Таможня

Игорь Бурлов: «Надо настроить процесс так, чтобы в глазах добропорядочных импортёров таможня не существовала»

На недавно прошедшей в Анапе конференции «ВЭД, таможня, логистика, в ЕАЭС», собравшей участников внешнеэкономической деятельности со всей страны, своим видением ВЭД будущего и проблем автоматизации таможенного администрирования поделился эксперт по таможенным вопросам, генеральный директор компании «Арнейс» Игорь Бурлов.  


 Лучший правитель тот, о котором народ знает лишь то, что он существует.
Лао-цзы

Фискальная функция извратила таможню

Большинство проблем участников ВЭД и противостояние с таможней идут из прошлого, как детские болезни. В начале 90х внутренняя система сбора платежей и налогов была в полузачаточном состоянии и поэтому взимать деньги на границе было гораздо проще.  Находившийся в «залоге» товар был гарантией оплаты. Как говорится, утром деньги, вечером стулья.

Но времена изменились. Окрепла, если не переросла таможню, налоговая служба, и фискальная функция таможни, полезная и необходимая в девяностые годы, сегодня стала излишней и вредной с точки зрения государственных интересов.  Действительно, в большинстве развитых стран гораздо больший трепет вызывает налоговая служба, в руках которой сосредоточен сквозной анализ – кто и сколько налогов должен заплатить и сколько заплатил.

Моя голубая мечта и основное профессиональное устремление – сделать таможню незаметным органом.

Примерно так же, как сейчас мало кто знает, что такое «оформление на приход», «грузовой манифест» или ГУ-12. Настроить процесс так, чтобы в глазах добропорядочных импортёров таможня не существовала. Чтобы она была заметна только нарушителям. Мы прошли ту отметку исторического развития, когда задержка груза на границе была единственной гарантией государству.

Но помощь пришла, откуда не ждали. Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. В условиях сокращения доходов федерального бюджета, давления санкций и сокращения притока нефтяных денег, появилась надежда и на упрощение таможенного администрирования. Если рассматривать необходимые бизнесу улучшения через призму «повышают они доходы федерального бюджет или нет», то у нас есть шанс.

Big brother is watching you

С точки зрения пополнения бюджета, убытки, которые несут участники ВЭД, не являются значимым явлением. Податное сословие всегда роптало, ропщет и роптать будет – государственной машине не привыкать. Над бизнесом проводили эксперименты – «переносим оформление на границу», «переносим с границы в центр», «с центра по ЦЭДам» – что-то получалось, что-то нет, кто-то банкротился. Вместе с тем, сейчас мы наблюдаем внедрение новых форма учёта, которые в обозримом будущем станут достаточными для эффективного контроля и давления. Я говорю о прослеживаемости потоков и применении алгоритмов.

К сквозному слежению за табаком и алкоголем мы уже привыкли. Была понятна цель введения маркировки и контроля за меховыми изделиями – вещи дорогие, рынок не очень белый. Но сейчас законодатель, оценив преимущества такого подхода, распространил эту модель гораздо дальше – нас ждёт маркировка лекарств, фотоаппаратов, одежды и даже обуви из «Ашана». Никого сильно не волнует рост себестоимости, усложнение импорта малых партий товаров. Бюджет, ничего личного.

Чтобы получить максимально полную информацию, государство активно нивелирует коммерческую тайну, теперь аудиторы обязаны сообщать о выявленных нарушениях, прекрасно работает 115-ФЗ (Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" – прим. ПРОВЭД) в исполнении банков. Банки теперь, не сильно в принципе разбираясь, прав ты или виноват, режут и блокируют счета, защищая свою лицензию.

Развитие алгоритмов анализа и контроля наше всё. Система управления рисками в таможне, категорирование, система АСК-2 НДС – эти программы работают прекрасно, наполняют бюджет, не требуют индексации заработной платы и спокойно воспринимают пенсионную реформу. Да и управлять машинами гораздо проще, чем людьми.

Поэтому можно проанализировать судьбу того или иного упрощения вне привязки к логике, справедливости или здравому смыслу: если оно способствует увеличению доходов бюджета, то его можно ожидать, а если нет – то не стоит о нём и говорить.

