Свое мнение

Таможня идет эволюционным путем? Послесловие бизнеса…


Ивин, ФТС, таможня, бизнес, таможенное администрирование, дорожная карта, АСИНа днях начальник ключевого подразделения Федеральной таможенной службы — главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля ВЛАДИМИР ИВИН рассказывал “Ъ” об отношении к предложениям Агентства стратегических инициатив, о планах вывода растаможки из Московской области и проблемах, возникших после снятия таможенной границы с Казахстаном. Словом, можно считать, что должностное лицо высказало консолидированное официальное мнение ведомства. Почему бы бизнес-сообществу не  объединить  свое? ПРОВЭД в рамках опубликованного интервью счел необходимым высказать свои конструктивные замечания, дабы не сложилось ощущения, что ФТС может безнаказанно жонглировать фактами и мнениями участников ВЭД.

 

 

— Агентство стратегических инициатив (АСИ) предложило революционные изменения. Самое любопытное — дать бизнесу возможность сначала ввезти груз, а уже потом оформлять его и платить положенные платежи в бюджет. Как вам эта идея?

— У нас есть опасения, связанные с этим предложением. Вопрос требует проработки и обсуждения в широком формате, с учетом мнения не только ФТС и АСИ, но и других ведомств. Мы свое мнение до Минэкономразвития и АСИ довели. У нас есть негативный опыт девяностых годов — предоставление различного вида отсрочек по уплате платежей; тогда мы получили большой рост задолженности, часть которой не погашена до сих пор, взыскивать ее уже не с кого. Поэтому мы опасаемся, что выход за рамки положений действующего законодательства о получении рассрочек и отсрочек платежей может привести к росту задолженности.

ПРОВЭД:  Те «революционные»  изменения, которых так опасается чиновник  – уплата таможенных платежей с отсрочкой, -  не результат фантазий АСИ и бизнес-сообщества, участвовавшего в подготовке «Дорожных карт»,  а попытка реализовать на практике  Главу 4  Киотской Конвенции. В частности, её  Стандартное правило 4.9, где и предусматривается возможность уплаты пошлин и налогов после выпуска товаров, в 14-дневный срок. Кроме того, это облегчит бизнесу весь процесс, поскольку позволит более свободно регулировать денежные потоки после исполнения обязательств по договорам, уплачивая налоги и пошлины сразу после проведения расчетов с партнерами.

Странно, что сознание должностного лица зациклено на лихих 90-х… Как институт, российская таможня  существенно изменилась,  особенно по сравнению с 90-ми годами, когда ставились перед таможней совсем другие задачи. За двадцать лет и Россия, и её таможня  проделали серьезный путь в развитии, поэтому ожидать и оценивать риски данной меры на примере 90-х годов – безосновательно.

 Да,  введение  такой формы, как уплата пошлин и налогов после выпуска товаров, имеет риски, но  эти риски, скорее всего, носят  технологический характер. Видимо, основная проблема кроется   в неготовности самой таможни. Единое окно, с единым массивом баз данных, электронные формы декларирования и информирования  сведут на нет все риски. Только   говорить об этом просто рано, ведь до сих пор   непонятно, когда же сама ФТС будет готова к полной модернизации и интернетизации оформления и контроля. По оценкам бизнеса,  маловероятно, что это может наступить раньше,  чем в 2015 году.

Но ведь уплата пошлин может быть обеспечена гарантиями — и бюджет ничего не потеряет.

— На самом деле,  предложения ряда хозяйствующих субъектов, которые поддержало АСИ, мне кажутся не вполне логичными. Да, для получения отсрочки предлагается пользоваться гарантией банка. Но ведь за эту гарантию тоже надо платить, обслуживать ее. Банку нужно доказать, что платежи таможне ты действительно уплатишь, что у тебя есть средства. И все это только ради того, чтобы 14 дней после ввоза груза не платить таможенные платежи? Возникает вопрос: если у организации есть средства на получение гарантии, почему их нельзя направить на уплату платежей? Аргументированное обоснование этого предложения АСИ мы не увидели. Есть просто идея: давайте попробуем, а вдруг будет лучше.

