Свое мнение

Пятилетку в полгода

ФТС и наследие Никиты Хрущева

ФТС живет по заветам Хрущева?В мае 1957 года Генеральный секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев выступил с лозунгом «Догнать и перегнать Америку!» по всем экономическим показателям, а также построить коммунизм к 1980 году. И предложил за три года утроить производство мяса в стране. Но через полтора года производства мяса выросло всего на несколько процентов. Тогда всем обкомам КПСС было разослано указание о принятии «решительных мер» для увеличения производства мяса в 1959 г.

 

 

Первый секретарь Рязанского обкома Алексей Ларионов пообещал за один год утроить государственные заготовки мяса в области. 9 января 1959 обещание было опубликовано в газете «Правда». А еще через месяц рязанская область получила орден Ленина. Ларионов в этом же году стал Героем Социалистического Труда.

Чтобы сдержать обещание, областной комитет партии распорядился забить весь приплод скота за 1959 год, а также большую часть молочного стада и производителей, «присовокупив» под расписку весь скот, выращенный колхозниками в своих хозяйствах. Даже этих мер было недостаточно, в связи, с чем были организованы закупки скота в соседних областях за счёт средств из общественных фондов, предназначенных для приобретения машин, строительства школ и т. д. «Мясной налог» ударил не только по всем колхозам и совхозам области, но и по всем городским учреждениям – сдаваемое государству (по чисто символическим ценам) мясо исчезло из продажи. 16 декабря 1959 года, местные власти торжественно рапортовали о стопроцентном выполнении плана: область «продала» государству 150 тыс. тонн мяса, в три раза превысив поставку предыдущего года, обязательства же на 1960 год брались ещё более высокие - 180 тысяч тонн.

Но в 1960 году заготовки не превысили 30 тыс. тонн: после массового забоя предыдущего года поголовье уменьшилось по сравнению с 1958 г. на 65 %. Колхозники, у которых под расписку «временно» изъяли скот, отказывались обрабатывать колхозные земли, что привело к падению производства зерна на 50%. К концу 1960 года скрывать катастрофу стало невозможно.

К чему этот исторический экскурс? Нет ощущения дежавю? Ну, тогда попробуйте заменить: «Америку» на «рейтинг Всемирного банка», а «мясо» на «место в рейтинге». Появилось ощущение?

2012 год, Премьер-министр Владимир Путин, поставил задачу, догнать и обогнать Японию, в том смысле, что Россия по указанию премьера Путина в 2018 году должна войти в 20-ку рейтинга Всемирного банка Doing Business. Причем тут Япония? Так именно Япония в рейтинге  Doing Business 2012 года занимала 20-е место. Собственно, на этом все новое и закончилось, а дальше все пошло, как уже было в истории в конце 50-х годов прошлого века.

Сейчас Всемирный банк заканчивает опросы и к осени, мы получим новый на 2013 год, рейтинг Doing Business, где очень надеемся, что Россия хотя бы на пункт, а лучше на несколько пунктов, все же поднимется вверх, просто обязана подняться, если честно, то очень хочется, чтобы поднялась. При таком количестве разговоров и планов по совершенствованию таможенного администрирования, Россия просто обязана хотя бы на пункт - два подняться вверх в разделе «Международная торговля». Казалось бы, все же хорошо, процесс наверх начался, хотя это еще пока ничего не значит, но все же, дает, пусть и мизерный шанс, что к 2018 в разделе «международная торговля» Россия войдет, пусть не  в первую 20-ку, а хотя бы сотню, но первую сотню.

Правда, как-то до боли нынешняя ситуация с улучшением рейтинга напоминает старания первого секретаря ЦК Рязанского обкома А.Ларионова, по исполнению указания Хрущева догнать и обогнать Америку по мясу, разговоры говорятся, много и всюду, но ничего не делается, практически ничего. Есть по ощущениям незначительный прогресс, все же что-то  делается, но как-то уж очень выборочно и очень вяло.

«Мы наш, мы новый мир построим..."

Хрущев и БельяниновОчень, например, забавная складывается ситуация с исполнением мероприятий Дорожной карты «Совершенствование таможенного администрирование», которая утверждена Распоряжением правительства РФ 29 июня 2012 года №1125-р.

Карта разрабатывалась в крайне сжатые сроки, и вполне возможно, что в каких-то вопросах, не совсем четко и конкретно сформирован ожидаемый результат, но в любом случае, сделано, сформулировано, председателем Наблюдательного совета АСИ В.Путиным утверждено, правительством формализовано… Наступило время исполнения.

И если говорить о тех пунктах, которые были запланированы в ДК, срок исполнения которых наступил, а таких пунктов на самом деле уже 15. И один 16-й пункт, один из самых важных, но он так сформулирован, что это постоянно действующий пункт.

