Новости

Таможне раздают авансы.

Медведев пообещал таможне зарплату вместо мздыПремьер-министр РФ Дмитрий Медведев,  выступая во вторник на четвертой Международной конференции "Таможня и бизнес: международные и региональные аспекты сотрудничества - 2012", должно быть, сильно озадачил Минфин поиском дополнительных средств на обещанное повышение денежного довольствия таможенникам. Перед профессиональным праздником для таможенников это стало приятной неожиданностью.

 

 

В ближайшие 5 лет российская таможня должна стать одной из лучших в мире. Такую задачу озвучил Дмитрий Медведев. Время прохождения товаров через границу должно сократиться, а все необходимые документы коммерсанты будут подавать в электронном виде. Взаимодействие предпринимателей и таможенников стало главной темой обсуждения на  четвертой Международной конференции "Таможня и бизнес: международные и региональные аспекты сотрудничества - 2012".

Вообще, нужно сказать, что положительные сдвиги в облике российской таможни, похоже, наметились. Если в октябре  2011 года  на встрече с молодыми учеными в Сколково Дмитрий Медведев говорил о таможне: "Что они ни делают, все выворачивают наизнанку» И  признавался, что, когда слышит  рассказы про таможню, "хочется микрофон в стенку швырнуть". "Это дурацкие требования, которые всех нас выставляют в дурацком свете", - говорил год назад Медведев. Он  считал  абсурдной ситуацию, при которой Россия заинтересованно ищет инвесторов за рубежом, а таможня существенно осложняет их прибытие в страну. "Это большая, системная проблема. Боюсь, там (в таможне-ред.)без радикальных изменений не обойтись, хотя они уже происходили".

И ничего, однако…  И все остались в 2012-м году «радикально» на своем месте. Руководитель  ФТС  А. Бельянинов, проявив неуважение к премьеру,   вообще не в  форме  на встречу с непосредственным начальником пришел. То ли постирал, то измять побоялся, то еще что похуже…  Но вроде, в четверг исправится, придет на заседание Правительства красивый…

А еще в июле текущего года Дмитрий Медведев, выступая на выставке «Иннопром-2012″ в Екатеринбурге говорил: «Наша таможенная структура, несмотря на то, что мы ее пытаемся менять лет десять, все равно остается крайне формальной, весьма затратной, бюрократической и, к сожалению, очень коррумпированной. И даже пересаживание людей в разные кресла не приносит должного эффекта».

На вчерашнем же  мероприятии говорили, в основном, о «таможенном инструментарии». Роль инструмента, по мнению Дмитрия Медведева, должны  исполнять законодательство и новые технологии. Он считает, что  крайне важно добиваться упрощения и удешевления таможенных процедур на основе применения современных технологий.

"Те преобразования, которые идут сегодня в таможенных структурах, должны проходить максимально  открыто и максимально эффективно. Если есть необходимость, нужно корректировать законодательство", - сказал премьер. Он считает, что законодательство в этой области - живая ткань и постоянно усложняется. В частности, по мнению главы правительства, на таможенное законодательство России оказало влияние создание Таможенного союза, оно откликается на изменение национальных экономик.

Медведев полагает  необходимым, чтобы новейшие таможенные инструменты и технологии внедрялись не только в столичных городах, но и по всей России. "Многое из того, что внедряется, действительно уникально.. Однако внедряется все это преимущественно в крупных городах, в основном в Москве и в Питере. Я считаю, что это важно делать повсеместно. Эти технологии должны быть растиражированы на всем протяжении нашей страны - от Анадыря до Калининграда", - заявил он,-"Речь идет об электронном декларировании, удаленном выпуске, предварительном информировании и так далее"…

От «робокопа»  к «роботаму»?