ПРОВЭД:  Основа данного предложения бизнеса - Глава 5, Киотской Конвенции. Теперь поговорим о логике… Заодно освежим в памяти недавние события.

К примеру,  в таможенном кодексе РФ 2004 года была такая норма, как Поручительство, благодаря которой и таможенные брокеры испытывали   меньшую финансовую нагрузку при включении в реестр,  и участники ВЭД очень эффективно применяли ее для обеспечения транзита и обеспечения уплаты таможенных платежей.

 Но в 2008 году ФТС затеяло очередную реформу, в результате которой  Поручительство, как инструмент в сфере ВЭД перестал работать. Сначала были лишены права выступать поручителями несколько компаний, которые до этого вполне успешно и, главное, недорого оказывали такую услугу, а потом и сама форма Поручительства  исчезла из документов таможенного законодательства.

Для сравнения:  при оформлении Поручительства финансовая нагрузка не превышала 1% в год, при отсутствии необходимости предоставлять обеспечения и/или залоги. В то время как  банковская гарантия, куда усилиями ФТС старательно были загнаны все участники рынка, стоит  гораздо дороже, при этом необходимо обязательно предоставить залог и/или обеспечение.

Но это не все страдания и мытарства  Поручительства и Гарантии. Как только на заседаниях АСИ начал обсуждаться вопрос о  внедрении Гарантии, как формы  обеспечении уплаты пошлин и налогов, Федеральная таможенная служба  неожиданно наделила РОСТЭК правом выступать поручителем перед ФТС.  «Главное управление федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования в целях реализации "части 8 статьи 146" Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" информирует, что ФТС России заключены генеральные договоры поручительства с Некоммерческим партнерством Профессиональных таможенных операторов и ФГУП "РОСТЭК", в соответствии с которыми указанные организации могут выступать поручителями перед таможенными органами по обязательствам нескольких лиц, возникающим при осуществлении деятельности в сфере таможенного дела. (Письмо ФТС РФ от 13 апреля 2012 года N 05-123/18415).

Вполне возможно, что в ФТС действия руководителей управлений никак не координируются и не управляются. Вероятно, мнение  у начальника ГУФТД Комаровой совершенно противоположно  мнению  начальника ГУОТК Ивина. И вообще, создается впечатление, что правая рука не знает, что творит левая….

Но получается очень странно и подозрительно…. Как-то очень однобоко. У РОСТЭКа, значит – это можно делать и будет  дешево, для всех остальных участников рынка – будет дорого?! По отношению к РОСТЭКу – доверие и надежность, а для всех остальных участников рынка – недоверие, риски и угрозы. Это уже не двойные и даже не тройные стандарты. Странная аргументация и эмоции чиновника от ФТС вызывают  еще большее недоумение,  превращая конструктивное обсуждение проблемы  в профанацию…

 

— То есть перспектив у идеи нет?

— Президент Российской Федерации дал поручение проработать этот вопрос Минэкономразвития. Мы свои опасения до министерства довели, будем ждать решения руководства страны.

ПРОВЭД:  Реализация данной меры таможенного администрирования напрямую связанна с инвестиционным климатом и инвестиционной привлекательностью российской экономики. Есть все основания полагать, что в ближайшие 2-3года в данном направлении ФТС ничего сделано не будет, поэтому можно смело предположить, что указания Президента, в том числе, по улучшению инвестиционного климата в стране,  и по положению  России в рейтинге «Doing Business»,  выполнены не будут.

— Утверждают, что Владимир Путин на последнем заседании АСИ приговорил РОСТЭК к ликвидации. Что в ФТС думают делать с этим ФГУПом?

— Насколько я понимаю, вне связи с РОСТЭКом в планах руководства страны стоит приватизация или какая-либо иная форма реорганизации всех ФГУПов. Так что обсуждение перспектив РОСТЭКа находится в общем тренде. В любом случае он прекратит свое существование в нынешней организационно-правовой форме. Отмечу, что РОСТЭК — успешно работающее предприятие, в последние годы оно приносит прибыль государству.

ПРОВЭД:  реализация данной меры таможенного администрирования напрямую связанна с инвестиционным климатом страны, и фактической монополизацией РОСТЭКом  околотаможенного бизнеса. Это- необходимость.

