Экономика

Не так страшно ВТО, как его малюют?

Комитет РСПП по интеграции, торгово-таможенной политике и ВТО и Международный Совет содействия инвестициям при РСПП при поддержке компании DLA Piper 26 июня провел в Москве конференцию на тему "Присоединение России к ВТО: ожидаемые последствия для российского и мирового рынков". Участие в конференции по приглашению организаторов приняло и Некоммерческое партнерство профессионалов в области внешнеэкономической деятельности «Гильдия ПРОВЭД».Комитет РСПП по интеграции, торгово-таможенной политике и ВТО и Международный Совет содействия инвестициям при РСПП при поддержке компании DLA Piper 26 июня провел в Москве конференцию на тему "Присоединение России к ВТО: ожидаемые последствия для российского и мирового рынков". Участие в конференции по приглашению организаторов приняло  и Некоммерческое партнерство профессионалов в области внешнеэкономической деятельности «Гильдия ПРОВЭД».

В ходе конференции эксперты РСПП и приглашенные пришли к единодушному выводу, что присоединение России к ВТО -  это важный этап экономического развития. Инструмент ВТО дает  России возможность интегрироваться в более современные торговые и экономические отношения. Здесь  важен не только сам факт присоединения к ВТО, но важны и условия вхождения в эту систему. Именно это было темой обсуждения и баталий между противниками и сторонниками вступления страны в ВТО в последние месяцы, вылившееся даже в обращение в Конституционный Суд. 

Тем не менее, нельзя не учитывать мнения экспертов о том, что членство в ВТО будет способствовать росту российской экономики - на 3,3% в среднесрочной перспективе и на 11% в долгосрочной перспективе (источник - Всемирный банк), прямые ежегодные выгоды от вступления в ВТО составят около $ 4-5 млрд.  (сейчас около $ 2,5 млрд  прямых и около $ 4 млрд  косвенных потерь несут ежегодно российские производители и экспортеры из-за дискриминации на внешних рынках - по оценкам Минэкономразвития), вступление в ВТО повышает репутацию России как направления для осуществления прямых иностранных инвестиций, экспортного направления и источника импорта, недвусмысленно сигнализирует остальному миру о том, что Россия придерживается мировых стандартов в бизнесе и является надежным деловым партнером.

Но, как любой инструмент, ВТО не может быть хорошей или плохой сама по себе. Главное- в чьих руках этот инструмент находится, и насколько  грамотно им умеют пользоваться.  А, поскольку это инструмент не только для внутреннего использования, на первый план  выступает его значение для развития торговых и экономических отношений с развитыми странами.  Об этом на конференции говорил заместитель начальника отдела товаров Департамента торговых переговоров Министерства экономического развития РФ Виктор  Батанин в своем докладе  «Условия присоединения России к ВТО: оценка последствий».

Какие же возможности открываются перед Россией? По мнению чиновника, системными преимуществами  членства России  в ВТО должны стать: улучшение инвестиционного климата России за счет предсказуемости и транспарентности  регулирования, открытие внешних рынков– расширение экспорта, производства и занятости, участие в выработке необходимых нам правил мировой торговли товарами и услугами и доступ к судебной системе ВТО. Организаторы смогли построить конференцию таким образом, что выступления по наиболее значимым вопросам перекликались друг с другом, дополнялись выступлениями экспертов и находили горячий отклик в ходе обсуждений. Так, механизм реализации преимущества доступа к судебной системе ВТО более подробно был раскрыт в выступлении старшего юриста  DLA Piper Сергея  Васильева.

Рассматривая доступ на внешние рынки, как преимущество присоединения России к ВТО, было отмечено, что это позволит снять около 90  дискриминационных ограничений, например, антидемпинговых пошлин, на внешних рынках разных стран (Китай, Украина, США, Бразилия, Мексика, Австралия…) в  отраслях черной и цветной металлургии, сельского хозяйства, химической промышленности и других. Ряд мер в некоторых странах  вообще будет отменен автоматически после присоединения России к ВТО. Кроме того, некоторые страны ВТО должны будут выполнить свои обязательства по отношению к России. Украина – предоставить недискриминационный режим доступа к трубопроводным сетям, без необоснованных задержек, ограничений или сборов, а также без дискриминационного ценообразования, основанного на различиях в происхождении, назначении или собственности. Китай – снять квоты на въезд автопоездов и ограничения по глубине проезда, Литва – устранить дискриминацию по транзитным сборам на Калининградском направлении и др. Эти преимущества сработают  не сразу и в зависимости от последовательности действий как политиков и власти, так и бизнеса. Бизнес эти преимущества должен научиться правильно использовать - только при этом условии может наступить положительный эффект.