Вот из этих 15 или 16 пунктов пять пунктов в процессе работы, три пункта считаются окончательно проваленными и два пункта считаются невыполненными, при этом, Федеральной таможенной службой, как основного партнера бизнеса в этой предпринимательской инициативе, считаются выполненными.

Очень много зависит от интерпретации того или иного пункта и как его считать, выполненным и невыполненным. И чтобы не ставить оценки, несколько слов о тех проблемах и тех пунктах, которые либо по-разному интерпретируются, либо по-прежнему считаются невыполненными. Выводы делать вам.

Один из основных пунктов - это использование предварительной информации в рамках системы управления рисков. Это пункт 4 дорожной карты. В ДК четко  написано: использование предварительной  информации для выпуска товаров. ФТС считает отработанным и исполненным данный пункт ДК. Но любому экспортеру, импортеру, декларанту и перевозчику сегодня очевидно понятно, что для выпуска и декларирования товаров предварительная информация вообще не используется. Она используется исключительно для пропуска через автомобильные пункты пропуска, и только в рамках таможенного контроля. Но в МАПП помимо таможенного контроля существуют другие виды государственного контроля и, судя по всему, там предварительная информация, которая поступает в таможню, не используется. Как вы считаете, данный пункт ДК исполнен?

Осенью ФТС обижалась на то, что бизнес считает данный пункт неисполненным, при посредничестве Министерства экономического развития, нашли альтернативный вариант, считать данный  пункт в процессе доработки. Постольку ФТС поясняет, что сейчас идёт согласование контрольных процедур между таможней, фитосанитарным контролем, Роспотребнадзором, Россельхознадзором и Ространснадзором для того, чтобы всё-таки наконец заработала единая программа, программное обеспечение для выполнения всех этих контролирующих функций в автомобильных пунктах пропуска.

Еще хуже обстоит дело с выполнением пункта 11 дорожной карты, который предусматривает разработку плана мероприятий по улучшению ситуации в  морских портах. Данный пункт не исполнен, никак и ни в каком виде, нет даже имитации исполнения. Здесь уже взаимоотношения бизнеса с Министерством транспорта. Наверное, какая-то работа идёт. По крайней мере, ощущение, что Минтранс слышит и пытается внести со своей стороны такие изменения, которые бы удовлетворили бизнес, но как-то очень робко и с явной оглядкой на другие ФОИВы, хотя там есть свои сложности, потому что все в морских портах связано с вопросами и с позицией Росграницы, ФПС, и, конечно же, с позицией ФТС. По слухам, в настоящее время план разработан и находится на рассмотрении в правительстве.

Ещё один очень важный пункт, это 31-й пункт - о порядке исключения из реестра таможенных представителей. Он тоже как бы находится на рассмотрении. Это изменение 61-й статьи ФЗ-311. Данное изменение находится на рассмотрении в парламенте. То же самое с законопроектом, который запрещает предпринимательскую деятельность в области таможенного дела организациям, которые аффилированы или подведомственны Федеральной таможенной службе, пункт 33 ДК.

Пункт 38 ДК, срок исполнения январь 2013, не исполнен. Министерство юстиции просто данный вопрос оставило без рассмотрения, с формулировкой, что и так все хорошо, менять ничего не надо, так и осталась глава 16 КоАП, без приведения в соответствие с требованиями ВТО и Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур. Административная ответственность за нарушения в таможенной сфере, даже среди стран-участниц ТС до сих пор  не приведена в единообразие и соответствие.

Еще один пункт, это пункт межведомственного электронного взаимодействия, исполняемый на постоянной основе. Несмотря на то, что выделяются огромные средства, несмотря на то, что эта история длится с 2006 года, до сих пор реальное эффективное электронное взаимодействие между ведомствами, по крайней мере, в том, что касается таможенного администрирования, отсутствует. Вроде бы и разработана масса технологических карт между тем или иным ведомством, но бизнес в результате этого ничего не видит, потому что эти карты до сих пор не работают, видимо, они так и застряли на стадии обсуждения их внедрения. Хотя даже в соответствии со специальным постановлением правительства на эту тему, предполагается, что с 1 января 2014 года в России документооборот между федеральными органами исполнительной власти будет вестись в электронном виде. Но сейчас СМЭВ не существует. Этот пункт один из ключевых, очень важный и без того, если реально не заработает система СМЭВ (система межведомственного электронного взаимодействия), никаких улучшений в таможенном администрировании ждать не стоит.

Невыполненным является 36-й пункт, который касается вопросов улучшения социального положения сотрудников аппарата Федеральной таможенной службы. Ответственным за этот пункт является Министерство труда России. К сожалению, позиция Минтруда в том, что они не отвечают за это и не могут принимать решения.

Гром победы, раздавайся!