— В 2009 году оформление большинства товаров было перемещено из Москвы в Московскую область. Предполагалось, что далее растаможка уйдет и из области — в приграничные районы. Все эти перемены беспокоят бизнес, что дальше будет происходить с концепцией приближения таможенного оформления к границам?

— Беспокойство было, потому что проблемы, которые тогда озвучивались, были излишне ажиотированы. Я уверен, это делалось отдельными заинтересованными лицами специально для того, чтобы затруднить реализацию концепции. С самого начала ФТС говорила, что пойдет эволюционным путем. То есть и внутреннее оформление сохраняем, и инфраструктуру на границе развиваем. Закрытия внутреннего оформления не было. Единственное место, где был проведен такой решительный комплекс мероприятий, это Москва. Во всех остальных местах, в том числе в Санкт-Петербурге и Московской области, которые тогда начинали звучать как проблемные, таможенное оформление продолжается в прежнем режиме. Тем не менее на всех крупных направлениях ввоза товаров на границе таможенно-логистические терминалы созданы. Где-то они загружены под завязку, как в Торфяновке (на российско-финской границе), где-то, наоборот, недозагружены и процесс накопления клиентской базы еще идет.

ПРОВЭД:  Так называемая "Концепция таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе РФ", которая не была просчитана и согласованна со всеми заинтересованными министерствами и ведомствами, (про бизнес в взаимоотношениях с таможней не принято говорить вообще), мягко говоря,   провалилась.  Единственное, что частично удалось сделать – перераспределить грузопотоки и склады временного хранения в пользу РОСТЭК, практически никакой инфраструктуры на границы построено не было, потому как деньги государством на эту «Концепцию» выделены не были. Ни одного рубля!  А все, что построено частными инвесторами, никак не может идти в актив ФТС.    

— Но в итоге из Подмосковья растаможка все же уйдет?

— Да, но эволюционным путем. Постепенно переводя потоки, мы подойдем к модели, реализованной в Москве. То есть будет набор специализированных таможенных постов, которые будут оформлять грузы, необходимые для поддержания жизнедеятельности Москвы и области. Это продовольствие, медикаменты, другие такие значимые товары. Безусловно, сохранится оформление товаров, необходимых для расположенных в регионе промышленных предприятий. Также останется оформление военной продукции и товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом. И безусловно, будут развиваться центры электронного декларирования. Сейчас их два, наверное, будет еще и третий. При этом в таких центрах в электронном виде будет оформляться практически вся номенклатура товаров с использованием технологии удаленного выпуска.

ПРОВЭД:  Центры электронного декларирования (ЦЭДы) в том виде, в котором ФТС предполагает их существование, не особо отличаются от пресловутой «концепции». По принципу «что-то, где-то, как-то, может быть». Специализированных постов, с той активностью, с которой сейчас  ФТС активно стала манипулировать компетенцией, стоит ожидать очень много, и не только по медикаментам и отдельным видам продовольствия… Сейчас, например,  вводится по 39 группе (пластмассы и изделия из них), то же самое стоит ждать и по 40 группе (каучук, резина и т.п.). Необходимо отметить, что  попытка внести новые автомобильные шины в список акцизных товаров, сорвалась исключительно потому, что  бизнес проявил консолидированное недовольство.

С ЦЭДами возникает пока больше вопросов, чем ответов…. Их пытаются исключительно привязать к региону, и принимать декларации только на товары, которые размещены на СВХ в зоне деятельности данного ЦЭДа.  То есть для декларанта, обслуживающего большой грузопоток не будет никакой разницы, где фактически подавать декларацию.

 А если нет разницы, то зачем что-то дополнительное создавать, зачем вот так бездарно тратить деньги налогоплательщика? Не проще ли сначала «откатать» технологию удаленного выпуска, довести электронное декларирование до рабочего состояния именно «электронного декларирования», а не «электронной очереди» на оформление, создать Единое окно, а уже потом создавать ЦЭД и все прочее?

