Крупнейшему промышленному предприятию на территории Приморского края — ОАО «Дальневосточный завод «Звезда», исполнилось 60 лет. За это время на предприятии прошли ремонт более 50 подводных лодок разных поколений. Несколько лет назад на базе завода было решено создать новую верфь крупнотоннажного судостроения. Строительство предприятия продолжается, однако, выпускать газовозы и нефтяные танкеры, как планировалось ранее, новая верфь, вероятно, не будет.
В настоящее время две субмарины третьего поколения подводных стратегических ракетоносцев класса «Антей» проходят на «Звезде» плановый ремонт. В перспективе предприятию предстоит обслуживание и ремонт стратегических подводных крейсеров 4-го поколения класса «Борей», которые уже вводятся в состав ВМФ и в скором времени начнут поступать на ТОФ.
Вторым по значимости направлением работы «Звезды» является утилизация атомного флота, прежде всего, подводных крейсеров, выведенных из состава ТОФ. В последние годы эти работы ведутся под руководством и при непосредственном участии госкорпорации «Росатом» и ее «дочки» «ДальРАО».
Сейчас на территории «Звезды» реализуется амбициозный проект создания суперверфи крупнотоннажного судостроения «Судостроительный комплекс «Звезда». В строительстве комплекса заинтересованы «Газпром», «Роснефть» и «Совкомфлот», которыми в 2013 году создан консорциум с южнокорейским DSME для развития судостроительного кластера на Дальнем Востоке. Проект подразумевает производство, способное выпускать суда водоизмещением до 350 тысяч тонн, специальные суда до 29 тысяч тонн, элементы морских нефтегазовых платформ и другие виды морской техники.
По словам генерального директора ОАО «ДВЗ «Звезда» Юрия Фильченка, «судостроительный комплекс будет одним из крупнейших в Российской Федерации. Строится он в несколько очередей, на сегодняшний день ведутся три головные объекта первой очереди. По прогнозам, верфь введут в строй в 2018 году. Новый завод даст всему Приморью около шести тысяч рабочих мест».
Интересно, что подходы к строительству могут измениться в сторону «менее амбициозных». Министр промышленности и торговли Денис Мантуров заявил в ноябре, что цеха металлообработки и окраски, а также тяжелый стапель следует достроить, но сухой док, запланированный после 2016 года, теперь под вопросом. По мнению министра, нужно скорректировать также производственную программу «Звезды». «Строительство газовозов или тяжелых нефтяных танкеров — не та номенклатура, на которую должны рассчитывать наши судостроители»,— полагает Мантуров. Министр подчеркнул, что предлагаемая реструктуризация связана не с санкциями, которые ограничивают поставки нефтегазового оборудования в Россию, а «с мировой конъюнктурой судостроительного рынка». По его словам, прибыль от производства крупнотоннажного судна невысока - даже при большой серийности, - а при штучном строительстве оно вообще не прибыльно. В итоге, по мнению министерства, верфь будет строить для шельфа буровые и разведывательные платформы, а также суда обеспечения. Но при этом на ней необходимо сохранить военное судостроение.
Недавно прокуратура Приморского края провела проверку на строящейся верфи. По версии следствия, предприятие задолжало 2,5 тысячам работникам 62 миллиона рублей. Между тем, заказчик работ (ДЦСС) утверждает, что деньги своему подрядчику — ЗАО «Росдорснабжение», переводились регулярно.
По сведениям корреспондента ПРОВЭД, в настоящее время ведутся переговоры о том, чтобы замкнуть финансирование строительства судоверфи с ДЦСС на ДВЗ «Звезда». Однако, такая ответственность, якобы, не совсем устраивает руководство завода в связи с серьезными рисками. Два из предыдущих руководителя предприятия привлекались к уголовной ответственности, еще один отстранен от работы. Кроме того, многим специалистам кажется излишне оптимистичными планы по запуску верфи в 2018 году. Непонятно, откуда возьмутся 6 тысяч квалифицированных судостроителей (на Дальнем Востоке они и сейчас в большом дефиците), где рабочие будут жить, и найдутся ли для верфи заказы.
Пока решаются эти непростые вопросы, работники «Звезды», по русской традиции, готовятся наполнить в честь юбилея бокалы с шампанским и кружки с «шилом». Официальное празднование шестидесятилетия предприятия в Большом Камне намечено на пятницу.
СПРАВКА: ОАО ДВЗ «Звезда» (входит в структуру Дальневосточного центра судостроения и судоремонта (ДЦСС) - ведущее предприятие по ремонту подводных лодок Тихоокеанского флота и единственное на Дальнем Востоке, специализирующееся на ремонте, переоборудовании и модернизации атомных подводных ракетоносцев. Располагается на берегу Уссурийского залива в городе Большой Камень, численность работающих — более 4 тысяч человек. Деятельность завода началась 3 декабря 1954 года, когда вступил в строй первый производственный цех. На начальном этапе предприятие занималось ремонтом гражданских и вспомогательных военных судов, с 1957 года - ремонтом и переоборудованием подводных лодок, сначала дизельных, а с 1962 года - и атомных. Вплоть до 1990-х годов шло строительство различных заводских сооружений: в результате, введены в строй два эллинга, док-камера, передаточный док, большое количество стояночных причалов. С 1989 года на «Звезде» ведутся работы по утилизации атомных подводных лодок. 6 ноября 2008 года предприятие было преобразовано в акционерное общество, где 100 % акций принадлежат государству.