Медведев подчеркнул, что внедрение новых автоматизированных процедур и систем управления позволяет проводить все юридически значимые действия без прямого участия должностных лиц таможни , а это, в свою очередь,  неплохо. В этой связи видится не случайным предложение Дмитрия  Медведева  создать режим наибольшего благоприятствования для экспорта товаров с высокой добавленной стоимостью, к которым  относятся, в первую очередь,  IT-составляющие…

"Компании, которые работают в сфере высоких технологий, которые ориентированы на экспорт товаров с высокой добавленной стоимостью, должны пользоваться особыми возможностями. Им должен быть создан полноценный зеленый коридор", - сказал Медведев. Первый шаг к роботизированному  таможеннику  - «роботаму» сделан?

Стимуляция симуляции

Премьер-министр считает, что организации и ведомства, не готовые к ведению электронного документооборота, который позволит к 2014 году подавать таможенные декларации в электронном виде, необходимо стимулировать к переходу на современную форуму обслуживания.

По словам участников встречи, таможенники иногда сталкиваются с неготовностью ряда ведомств к переходу на современную форуму обслуживания, в частности, еще не готовы к ведению электронного документооборота организации, которые выдают разрешительные документы, были названы Роспотребнадзор и  ОАО "РЖД".

"Электронный документооборот и электронное декларирование, удаленный выпуск, все новые технологии - это будущее. Хорошо, что вы это внедряете, потому что всегда есть кто-то, кто идет первый. Я услышал то, что вы говорите в отношении Роспотребнадзора и ОАО "РЖД" - надо их просто простимулировать к тому, чтобы они деньги на это потратили, и чтобы те системы, которые они внедряют, стыковались с вашей системой. Я дам поручение разобраться с соответствующими структурами", - сказал Медведев.

Представитель центрального таможенного управления Марина Фомичева уточнила, что Роспотребнадзор недавно подписал соответствующую технологическую карту и готов к сотрудничеству. По ее словам, подобные технологические карты межведомственного взаимодействия, которые предусматривают совместный план действий по введению электронного документооборота, подписаны уже с 31 ведомством.

СПРАВКА ПРОВЭД: Структура федеральных органов исполнительной власти (термин конституционного права) представляет собой перечень всех федеральных органов исполнительной власти с 21 мая 2012 г. Утверждается Президентом Российской Федерации по предложению Председателя Правительства Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации 1993 г. Утверждается с 1994 г. при каждой смене Правительства (в период работы Правительства одного состава в нее вносятся изменения).Структура федеральных органов исполнительной власти, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 г. № 636.  В настоящее время в перечне насчитывается всего почти  80  федеральных министерств, служб, ведомств, агентств.

Так что технологические карты межведомственного взаимодействия  подписаны ФТС пока менее чем  в 50 % от необходимого количества… А  еще не включены в этот список организации, подобные ОАО «РЖД»…Так что работы у ФТС – непочатый край. И, если 24 июля 2012 года  на совещании по дорожным картам  в Правительстве РФ ФТС пикировалась с  налоговой  службой, то теперь  уже нашлись и Роспотребнадзор, и РЖД. Однако, кажется наиболее вероятным, что ФТС потому так и боролась за перенос  сроков введения безбумажного документооборота на 2014 год, что попросту не успевала это сделать в 2012-м….

И снова о «дорожной карте»

Медведев отметил, что предложения представителей бизнес-сообщества и членов консультативного совета по иностранным инвестициям стали основой для "дорожной карты" совершенствования таможенного администрирования. Он напомнил, что этот документ был утвержден правительством в июне этого года. Премьер выразил надежду, что баланс интересов всех участников соответствующих процессов был достигнут. "Рассчитываю на то, что реализация этих мер все-таки позволит существенно улучшить положение на границе", - сказал Медведев. По его мнению, бизнес должен быть готов помогать развитию системы. "Изменить работу любой государственной структуры, а тем более такой, которая находится на передней линии общения с людьми, бизнесом, можно только в том случае, если хотят этого обе стороны. Если сверху правительство, руководитель таможенного органа, таможенной службы только просто указания раздает, а движения со стороны гражданского общества, бизнеса нет адекватного, то ничего не поменяется. Люди должны поменяться", - подчеркнул премьер.

