Почему ФТС не ставит памятник пограничной собаке?
А ставит Павлу Верещагину - символу честных таможенников, хотя он таможенником и не был.....
Сегодня в Филях состоится долгожданное российскими таможенниками событие - откроют новый, из череды подобных же, памятник мифическому таможеннику Павлу Верещагину, самому честному и неподкупному таможеннику всех времен и народов, поскольку, видимо, прообраза для памятника из существовавших, либо существующих "мытников" просто нет. Деньги на этот памятник собирали всем таможенным российским миром, была даже небольшая "полутемная" история с конкурсом, в котором победил "проект, представленный руководителем н-ского таможенного управления", который на поверку оказался сделанным скульптором-профи... Но речь не об этом. На просторах интернета мы нашли небесспорный материал, претендующий даже на некоторое околонаучное исследование, был ли Верещагин на самом деле таможенником или не был. Автор материала - некто MISTERVIK рассуждает о том, что было бы вполне справедливо поставить памятник Индусу- собаке пограничника Карацюпы....Оба, хотя бы, реально существовали... В любом случае, материал любопытный и своевременный, хотя и пришлось некоторые чересчур энергичные выражения из него изъять (в остальном стиль и слог автора сохранены)...
Ну кто не знает этого колоритного киногероя знаменитой киноленты "Белое солнце пустыни"? Наверняка, знают все...В 2001 году на территории Амвросиевской таможни Украины, на границе Донецкой и Ростовской областей, был установлен памятник Павлу Верещагину, изготовленный из дуба.
В 2002 году во Владивостоке на воду был спущен таможенный корабль «Павел Верещагин», ныне несущий службу у Сахалина и Курильских островов.
В 2011 году возле здания Луганской таможни был открыт памятник таможеннику Верещагину из фильма «Белое солнце пустыни». Герой Верещагина, сыгранный луганским актером Павлом Луспекаевым, стал символом честных таможенников, а его фраза «Мзду не беру! Мне за державу обидно!» - крылатой.
Памятник этому киногерою был установлен также в городе Кургане в 2007 году, у здания Курганской таможни. Памятник был установлен на средства курганских таможенников. Новый памятник Верещагину собираются (сегодня-ред.) установить в штаб-квартире Федеральной таможенной службы России.Песня «Госпожа удача» (музыка И. Шварца, стихи Б. Окуджавы) стала неофициальным гимном таможенной службы России.Ну то, что возлагают цветы к памятнику киногероя и выстраивают возле него почетный караул ... это, конечно, полный .....! Но то ладно.Меня в этой связи другая тема заинтересовала. А с чего это господа таможенники вообще взяли, что Верещагин был таможенником?
Ну то, что Верещагин имел отношение к таможне, понятно. Но был ли он именно таможенником? И если он не был при этом таможенником, то кем же тогда в таком случае он мог быть? Сценарий к фильму "Белое солнце пустыни" был написан современными сценаристами Валентином Ежовым и Рустамом Ибрагимбековым. Был еще и третий сценарист, Марк Захаров. Но он написал часть сценария "Письма Сухова несравненной Катерине Матвеевне". То есть, вся эта история, естественно, 100% выдумка. Но, тем не менее, при написании сценария авторы перелопатили гору всякой справочной литературы, чтобы сюжет был более-менее похож на реальные события конкретного исторического периода. Дело происходит в 20-х годах где-то в Средней Азии. Судя по тому, что все события разворачиваются на берегу Каспийского моря, к тому же там еще и пустыня присутствует, да еще и нефтяные бочки стоят с цистерной .... то это территория нынешней Туркмении.
В Туркмении до революции уже добывали нефть. Да, собственно говоря вторая командировка съемочной группы проходила на восточном берегу Каспийского моря, в Туркмении, в районе города Байрам-Али. Ну и басмачи там тоже по фильму присутствуют. То есть ... в этом плане все сходится.
Абдулла и его банда - это не только бандиты, но и контрабандисты. Причем, со стажем. Абдуллу Верещагин знает давно, равно как и Абдулла Верещагина. Знакомство зрителей с Верещагиным происходит следующим образом.Товарищ Сухов приказывает Петрухе: "Ступай на берег, найдешь там белый домик, бывшую царскую таможню. Узнай, кто там щас". То есть, белый домик - это типа бывшая царская таможня. А "там щас" оказался Верещагин, который очень удивился тому, что Петруха не знает, кто живет в этом доме....
- Ты что, не слыхал про Верещагина?
- Неа.
- Дожил. Было время, каждая собака меня знала, вот так всех держал. А сейчас ... забыли.