 На сегодня ФТС не может внятно изложить,  какие преимущества и удобства получит импортер и экспортер при работе через ЦЭД. Так же, как   не может толком сказать, какой же нагрузкой ляжет на бизнес работа через ЦЭД (временной и финансовой). Мы можем только предположить, что при работе через ЦЭД для импортера и экспортера появятся дополнительные барьеры, дополнительные звенья в цепи таможенного оформления. И преодолевать их придется дополнительными сотрудниками, дополнительными расходами  на содержание этих сотрудников. Возникнут  дополнительные расходы  на логистику, так как подать декларацию, например,  через ЦЭД московского региона, можно будет  только в том случае, если товар прибудет на СВХ московского региона (читай, московской областной таможни).  То есть,  подать декларацию  на товары, которые, например, находятся на СВХ в зоне Выборгской таможни, будет невозможно. Вот и получается,  либо товар надо будет доставлять на СВХ московского региона, либо ехать в Москву для подачи декларации. Учитывая, как активно ФТС противится предложению бизнеса предоставить право подавать декларацию в любой уполномоченный  таможенный орган, вне зависимости от местонахождения декларируемых товаров и исключительно, если это удобно декларанту, ждать особых подвижек и улучшения технологий на этом направлении в ближайшие годы не стоит.

— В какие сроки все это произойдет?

— Мы не ставим себе жестких сроков. Но хотелось бы, чтобы в течение следующего года это было сделано.

ПРОВЭД:  В Дорожной карте,  подписанной Председателем Наблюдательного совета АСИ В.В.Путиным, сроки поставлены конкретные, и эти сроки - не капризы бизнеса, они  просчитаны исключительно из целесообразной необходимости модернизации таможенного администрирования. Потому что бессмысленно будет  что-либо менять  в более поздние сроки.  А сроки для ФТС стоят конкретные – январь 2014 года. Успеют ли?

— В случае с Украиной или северо-западом понятие «приближение к границе» понятно. А как концепция работает в отношении Белоруссии и Казахстана? Таможенной границы ведь нет, где бизнесу предлагается строить терминалы?

— Подход примерно такой же. Да, таможенное пространство едино, но идущие в Россию товаропотоки в большей степени продолжат оформляться у нас независимо от того, через какие пункты пропуска они попадают на единую таможенную территорию. И дело даже не в принципе резидентства, который пока закреплен в Таможенном кодексе Таможенного союза (ТК ТС). Компании, которые хотят иметь кредитную историю в России, все равно будут оформляться здесь. Они здесь зарегистрированы, им нужны взаимоотношения с нашими таможенными и налоговыми органами. Так что мы рекомендуем создавать логистические терминалы в областях, которые граничат с этими государствами. То есть в Смоленской и Брянской областях, если речь идет о Белоруссии. Направление на Казахстан, соответственно, Челябинская, Курганская, Новосибирская области и так далее.

ПРОВЭД:  Действительно, дело не в принципе резиденства.  По данным ФТС,  перетекание товаро- и грузопотоков в Казахстан составляет уже около  9%.   Непонятен оптимизм ФТС в этом вопросе, так как по нашим расчетам, доля ухода товаро- и грузопотока в Казахстан составляет уже не менее 15%, и, вдобавок,   сложилась очень устойчивая тенденция ухода грузопотока в Беларусь. Пока этот объем колеблется в пределах 3-4%, но рост данного показателя  стабильный и устойчивый.

И теперь ФТС рекомендует создавать терминалы вдоль российско-казахстанской и российско-белорусской границы, на местах, где действиями ФТС в рамках реализации «Концепции переноса таможенного оформления и контроля…»,  терминалы всего пару лет назад были закрыты и ликвидированы. Где же логика? И кто должен нести  ответственность за реализацию непродуманных мер?

— То есть это приближение к уже бывшей границе…

— Да, тем более что процесс создания терминалов не прерывался. Точки роста, заложенные тогда, когда граница еще была, продолжают давать ростки.

— А кто платит за это? Правительство ведь так и не выделило деньги на реализацию концепции?

— Да, наши предложения о софинансировании государством ряда мероприятий этой концепции пока не реализованы. Но в них не были заложены бюджетные деньги на инфраструктурные проекты. Сразу закладывалось, что склады строит бизнес. Бюджетные деньги были нужны для создания социальной инфраструктуры — на дороги, жилье, детские сады.