"Хорошо, что карты подписаны, но очень важно, чтобы они выполнялись. Кто-то это делает быстрее, кто-то медленнее. В любом случае, двигаться в этом направлении нужно, если требуется поднажать, мы это обязательно сделаем", - подчеркнул премьер. Заодно уж и напомним, что  было сказано Дмитрием Медведевым в июле: «Давайте договоримся вот о чём: если у вас всё-таки возникнет ощущение, что там (в дорожных картах-ред.) значительная часть позиций не срабатывает, я готов к этому вернуться. Давайте сядем за стол, посадим министра экономического развития, вы покажете позиции, которые не работают, вы покажете позиции, которые в результате бюрократических процедур были размыты, и мы снова их переформулируем. Позовём ведомства, договоримся с ними, ну а если не договоримся, примем уже какие-то командирские решения».

Доказательством того, что власть в последнее время все сильнее ориентируется на  интересы бизнес-сообщества и  уже принимает «командирские решения»,  стало подписанное Дмитрием  Медведевым  постановление, которое утверждает правила создания, реализации и ликвидации региональных таможенных управлений и постов.  Согласно постановлению,  решения о ликвидации поста будут приниматься после консультаций с бизнес-сообществом и исполнительной властью региона. Об этом премьер-министр также  сообщил, выступая на четвертой Международной конференции "Таможня и бизнес: международные и региональные аспекты сотрудничества - 2012".

Нужно отметить, что  этот вопрос был поднят  на самом высоком уровне  представителями  бизнес-сообщества на совещании с В. Путиным , которое глава государства провел в Магнитогорске  в июле 2012 года, а  также был включен в дорожную карту совершенствования таможенного администрирования. Проблема  произвольного закрытия таможенниками своих постов в различных регионах страны создавала  трудности для российских предпринимателей и неразрывно связывалась ими в единый узел аффилированности таможни и РОСТЭКа и нарушения положений Киотской конвенции. Сейчас обе эти проблемы, похоже, уходят в прошлое.

Жить станет лучше. Жить станет веселее…

На одном из "весенних" совещаний по «дорожным картам» вице-президент «Деловой России», руководитель рабочей группы по формированию дорожной карты «Совершенствование таможенного администрирования» Виталий Сурвилло сказал: «Из тех вопросов, в которых мы не участвуем (и, наверное, вполне обоснованно), по дорожной карте... Но я бы очень хотел привлечь внимание, пользуясь присутствием здесь министра финансов: мы считаем, что недопустимы ситуации, когда сотрудники Федеральной таможенной службы получают зарплату значительно меньшую, чем остальные органы аналогичных служб. И мне кажется, что здесь необходимо… От нас очень мало что зависит как бы, но мы считаем, что на это обязательно надо обратить внимание, чтобы уровень зарплаты и социальных гарантий сотрудникам ФТС был как-то поднят до среднего». Заметьте, бизнес сам ходатайствовал перед премьер-министром о повышении зарплат таможенникам…Допекло…

Хотя, Дмитрий Медведев и не снимает с бизнеса ответственности за «прикармливание» таможенников, поскольку  коррупция - "это не изобретение ведомства, это реальный факт, связанный с тем, что на соответствующие действия (таможенников-ред.) есть запросы у представителей бизнеса".

Так что, получается, представителям  рабочей группы «Совершенствование таможенного администрирования» ФТС обязано тем, что премьер-министр России считает необходимым разработать систему материального стимулирования сотрудников таможни, чтобы избавить их от искушений и сократить отставание в заработной плате от других госслужащих. "Нам обязательно нужно продумать систему материального стимулирования сотрудников таможенных органов по вполне понятным причинам: для того чтобы не было отставания от других государственных служащих, но и для того чтобы постараться, во всяком случае, минимизировать искушение. Это сложно сделать, но пытаться нужно", - сказал Медведев. Глава правительства отметил, что среднемесячная зарплата в таможне применительно к средней зарплате в стране "выглядит не так плохо. Но с учетом специфики работы таможни, с учетом рисков и массой других обстоятельств она и не такая высокая. В 2011 году она составила 37,6 тысяч рублей. Это средняя зарплата по системе. Система премирования   тоже не является выдающейся ".