Несомненно, что вступление России в ВТО повлечет за собой (хочется верить), качественные изменения таможенно-тарифной системы. О проблемах, перспективах и путях решения этих проблем говорили в своем выступлении  кандидат экономических наук, юрист  DLA Piper  Ксения  Сизова и советник таможенной практики  DLA Piper Марина  Лякишева.   Подробно рассмотрев обязательства России перед ВТО и их исполнение в рамках Таможенного союза, тарифные квоты после присоединения России к ВТО, вывозные пошлины после присоединения России к ВТО, выступавшие отметили положительный опыт процесса  взаимодействия в области  инициатив по изменению ставок пошлин до вступления России в ВТО бизнес-сообщества с Минэкономразвития. И, что особенно важно, дали практические рекомендации участникам внешнеэкономической деятельности  по этому вопросу.

Рассматривая базовые аспекты Соглашений по ВТО и их влияние на деятельность производственных компаний в соотношении с  механизмами  защиты рынка, Вильгельмина Шавшина, советник, руководитель практики внешнеторгового регулирования в России DLA Piper, к.ю.н., в своем выступлении отметила несколько болевых точек.  В первую очередь - несовершенство законодательства. Россия обязана обеспечить соответствие своего законодательства требованиям соглашений ВТО с даты своего присоединения. Исключения из этого правила сводятся к следующему:

- Ценообразование (переходный период для гармонизации железнодорожных тарифов, дискриминирующих импортные товары)

- Техническое регулирование (возможность сохранения в силе до принятия новых техрегламентов обязательных ГОСТов, противоречащих ВТО, если они не оспариваются членами ВТО)

- Особые экономические зоны (переходные периоды для Калининградской и Магаданской ОЭЗ)

- TRIMs (связанные с торговлей инвестиционные меры) - в части обязательств по инвестиционным программам по автопромсборке – возможность временного сохранения противоречащих ВТО мер.

И, естественно, как любое новое дело, процесс вступления России в ВТО обрастает предрассудками, порой, беспочвенными опасениями. Иногда даже мифами. Вильгельмина Шавшина постаралась развенчать некоторые из них:

 "Все европейские страны имеют программы поддержки экспортно-ориентированных корпораций" (высказал представитель объединения производителей стекольной отрасли)

Нет. Ст. 8 Соглашения ВТО "о субсидиях и компенсационных мерах" (ASCM) прямо запрещает такие программы.

"Правила ВТО – это способ разоружения национальной ветеринарной санитарной системы контроля качества и безопасности" (высказал представитель объединения производителей рыбной промышленности)

Нет. Соглашения ВТО "о санитарных и фитосанитарных мерах" и по "техническим барьерам в торговле" требуют недискриминационного применения мер контроля качества и безопасности. Стандарты должны иметь научное подтверждение.

"Лоббисты ВТО утверждают, что отраслевики получат возможность обращаться в суд ВТО. Это колоссальные затраты, сопоставимые с бюджетом крупного завода" (высказал представитель объединения производителей с/х машиностроения)

Согласно процедурам разрешения споров в ВТО (DSU) в Орган по разрешению споров могут обращаться только государства. То есть производители обращаются за помощью к собственному государству.

Далее на конференции рассмотрели как системные меры адаптации  российской экономики к ВТО, так и меры государственного регулирования, направленные на адаптацию к условиям ВТО отдельных отраслей экономики, механизмы защиты отечественного рынка. В результате стало вполне понятно, что в целом Россия при вступлении в ВТО не снижает защиту своих экономических интересов и таможенных тарифов. Правительство разработало ряд планов компенсации рисков, чтобы не допустить провалов не только в каких-то  отраслях, но и в товарных позициях. Но работа далеко не закончена. Проблемы обязательно будут появляться, однако оперативность их решения напрямую зависит, в том числе, от активного взаимодействия бизнеса и органов государственной власти через различные институты - общественных объединений, на площадке Агентства стратегических инициатив, и других. Панацеи нет, все в руках неравнодушных.

Аналитический отдел «ПРОВЭД»

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...