ПРОВЭД:  сразу закладывалось 78 млрд.  рублей на реализацию «Концепции..»  И  только потому, что Минфин не согласовал эту сумму, посчитав ее необоснованной, не просчитанной и завышенной, деньги не были выделены и «Концепция…», так и не стала для ФТС  долгожданной  ФЦП (федеральной целевой программой). Кое-где  на местах бизнес   стал робко вкладывать деньги в строительство терминалов, но терминал без размещения на нем таможенного поста не представляет никакого интереса, а пост без инфраструктуры (садов, школ, больниц и т.п.) никогда не будет укомплектован… Вот такой получается замкнутый круг… А на какие средства и за чей счет создавать инфраструктуру, если государство на создание этой инфраструктуры не выделило денег?

— Большая сумма требовалась?

— Да нет, небольшая. Около 45 млрд руб. на 12 лет.

ПРОВЭД:  В 2008 году, когда ФТС впервые заговорила о «Концепции переноса…»,  господин Ивин озвучивал 9-12 млрд.  рублей,  необходимых на ее реализацию.  В 2009 году, когда из «Концепции переноса…» ФТС пыталась сделать ФЦП,  стоимость реализации уже составляла 78 млрд  рублей. А в 2010 году Счетная палата РФ  опубликовала свои расчеты, по которым выходило, что на реализацию «Концепции переноса…» необходимо минимум 92 млрд рублей, а эффект от нее в 2010 – 2010 годах составит максимум 32,7 млрд рублей. Вот такие вот небольшие суммы получаются. И малоэффективные вложения бюджетных денег…

— Отказ в этих деньгах затормозил продвижение к границе? Что с концепцией, она зависла?

— Нет, концепция одобрена Госпогранкомиссией, и нам дано поручение ее реализовать. В рамках своих полномочий мы это и делаем, то есть ничего нового в плане нормативной базы не требуется. В рамках концепции строятся такие же склады, как, скажем, в Московской области, только делается это недалеко от границы, в Брянской области, к примеру.

ПРОВЭД:  на Госпогранкомиссии была одобрена идея «Концепции переноса…» и было дано поручение – изучить вопрос, просчитать  и подготовить предложения, собственно на этом все и закончилось… А дальше, получается,  началась собственная инициатива ФТС, подталкиваемая интересами РОСТЭКа?

— Но если нет жилья для таможенников, как они там работают?

— Эта проблема, к сожалению, пока остается. Действительно, в ряде мест приходится возить людей автобусами из близлежащих крупных населенных пунктов.

ПРОВЭД:  При таком существующем многообразии современных технологий, даже сегодня далеко не на всех пограничных таможенных постах берет мобильная связь и есть  интернет. В этом и есть основная беда ФТС, стойкое нежелание минимизировать человеческий фактор, то есть участие человека в процессе,  и переложить максимум функций на компьютерные технологии.

— Год назад была снята российско-казахстанская таможенная граница. Были опасения, что этот политический жест откроет окно для дешевого импорта из Казахстана автомобилей, бензина, лекарств, сигарет и алкоголя, а также контрабанды из Китая. Оправдались ли они?

— Некоторые угрозы действительно подтвердились. Есть проблема необустроенной границы Казахстана с Киргизией: регулярно фиксируются попытки контрабандного провоза через нее различных товаров, начиная от мяса и кончая товарами ширпотреба. Из явных проблем — свежая плодоовощная продукция, продукты питания, китайский текстиль и обувь. Но наши казахстанские коллеги с этим активно борются.

ПРОВЭД:  В Казахстан российский импорт бежит в первую очередь из-за жесткого таможенного администрирования и тяжелой административной нагрузки, возможность  облегчения и снижения  которых  ФТС пока не рассматривает.

— Высшие российские чиновники не раз говорили, что если ФТС и ФНС будут «обижать» участников внешней торговли, то они будут перетекать в Казахстан и Белоруссию. ФТС видит этот процесс? Меняются товаропотоки?