Вот только что получится, если и искушение не победят и высокие зарплаты будут? Выпускники РТА будут штурмом брать первичные досмотровые должности на постах? Может, « ЕГЭ» ввести при назначении на должность, где тестировать не только на профпригодность, но и на «чистоту рук, холодность головы и «горячесть»  сердца»? Некоторый опыт с полицией уже приобретен…

"Таможня - это та же самая граница, там перекрестие интересов, большие деньги, большие товарные потоки, большие искушения и, как следствие, большие проблемы", - сказал  премьер-министр.  Но, по словам Медведева, в целом таможенная система доказала, что ее сотрудники способны работать в (таких?-ред.) непростых условиях…

ФТС, как инвестиционный тормоз?

Все-таки, победить инерцию мышления таможни не просто. Однажды на совещании в Правительстве по вопросам улучшения инвестиционного климата с России глава ассоциации РАТЭК Александр Онищук представил основные претензии предпринимателей к таможне: "Мы не как партнеры рассматриваемся, а как потенциальные нарушители, а  главная  задача таможни осталась прежней - выбивание денег ".  И фактически повторил смысл разговора о таможне на выставке «Иннопром-2012″ в Екатеринбурге. Тогда Медведев сказал: «Когда я разговариваю с руководителем нашей таможенной службы, он мне задает вопрос, на который не так просто отвечать. Он говорит: вы сами определитесь, чего вы от нас хотите, чтобы мы просто контролировали порядок ввоза и вывоза товаров, чтобы законы соблюдались — это одна цель, или вы хотите, чтобы мы зарабатывали для государства большие деньги — это другая цель, и мы  этим занимаемся». Оказывается, до сих пор это противоречие не разрешено. ФТС, получается, одновременно  не может убирать административные барьеры и  фискалить, соблюдать закон и собирать большие деньги для государства….

"Таможню нельзя назвать угрозой для инвестиционного климата, но и реальным помощником она не стала",— сказал тогда  Онищук.

На прошедшей  вчера Международной конференции "Таможня и бизнес: международные и региональные аспекты сотрудничества - 2012" повод для определенного оптимизма все же был. Это незначительное пока улучшение позиций России в рейтинге МФК "Doing Busines" Всемирного банка -  в 2012 году Россия поднялась в этом рейтинге на 112-ю строчку со 120-ой.

                "Понятно, что эффективное таможенное администрирование одно из важнейших условий благоприятного инвестиционного климата. Но климат у нас пока не такой, как мы хотели бы", - сказал глава правительства  Д. Медведев.

Нужно отметить, что заслуги российской таможни в повышении этого рейтинга пока что нет. Об этом, кстати, накануне говорил в интервью  "Интерфаксу" министр экономического развития Андрей Белоусов. "А вот что касается Таможенной службы, то здесь реально произошло ухудшение. По данным Всемирного банка, количество документов, необходимых для осуществления импорта, выросло с 10 до 11, время оформления импорта осталось неизменным - 36 дней, а стоимость импорта, который "Doing Business" считает в долларах за контейнер, повысилась с $1800 до $2920. Так что  ситуация с таможенным администрированием остается "узким местом" вообще во всей нашей системе инвестиционного климата",  - сказал министр.  

608x342

После конференции беседа Дмитрия Медведева с таможенниками продолжилась в неформальной обстановке. Но говорили, опять, же, в основном о работе, проблемах очередей  на  морально и материально устаревших пропускных пунктах, построенных в 90-е годы, об отсутствии нормальных подъездных дорог к МАПП и сокращении бюджета на их модернизацию. "Посмотрим, что можно будет сделать за счет доходов будущего периода", - сказал Медведев. Разомлевшие от такого внимания к себе, таможенники напомнили и о квартирном вопросе. Оказывается, в ФТС каждый 30-й сотрудник стоит в очереди на улучшение жилищных условий. Возможно, с этого Правительству и надо начать - решив сонм  социальных проблем таможни, будет проще требовать от нее улучшения отношений с бизнесом, комплексно влияющих на инвестиционный климат…

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры: