на конец 2011 года, на данном этапе антикоррупционной работы мы оказались в одной компании с Белоруссией, Азербайджаном, Коморскими островами, Мавританией, Нигерией, Восточным Тимором, Того и Угандой. Соседство Белоруссии, власти которой всячески превозносятся за неустанную борьбу с правонарушениями и зачастую ставятся в пример российским, может выглядеть неожиданно. Но это всего лишь очередное подтверждение давно известному: жесткость диктатуры вовсе не обязательно препятствует воровству и мздоимству. Во всяком случае, в списке Transparency International пиковое 182-е место разделили Сомали (где царит рыночная стихия свободного предпринимательства, государственной власти практически нет) и Северная Корея (самое тоталитарное государство современного мира). Крайности сошлись.
Какое же место западные эксперты отводят России среди стран бывшего СССР. По их исследованиям, менее всего коррумпирована нынешняя Грузия (64-е место), за ней следуют Молдавия (112-е место), Казахстан (120-е), Армения (129-е), Украина (152-е), Узбекистан и Туркмения (разделили 177-е). Здесь трудно улавливается взаимосвязь между политической системой и уровнем коррупции – Армения и Украина устроены гораздо демократичнее Узбекистана и Туркмении, Молдавия по этому критерию очень сильно отличается от Казахстана – а коррупционные показатели сходны. Как бы то ни было, в наибольшая степени на постсоветском пространстве коррумпирована все же Туркмения.
Почти отсутствует коррупция (вряд ли она где бы то ни было искоренена дочиста) в Новой Зеландии – 1-е место рейтинга. За ней Дания и Финляндия. По мнению авторов исследования, коррумпированность госаппарата обратно пропорциональна степени общественного контроля, который способствует прозрачной отчетности. Принцип понятен. Относительно Новой Зеландии следует также добавить, что именно в этой стране государственно-административная реформа зашла особенно далеко: аппарат фактически переведен на хозрасчет, величина чиновничьего оклада прочно завязана на зримое качество управленческих услуг, а политические функции жестко разведены с оперативно-управленческими. В таких условиях заниматься коррупцией не только крайне затруднительно, но и попросту невыгодно.
Не менее интересны и результаты опроса, проведенного Ipsos Global Research – косвенно связанного с предыдущей темой. В ходе него оценивалось качество жизни в разных странах. Увы, по совокупности стоимости жизни, удовлетворенности работой и зарплатой, самочувствия и душевного состояния граждан Россия пока оказалась в самом конце списка. Далее рассматривалось отношение с семьей и друзьями. Наши сограждане определяют себя как людей, не заботящихся о своем здоровье, подверженных недосыпанию, не слишком довольных работой, но высоко ценящих отношения с родными и друзьями. В целом средой своего обитания недовольны 80% опрошенных россиян. В итоге общий индекс здоровья и благополучия в России равен 37, притом что среднемировой – 57.
Правда, кое в чем здесь трудно не усомниться. Вполне допустимо, что самыми благополучными вправе считать себя жители Объединенных Арабских Эмиратов (88) и Саудовской Аравии (78). С большоё натяжкой, но можно согласиться, что показатель Индии в 72 балла лишний раз подтверждает: не хлебом единым. Но как быть с тем, что британцы и японцы, согласно результатам опроса, считают себя несчастнее россиян? Это кого же нужно было опрашивать, чтобы получить такие результаты?
А что, если нам к антикоррупционным добавить еще пару-тройку комитетов и опубликовать соответствующие их опросам результаты? Ну, допустим, их счетоводы «выборочно» поспрошают нужных кому-то сотню-другую респондентов. Глядишь, поднимемся на несколько ступенек еще в одном рейтинге!