— По большому счету — нет. За исключением уже названных товарных групп, там действительно есть определенный тренд на смену логистики, на их оформление в Казахстане. Но я бы не сказал, что эта тенденция перехода наших участников внешней торговли получила массовый характер. Там, где переходы основаны на каких-то «серых» схемах, мы совместно с казахстанскими коллегами эти перемещения отслеживаем и прилагаем усилия к пресечению нарушений.

ПРОВЭД:  Только по данным ФТС, в Казахстан «ушло» 9% товаропотока.(см. выше)

— ФТС по закону о таможенном регулировании утратила право на перенос и ликвидацию таможенных постов по своему усмотрению. Работает ли новый порядок? Чьим решением посты реорганизуются сейчас?

— По этому закону решение все равно должна принимать ФТС, но в порядке, определяемом правительством. Пока новый порядок не утвержден, мы руководствуемся действующим.

ПРОВЭД:  Верно, так как пока определенного Правительством Порядка нет, то ФТС, по прежнему в действующем последние годы режиме переносит, ликвидирует, ограничивает и расширяет компетенцию таможенных постов по своему усмотрению, по странному стечению обстоятельств, в последние годы, это усмотрение исключительно в пользу и в интересах РОСТЭКа…

— То есть норма не работает уже полтора года?

— Сейчас проект постановления правительства по этому вопросу находится на, боюсь сказать завершающей, но на очередной стадии обсуждения. Пока действует старый порядок, мы руководствуемся положением о ФТС. Этим документом правительство наделило нас исключительным правом реорганизации и ликвидации таможенных постов. Отмечу, что делать это необходимо, поскольку в соответствии с заданием президента мы в этом году должны сократить почти 5 тыс. наших сотрудников (а всего почти 10 тыс.). И нам не обойтись без ликвидации таможенных органов — не сильно загруженных, созданных в свое время регионами больше по политическим, чем по экономическим мотивам.

ПРОВЭД:  В  июне исполнится  два года, как  эта норма  не работает.

— С 17 июня этого года вводится обязательное предварительное информирование. Перевозчики довольны: они смогут быстрее проходить границу. А вот импортеры и брокеры, на которых ложатся лишние хлопоты по предварительному информированию, задаются вопросом: а оно нам надо?

— Мы подходим к этой дате с большим опытом добровольного предварительного декларирования. Например, на Дальнем Востоке в порядке предварительного информирования заявляется сейчас 98% грузов. И это с учетом того, что речь идет о границе с Китаем, а предварительное информирование надо проводить только на русском языке и, казалось бы, здесь стоило ожидать проблем. Похожая ситуация в Сибири, на границе с Монголией. К 90% приближается доля предварительного информирования и на границе с Евросоюзом. В Европе такой порядок был введен полтора года назад, и европейские перевозчики к нему уже привыкли. Так что проблемы могут возникнуть на этом направлении только со стороны Украины, Молдавии. Но и там перевозчики заявляют о понимании того, что делать с 17 июня. Я бы не сказал, что есть какая-то категория участников ВЭД, выражающих недовольство. Ведь эта мера позволяет ускорить прохождение грузов через границу, а этого всем хочется.

ПРОВЭД:  По официальным  данным  ФТС,  более 30% информации, передаваемой в виде предварительного сообщения, по каким-то причинам не были зарегистрированы на портале ФТС, поэтому перевозчикам приходилось при прибытии в пункт пропуска «покупать» услугу передачи сообщения с ПИ у РОСТЭКа (например, на  МАПП Торфяновка).

Тем не менее, по информации АСМАП, предоставление сообщения с ПИ не ускорило процесс прохождения границы, более того, даже замедлило и удорожило, так например, «покупка» услуги передачи сообщения с ПИ на МАПП Торфяновка РОСТЭКом стоит от 600  до 15 тыс.  рублей за одно сообщение, в зависимости от количества кодов ТН ВЭД. Но самое удивительное  то, что не более 30% от всего объема сообщений ПИ были в дальнейшем использованы участниками ВЭД для таможенных процедур, то есть пока это - чисто административная формальность, сложная и стоящая денег.

— А что за идея автоматического выпуска товаров?

