Новости

Таможенные риски в профиль и анфас

Бизнес считает необходимым инициировать поправки в дорожную карту "Совершенствование таможенного администрирования"

Минимизация рисков по фэтээсовскиПрошедший год был довольно богат на события в таможенной сфере. Одним из важнейших документов по таможенному администрированию стала Дорожная карта, утвержденная Правительством РФ в июне 2012 года. Напомним, что в декабре Правительство РФ утвердило Стратегию развития таможенной службы РФ до 2020 года, а в промежутке между этими событиями были утверждены показатели работы таможенных органов и порядок их мониторинга, а также показатели оценки руководителей государственных органов и служб, включая и таможенную.

 

Не вдаваясь в подробности, отметим, что все основные показатели в указанных документах коррелируются между собой.  Но вот на  что хочется  обратить  внимание: в тексте многих из них сделано исключение для товаров, которые «не идентифицированы как рисковые поставки, требующие дополнительной проверки». Эта формула выведена  для показателей, характеризующих количество предоставляемых документов, сроки осуществления таможенных операций и некоторые другие. В принципе, наверное, это представляется логичным: святое право таможенного органа на осуществление таможенного контроля никто не отменял.

Тогда вопрос: а о каких объемах, собственно, идет речь? Сколько товарных партий попадает в эти так называемые исключения?

Для начала давайте определимся в понятиях. Термин «рисковые поставки» в таможенном законодательстве отсутствует. Видимо, речь идет о поставках, представляющих определенные таможенные риски, а термин «риск» довольно хорошо «разжеван» и в международном, и в союзном, и в национальном законодательстве (правда, с некоторыми интерпретациями). Как отделить рисковые поставки от не рисковых?

Первый путь: по выявленным профилям рисков. Если по поставке сработал хоть один профиль риска, то поставку логично считать рисковой. Теперь зададимся вопросом: а каков примерный объем таких поставок?

Обычно ФТС не раскрывает таких данных, за 2012 год в открытом доступе их еще нет, поэтому обратимся к докладу ФТС «Таможенная служба Российской Федерации. 2011г : «При применении всех профилей рисков, разработанных ФТС России, было выявлено 3,4 млн. деклараций на товары, из них при применении профилей рисков, разработанных по направлению контроля таможенной стоимости, было выявлено около 600 тысяч деклараций на товары». Расшифруем. С учетом того, что в 2011 году службой было обработано 4,13 млн. ДТ, получим, что 82% товарных партий попали под действие профилей рисков, из них под действие стоимостных – почти 15%. Т.е. восемь из десяти поставок – рисковые! Не многовато ли?

Путь второй: по применению мер по минимизации рисков. Ведь, если в отношении товаров применяются такие меры, значит, риск существует, независимо от того, сформирован для него профиль или нет. Согласно главному по рискам приказу ФТС № 1200, инспектор вправе применять довольно обширный перечень мер по минимизации рисков по своему усмотрению. Например,  такую форму таможенного контроля, как осмотр товаров с применением ИДК. Согласно упомянутому выше докладу в 2011 году с использованием ИДК было проведено 753 тысячи  таможенных осмотров товаров и транспортных средств. Если соотнести эту цифру с общим количеством товарных партий, то получится весьма приличная доля – более 18%! Сколько приходится на иные меры по минимизации рисков – неизвестно, но если взять такую форму таможенного контроля, как «проверка документов и сведений», то, пожалуй, и все 100%.

Теперь о дополнительных проверках. Это мероприятие вообще живет своей жизнью и к профилям рисков прямого отношения не имеет. Как правило, такие проверки проводятся в случаях, когда обнаружены признаки, указывающие на недостоверность заявленных сведений, либо заявленные сведения не подтверждены должным образом. Так, таможенным кодексом ТС установлен лишь один случай проведения дополнительной проверки – в рамках контроля таможенной стоимости по ст.69 ТК ТС. Закон о Таможенном регулировании устанавливает возможность проведения доп. проверки еще и при проверке классификационного кода товаров (ст.106 ФЗ 311), а также страны происхождения товаров (ст.110 ФЗ 311). При этом в рамках доп. проверки таможенный орган вправе применять формы таможенного контроля и иные меры по минимизации рисков (например, запрашивать документы и сведения на бумажных носителях, назначать таможенную экспертизу и т.д.).

Еще раз повторюсь: указанные действия могут производиться как в качестве прямой меры по минимизации выявленного профиля риска, так и в рамках дополнительной проверки, безо всяких профилей рисков. Однако какова доля товарных партий, в отношении которых строго применим термин «дополнительная проверка», даже приблизительно неизвестно.

Из вышесказанного ясно одно: исключение из показателей деятельности таможенных органов товарных партий,  которые «идентифицированы как рисковые поставки, требующие дополнительной проверки», приведет к искаженным результатам, абсолютно не отражающим действительность.

Вывод: надо вносить уточнения в формулировки показателей и методики их расчетов. И начать стоит с Дорожной карты.

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...