То есть, в этом доме была не бывшая царская таможня, а дом, в котором жил ... довольно странный таможенник, если это таможенник. И вот почему. Вслед за Петрухой в дом к Верещагину пришел сам товарищ Сухов. Но не с целью познакомиться, а с целью попросить у Верещагина ... пулемет. И такой между ними в этой связи довольно странный, надо сказать, диалог состоялся:
- Абдуллу ждешь? - спрашивает Верещагин Сухова.
- Жду.
- Вот что, Сухов. Была у меня таможня. Были контрабандисты. Сейчас таможни нет, контрабандистов нет. В общем у меня с Абдуллой мир.
Так в чем же тут странность заключается? А странность заключается в том, что ни таможенники царской России, ни даже таможенники Временного правительства вопросами борьбы с контрабандой не занимались. Это были обычные гражданские чиновники из Таможенного управления. Среди них были даже женщины.А вот на уши контрабандистов ставили не таможенники, а стражники Отдельного Корпуса Пограничной Стражи. Пограничная стража раньше входила в состав Таможенного Управления. По Указу Императора Александра III от 15 октября 1893 года Пограничная стража была выделена из состава Таможенного Управления в Отдельный Корпус Пограничной Стражи и непосредственно подчинялась Министерству Финансов. Министр финансов являлся одновременно и шефом ОКПС (с 13 июля 1914 года – Главноначальствующий ОКПС).Такое же положение сохранилось и после переименования ОКПС в Отдельный пограничный корпус (по Указу Николая II от 1 января 1917 года).Формировался этот корпус из числа военнослужащих. И военнослужащие этого корпуса, а не таможенники, имели оружие для борьбы с пресечением контрабанды. Именно поэтому у Верещагина и пулемет есть, и порох, и патроны, и гранаты "не той системы". И об этом хорошо знают и Сухов, и басмачи. По сюжету фильма на стене комнаты Верещагина висит такая фотография, где Верещагин в военной форме.
Сухову по поводу своего мундира Верещагин говорит следующее:"Павлинов во дворе видел? Сменял мундир на павлинов". Вот на таком плане хорошо видна обычная армейская фуражка, сапоги и шашка. Причем, фуражка светлых тонов...
А вот как выглядел таможенный мундир.Официально российский таможенный мундир был высочайше утвержден 23 августа 1827 года в Положении о мундирах для таможенных чиновников.Будничная форма сотрудника департамента таможенных сборов образца 1904 года.Форма черного цвета. В том числе и фуражка.Наплечные знаки, петлицы, знаки на головные боры служащих Департамента таможенныз сборов (1904 год) Никаких сапог. Туфли и брюки. На верхней части фуражки дополнительный знак. Никаких портупей нет.
А вот так выглядела форма стражников Отдельного Корпуса Пограничной стражи.Мундир, конечно, немного отличается, но суть одна и та же. Такой мундир, как у Верещагина, был введен позднее.
Ну и, наконец, самый яркий момент фильма. Ну .... где про мзду идет речь.Верещагин забирается на баркас с награбленным бандитами имуществом, который готовится к отплытию и заявляет, что товар вывозится без оплаты таможенной пошлины. То есть, это контрабанда.Он действует в данном случае как стражник Отдельного пограничного корпуса, а не как таможенник. Таможенники по баркасам не лазили. Они в конторах сидели и занимались писаниной и сбором таможенных пошлин.
Справка: 28 июня 1914 г. был утвержден новый штат Департамента таможенных сборов, согласно которому определялись новые размеры вознаграждения канцелярским чиновникам, вольнонаемным писцам, счетчикам и счетчицам, но так, чтобы размер вознаграждения каждого из обозначенных лиц не превышал оклада содержания, который присваивался каждому в порядке штатного расписания. Стали допускаться лица женского пола на службу в Департамент таможенных сборов как по вольному, так и с определением на государственную службу на должности до 8 класса включительно. Лица женского пола, определяемые на государственную службу в Департамент таможенных сборов, должны были иметь свидетельства об окончании курса не ниже женских гимназий, институтов, епархиальных женских училищ и других соответствующих им учебных заведений или о получении звания домашней учительницы. Лица женского пола пользовались одинаковыми с занимающими соответствующие должности лицами мужского пола служебными правами и преимуществами, за исключением прав на производство в чины и на награждение орденами, причем на них возлагались одинаковые с лицами мужского пола по службе обязанности и ответственность. Данный закон был введен в действие с 1 июля 1914 г.