К чему констатация всех этих проблем и сложностей реализации дорожной карты? Можно подумать, Дорожная карта - это первый и единственный проект направленный, что-то изменить или улучшить - превращается в профанацию. Нет, не первый и не единственный, один из многих. Но, особенный, по своему особенный, веселый что ли, или просто забавный. Если бы не прогноз на 2013 год (сделанный основании методики Doing Business) «условий ведения бизнеса», по показателю «международная торговля», опубликованный на сайте министерства экономического развития, то так бы и остался обыденным проектом.

Так вот в прогнозе, подготовленном, видимо, ФТС, Россия в разделе «Международная торговля» планирует в 2013 году подняться вверх сразу на 76 пунктов, с 162 на 86 место. Казалось бы, радость-то какая, чего не радоваться таким стахановским успехам. Так нет же радости, есть только ощущения очередного разочарования и попытка понять, кого все же пытаются обмануть: Президента, Всемирный банк или российский бизнес.

Как же так, ничего не делая, подняться на 76 пунктов в рейтинге. Как же так, ради высокого места в рейтинге ничего не делать для реального улучшения дел. Если все не так уж и плохо с условиями ведения бизнеса в России, то зачем тогда вообще было городить все эти  Дорожные карты, можно ведь было сразу президенту рассказать, что так, мол, и так, через полгода, максимум год, наступит экономический рай для предпринимателей. Или Всемирный банк последних лет десять был слеп и глух, а тут ему решили открыть глаза на реальное положение дел о свободе ведения бизнеса и Всемирный банк прозрел? А может проще, мечтайте господа чиновники, мечтайте, мечты имеют свойство материализовываться.

Что и как меняется в облегчении международной торговли, видят и ощущают участники этой самой торговли на себе, повседневно ощущают. Нынешняя суета больше напоминает назойливого комара, при том, что большая часть проблем и барьеров в международной торговле совсем не зависит от таможни, хотя таможня очень не желает отдать эти вопросы ответственным ФОИВам, справедливости ради и ФОИВы не инициативничают.

А может не мучиться и не изобретать велосипед? Просто достаточно легализовать нынче работающую технологию по «свободе ведения международной торговли».

Тут все просто, нынешнее администрирование построено по договорному принципу, и как недавно опубликовала ФТС на своем сайте по «субъективно-ориентированному» принципу, с этим не поспоришь. Уже хорошо, что перестали скрывать. Видимо, имеется в виду такая технология: работаешь на одном посту, достаточно договоренности с начальником поста и уже ТК ТС, ФЗ-311 носят рекомендательный характер. Хочешь работать в зоне таможни, добро пожаловать на переговоры к начальнику таможни и уже договоренность с начальником таможни, к ранее указанным руководящим документам и СУР начинает носить рекомендательный характер. Хочешь работать на нескольких таможнях в регионе, ищи посредника на переговоры с руководителем регионального управления и тогда к выше перечисленным преференциям прибавляется, заботливое отношение правоохранительного блока. Ну, а если хочешь особых условий или индивидуального положения, то тут добро пожаловать на переговоры в ФТС, при успешных переговорах - создается персональный таможенный кодекс, персональная СУР и т.д, все персональное. Казалось все просто и ничего нового, такие правила работают последние пять лет, все об этом знают, на новизну я и не претендую. Все выше изложенное только для того, чтобы понять, что же мешает при таких условиях ФТС в разделе «Международная торговля» сделать семимильный шаг вверх в рейтинге  Doing Business. Неужели нет компаний, готовых слепо, ну пусть авансово поддержать ФТС в улучшениях и упрощениях? Должны быть. Не хотят или не могут? Ну, это видимо, самим компаниям решать. Но, как бы там не было, все приближенные и удаленные, близкие и далекие, обласканные ФТС и обруганные, понимают, что сегодняшним рейтингом Doing Business жизнь не заканчивается, так же как и бизнес, и надо смотреть в будущее.

Я как-то не склонен разделять потемкинский оптимизм реформаторов таможенного совершенствования, но драматизировать его состояние тоже не стану, далеко не все так плохо. Рано или поздно закончится время слабых и непрофессиональных людей, которые по непонятным причинам стали начальниками таможен и даже управлений, и придут  молодые, грамотные профессионалы, тем более, что контингент той же таможенной академии к этому очень оптимистично располагает. А что касается технологий, которые по разным причинам не может и не хочет внедрять ФТС, так и это дело времени, в спину дышат активно казахстанские и белорусские коллеги и у ФТС не остается выбора. Таможенное администрирование, пусть и вынужденно, но будет меняться, и что-то мне подсказывает, что это должно будет начаться очень скоро.

Но рейтинг Doing Business  - это не только таможня, это еще и транспортники, и ветеринары и фитосанитарщики, а также пограничники, минфин, минтранс, минюст, минкомсвязь и т.д. Что делается этими ФОИВами, чтобы Россия в рейтинге Doing Business догнала и обогнала Японию?

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...