— Где -то год назад началась проработка этого вопроса, и сейчас мы подошли к возможности проведения пилотного эксперимента. Поясню: есть значительное количество товаров, по разным оценкам, от 10 до 40%, к которым у нас вообще нет никаких вопросов. К примеру, предприятие из года в год ввозит сырье и вывозит продукцию, ничего другого оно ни получать, ни вывозить не может. Контракты, как правило, годовые. Поэтому мы уже отрабатываем технологию, которая позволит такие случаи оформлять вообще без участия инспектора. Естественно, с применением системы рисков: если предприятие вместо минеральных удобрений на экспорт, вдруг заявит импорт вещей из Китая, она сработает.

ПРОВЭД:  Пример с удобрениями на экспорт, мягко говоря, неудачный, потому как экспорт должен оформляться за 4 часа, особенно если учитывать, что по основной номенклатуре удобрений экспортной пошлины нет. Автоматический выпуск в ДК- карте касается импорта, он состоит из двух этапов, 1-й – автоматическая регистрация деклараций без участия инспектора. И 2-й этап - после полного и успешного внедрения  на основе эффективной СУР – автоматический выпуск, когда алгоритмы выявления рисков, в том числе и ошибок отрабатывает не человек, а компьютер.

— Как это на практике может выглядеть?

— Декларант в электронном виде подает декларацию, и машина сама ее выпускает. То есть он получает в ответ уже выпущенную декларацию. Инспектор не принимает участия ни в регистрации, ни в проверке сведений, ни в выпуске.

ПРОВЭД:  Именно так.

— К ТК ТС подготовлен пакет, включающий уже порядка 500 поправок. О чем они?

— Самые важные поправки связаны с унификацией вопросов, которые раньше относились к национальному законодательству. Их предлагается записать для трех государств в едином ключе, то есть уже без отсылок к регулированию на национальном уровне. Мы хотели бы, чтобы таких отсылок было как можно меньше. Вторая часть поправок — это упрощение норм и исключение из ТК ТС ошибок, которые были допущены.

— Конструкция госрегулирования таможенного дела в ТС выглядит крайне громоздкой: ТК ТС, договоры ТС, закон о таможенном регулировании, КТС — ЕЭК, ФТС. У службы есть идеи, как эту систему упростить?

— Идеи, конечно, у нас есть. Уменьшая отсылочные нормы к национальному законодательству, мы тем самым сокращаем целый пакет документов. Убирая пирамиду ссылок, записывая какие-то вопросы непосредственно на уровне наднациональном, мы тем самым сразу закрепляем единые правила, единые технологии без необходимости их дополнительного разъяснения, организации и регулирования на более низком уровне. Нас ситуация многоступенчатого законодательства беспокоит не меньше, чем участников ВЭД. Потому что достаточно сложно работать с таким большим набором документов. Тем более что сейчас решения комиссии, которые изначально были достаточно короткими, конкретными и понятными, обросли изменениями типа «после такой-то фразы добавить такую-то», «здесь код товара заменить на такой-то». И это наворачивание нормативных актов сложно для администрирования: у участников ВЭД начинают возникать вопросы, движение товаров замедляется, необходимо принимать решения, как трактовать ту или иную ситуацию. Поэтому работу по уменьшению отсылочных норм мы всячески приветствуем.

ПРОВЭД: Поэтому к работе над оценкой регулирующего воздействия (ОРВ) законодательных актов, касающихся ВЭД,  ТС , ЕВРАЗЭС, на консультативно-совещательной основе необходимо подключать бизнес-сообщество…  

— Вы упомянули о принципе национального резидентства: товар можно растаможить лишь в стране регистрации импортера. Когда можно будет подавать декларацию в любом таможенном органе стран «тройки»?

— Такое решение должно быть принято межгоссоветом ЕврАзЭС и закреплено международным договором. Это решение высокого уровня, и таможенные органы никак не могут повлиять на его принятие. Поручение прорабатывать этот вопрос в ФТС не поступало. В статье ТК ТС, касающейся принципа национального резидентства, ограничения срока ее действия нет. Написано: «До вступления в силу международного договора».

Руслан Кисс, с использованием   материалов  интервью  Вадима Вислогузова, "Ъ"

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...