Верещагин же пытается пресечь контрабанду. Абдулла говорит, что он не против заплатить таможенную пошлину, но дело в том, что самой таможни нет. Вот Сухов в начале фильма заявляет, что белый домик, который оказался жилым домом Верещагина, является бывшей царской таможней. Но Сухов не местный. А Абдулла местный. Причем, контрабандист со стажем. И чё б он заявлял о том, что никакой таможни нет, как если бы она на самом деле была и даже имела таможенника в лице хорошо известного ему Верещагина? И что по инструкции должен был делать таможенник Верещагин, если бы он действительно был таможенником, а не стражником Отдельного пограничного корпуса? Прально. Быстренько сбегать в беленький домик, таможню, оформить документы и получить таможенный сбор. Ну и помахать на прощанье Абдулле белым платочком. А так получается, что Абдулла ему предлагает оплатить таможенную пошлину, даже золотом, а таможенник Верещагин почему-то отказывается, да к тому же еще заявляет, что мзду он не берет.
А при чем тут в этом случае мзда? Абдулла же ему не мзду предлагал, а предлагал оплатить таможенную пошлину. То есть, все по закону. Получается, что в действиях таможенника Верещагина нет никакой логики. При условии, конечно, что он таможенник, а не стражник Отдельного пограничного корпуса.А вот если Верещагин не таможенник, а стражник, то даже при отсутствии таможни он не может пропустить не оплаченный таможенной пошлиной товар, потому что это контрабанда. И знает Верещагин, что Абдулла даже при огромном желании не может оплатить таможенную пошлину, потому что в таможне никого нет и поэтому просто некому эту самую пошлину оплачивать. И поэтому Абдулла предлагает оплатить не таможеннику, а стражнику ОПК Верещагину, который по инструкции не имел права получать таможенную пошлину и вообще осуществлять таможенное оформление вывоза товара за кордон. Задача стражника не пропускать товар без таможенного оформления. Остальные вопросы его не волнуют. Вот плата за незаконный пропуск и есть в данном случае мзда.
И ответ стражника Отдельного пограничного корпуса Верещагина в данном случае становится абсолютно логичным: "Ты ведь меня знаешь, Абдулла, я мзду не беру. Мне за державу обидно." Потом последовала схватка, с целью "договориться с таможней". И что делает после одержанной победы Верещагин? Он направляет баркас к берегу, не зная о том, что баркас заминирован. Вопрос: для чего?
Ну видимо для того, чтобы посадить его со всего маху на мель, чтобы контрабандисты не смогли воспользоваться баркасом для незаконного вывоза товара. Другого варианта просто не прослеживается.Таким образом, (получается) киногерой Верещагин никакого отношения к таможенникам не имел. Он относился к совершенно другому ведомству. С учетом того, что на базе Отдельного Пограничного корпуса впоследствии были созданы пограничные войска, то Верещагин - не таможенник, а пограничник.
Ну и еще некоторые детали всей этой истории. Так сказать, бонусом.Территория, в которой по фильму происходили все события, относилась к 7-му округу ОПК. Штаб - город Ташкент.В состав 7-го округа входило две бригады:30-я Закаспийская пограничная бригада; кв. город Асхабад,31-я Аму-Дарьинская пограничная бригада; кв. кишлак Патта-Кисар, через укр. Керки.То есть, Верещагин, по ходу, это стражник 7-го пограничного округа 30-й Закаспийской пограничной бригады ОПК.
В состав 30-й Закаспийской пограничной бригады входили еще и корабли Каспийской флотилии:
1. “Часовой” – паровой крейсер. Год постройки 1874. Скорость в узлах 10,5.
2. “Карасенгир” – парусно-моторный бот. Год постройки 1913. Скорость в верстах 8.
3. “Карадашлы” – парусно-моторный бот. Год постройки 1913. Скорость в верстах 8.
С началом всеобщей мобилизации, после объявления Германией войны России, части Отдельного Корпуса Пограничной Стражи, кроме 29, 30 и 31-й, бригад, расположенных в Закавказье и Средней Азии, были развернуты применительно к общеармейским штатам военного времени и перешли в подчинение Военного ведомства.Вот не знаю, имели ли такую информацию сценаристы фильма "Белое солнце пустыни", но возможно, что просто угадали причину, почему Верещагин застрял на границе и не попал на фронт Первой мировой. А вот два Георгия вполне могли у Верещагина быть. В ОКПС набирались офицеры, прошедшие боевую подготовку, участвовавшие в реальных боевых действиях. Как известно, до ПМВ была русско-японская. Вот на русско-японской Верещагин запросто мог получить награды и после окончания войны мог быть определен в ОКПС. Я даже где то читал, что генерал Корнилов какое-то время служил в ОКПС.В общем ... такое вот недоразумение с этими таможенниками.
-
С таким же успехом могли бы соорудить возле здания своей таможни памятник Карацупе или еще лучше его пограничной собаке по кличке Индус. Та уж точно никакой мзды не брала....