Новости

Зачем таможня жаловалась на министра Белоусова в ФСБ и почему она должна шить весь костюм?

Андрей Белоусов отдал таможне всю ответственность Министр экономического развития Андрей  Белоусов эмоционально и образно охарактеризовал результаты и задачи таможенного администрирования на вчерашнем круглом столе «Национальная предпринимательская инициатива в действии. От задач к результатам», проведенным газетой «Ведомости» и Агентством стратегических инициатив. Сказал он  и о системе оценки эффективности работы таможенных чиновников по вводимой шкале  KPI, а также акцентировал внимание  присутствующих на  принципиальной позиции Минэкономразвития, заключающейся в словах: «Таможня отвечает за все…»  

 IMG 0593

Андрей Белоусов, позволив себе лирическое отступление на два года тому назад, с некоторой ностальгической нотой рассказал о заре структурных изменений в таможенной службе. Видимо, очень запала ему в душу ситуация, как  представители таможенной службы упорно сопротивлялись внедрению дорожной карты «Совершенствование таможенного администрирования»

 

«Как дружно рубили канаты, и вдаль уходила земля…»

«Я прекрасно помню, как все начиналось. Как представители таможенной службы говорили, что это все не про то (о дорожной карте - ред.), что их главная задача – собирать пошлины, что вы нам сейчас все подорвете… Мне  и письма такие писали. Один из руководителей таможни пожаловался на меня в ФСБ, на то, что я подрываю основы устойчивости…»,- заметил Андрей Рэмович, обращаясь к заместителю руководителя ФТС Руслану Давыдову. Тот, конечно, поспешил откреститься от подобного подлого удара в спину  «идеологу дорожных карт», как представил министра Белоусова модератор круглого стола Артем Аветисян.

IMG 0610

Сегодня движение идет и оно позитивно, отметил министр. Собственно, иного и ожидать не приходится, ведь  за прошедшее время значительно изменился  сам  статус А. Белоусова (ставшего в мае 2012 года министром – ред.), и появились новые рычаги влияния на ситуацию в виде АСИ, Клуба лидеров, всемерной поддержки Президента и премьер-министра, а также нарастающей координации и кооперации усилий  бизнес-сообщества, кровно заинтересованного в скорейшем внедрении положений дорожной карты. Так что мало кто в ФТС  сегодня пойдет в ФСБ с жалобой о подрыве устоев и благосостояния государства…

Не вынесла душа поэта

Любой предметный и доказательный разговор чиновников любого ранга должен сопровождаться цифрами, выкладками, слайдами, графиками и ссылками на авторитеты. Уж этого на круглом столе хватало вполне. Кроме того, организаторы даже проводили электронное голосование среди присутствовавших по вопросам реализации дорожных карт. Буквально, брали «помощь зала», как в телевизионной игре «Кто хочет стать миллионером».

Вот и министр не обошелся без «первоисточника», с которого, собственно, и начались все таможенные беды - с рейтинга Всемирного банка Doing Business   «Что бы ни говорили, есть реальные цифры по методике Всемирного банка. Я сейчас не говорю о том, плохая она или хорошая, - сказал А. Белоусов,- может, они неправильно считают. Тем не менее, срок прохождения таможенных операций при импорте составляет 96 часов… Пока эти цифры остаются такого порядка, нам совершенно невозможно сделать наше таможенное администрирование конкурентноспособным…» В этом месте выступления министра не выдержала тонкая душевная организация заместителя ФТС Руслана Давыдова. Он уточнил, что 96 часов- это срок для прохождения всех контрольных операций, а не только таможенных. Вот лучше бы он этого не делал, поскольку тембр  голоса у министра сразу приобрел металлизированность….

IMG 0594

Пришивайте пуговицы того цвета

Можно сказать, что робкая попытка  Руслана Давыдова акцентировать внимание на «виновности» смежных ведомств,  провалилась. Портной должен быть один и, по мнению Андрея Рэмовича  этот портной -  ФТС. Говоря о наличии на таможне около 15 «смежников», также сильно влияющих на время нахождения участников ВЭД на пунктах пропуска в процессе разного рода оформлений, министр экономического развития с определенной долей раздражения сказал: «Кто отвечает за пуговицы, кто за рукава, кто за воротник, за костюм никто не отвечает… Значит, Правительство отвечает. Я категорически против такого подхода. Пока я занимаю свою должность, я буду бороться за то, чтобы таможня отвечала за все 96 часов… В той части, в которой это относится (к другим  компетенциям –ред.)– Андрей Юрьевич Бельянинов имеет возможность ставить вопросы на заседаниях Правительства,, собирайте комиссию Шувалова, добивайтесь. Но не говорите, как швейники: «Костюм не продается, потому что пуговицы не того цвета пришили». Пришивайте пуговицы того цвета. Ваша конечная цель- обеспечить весь цикл таможенного администрирования. Такова официальная позиция министерства экономического развития»…

IMG 0645

Почему ФТС сопротивляется введению KPI

Идеология ответственности за конечный результат заложена в систему KPI по оценке эффективности деятельности чиновников вообще, и таможенных чиновников, в частности. Несмотря на то, что таможенная служба до сих пор сопротивляется этому. «Я понимаю вашу (ФТС-ред.) логику – мы не можем отвечать  за  других….Но придется отвечать. Если мы этого не сделаем, мы не сдвинемся с «мертвой точки», - отметил Андрей Белоусов.

В качестве примера он привел Сингапур и Гонконг, где ситуация с таможенным администрированием совсем другая, потому что там установлена конечная ответственность конкретных должностных лиц за конечный результат. Этого, по всей вероятности, и боится ФТС. Проще отвечать за процедуры, разбитые по кусочкам, имея  в тех же пресловутых 96 часах всего 2-3 часа зоны ответственности.… И  не изменяя своего отношения к участникам ВЭД, как к заведомым нарушителям закона…

Узкое место костюма

Несмотря на все выявленные в процессе реализации дорожной карты «Совершенствование таможенного администрирования» недостатки, в ходе круглого стола  собравшиеся сделали вывод, что движение началось. Идет оно в верном направлении, и ФТС  добилась некоторого улучшения ситуации. Старания службы были  замечены и отмечены. Хотя и были признаны недостаточными. Одним из узких мест дорожной  карты, как выяснилось в ходе ее реализации,    стала система электронного межведомственного взаимодействия. Вот в этом направлении в ближайшее время и должны быть сосредоточены основные усилия всех участников процесса. При этом министр считает, что у ФТС хватает   административных функций для решения данной проблемы. "Возможно, им недостает финансирования на ускоренное внедрение информационной системы", - высказал предположение  А.Белоусов.  Он пообещал оказать содействие «по выбиванию дополнительного финансирования», поскольку, по  его мнению,  это важно для улучшения инвестиционного климата.  И, подобно  римскому  полководцу Катону Старшему, непримиримому  врагу  Карфагена, который  заканчивал все свои речи  в сенате фразой: «Кроме того, я думаю, что Карфаген должен быть разрушен», Андрей Рэмович  на прощание  произнес: «Но еще раз хочу сказать, что наша позиция состоит в том, что таможенная служба отвечает за конечный результат».

ВИДЕО ПО ТЕМЕ

ПОД ТЕКСТ: На состоявшемся сегодня заседании Правительства РФ глава Минэкономразвития РФ Андрей Белоусов, в полном соответствии со вчерашними высказываниями на круглом столе «Национальная предпринимательская инициатива в действии. От задач к результатам» о необходимости постоянного контроля за  реализацией дорожных карт,   заявил, что Правительство собирается в ежеквартальном режиме проводить мониторинг хода реализации  дорожных карт  по улучшению делового климата в стране.

 

 

 

 

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...