Слишком мелко для государства

В последнее время мы всё-таки наблюдаем развитие внутри ФТС – безбумажное общение, ускорение процессов, хоть и не без пробуксовки. Эти процессы идут медленно, и, уверен, с заметным сопротивлением внутри самого ведомства. Любая автоматизация ведет к сокращению штатов – это хорошо для госрасходов, но плохо для чиновников, у которых уменьшается количество рычагов влияния, как в части штатной численности, так и в плане самостоятельности принятия решений.

Вместе с тем, отдельные улучшения процесса кажутся слишком мелкими с точки зрения государств. В условиях санкций, военных действий в Сирии, прокладки путепроводов и восстановления популяции амурского тигра стенания каких-то коммерсантов о том, что из-за двухсот килограммов контейнер стоит в порту и ждёт, арестуют его или нет, кажутся несущественными. Отдельная сквозная концепция ВЭД хоть и заявлена в дорожной карте, но исполняется фрагментарно.

Многие решения в этой связи принимаются не в рамках единой концепции, а в рамках «интересно – не интересно», «мелко – не мелко». 

Мы, бизнес, общаясь с представителями власти, часто слышим: «Ребят, это непонятно. В условиях заседаний ваши проблемы ни о чём. Сегодня мы рассматриваем одиноких матерей, завтра ядерное оружие, послезавтра ЖКХ. А ваше декларирование – это вообще что?»

Всему виной инертность и непрофессионализм

Каждое упрощение – это минус чьё-то решение, чьё-то покровительство или даже чьё-то рабочее место. Это автоматически снижает и бюджет всего ведомства в целом, и кормовые базы отдельных сотрудников в частности.

И дело тут не только в жадности, но и в уровне профессионализма. Бездумное следование инструкциям не требует особых креативных навыков, часто приходится слышать «у меня есть регламент и там нет ссылок на здравый смысл».

Уходить в народное хозяйство страшно – там нет никаких гарантий и большая конкуренция. Это беда не только таможни, но в целом России – нежелании хорошо, качественно и полно выполнять свою работу, не концентрируясь на каком-то сиюминутном результате. В такой коррупционноёмкой среде, как таможня, трудно побороть искушение сделать лёгкие деньги и действительно работать на улучшение процесса по заветам Верещагина.

Я чисто по-человечески понимаю этих людей. Размер заработной платы и размер администрируемых потоков просто несопоставим, и сложно побороть желание слегка приобщиться к потоку. В той же логике проходит и изменение законодательной базы: «понятно, что когда-нибудь нас заменят роботы, но зачем самому ускорять этот процесс?» Сами таможенные органы в этом не заинтересованы.

Я никогда не поверю, что таможенные генералы захотят отдать бразды правления налоговым и уйти со сцены, лишившись огромного авторитета и влияния, которое в отдельных случаях можно монетизировать.

 Всё дело в микросвязках

Автоматизация – это краеугольный камень, который, несмотря на некую незаметность, в корне меняет всё администрирование в целом. «Скрам», «аджайл», «блокчейн» – сейчас об этом не говорит только ленивый. Вопрос, будет ли введён блокчейн как таковой государством или нет, –  открыт.

С одной стороны, он обеспечивает прозрачность и надежность электронному документообороту, с другой – пропадает возможность дописывать что-то задним числом или менять данные по ходу пьесы. Отдаст ли государство возможность манипулировать отдельными базами данных – вопрос диалектический, перекликающийся иногда с вопросами национальной безопасности.

Вопрос сквозного информационного поля на повестке пока не стоит. Конечно, было бы здорово: вы взяли документ у перевозчика, он подписал его ЭЦП, далее таможня дописала под своей подписью «груз выпущен, платежи уплачены» и вы этот же документ отдали в налоговую и все это не напрягая принтер и ноги. И вам везде поверили.

Технологии для этого уже существуют. По факту корневые центры сертификации (а именно они подтверждают законность вашей ЭЦП) –  это по сути своей электронный нотариат.

Благая, казалось бы, цель спотыкается о два препятствия – отсутствие единого заказчика и бизнес-интересы на отдельных «участках».

Различные решения есть на участках таможня-порт, таможня-линия, таможня-железная дорога. И в этих «микросвязках» содержится достаточно большой бюджет– конкретные деньги конкретных людей, которые на этом живут. Причем в унификации заданий и софта, как мы понимаем, эти люди не заинтересованы.

 ФТС не даёт добро

В текущем таможенном администрировании для широкого круга участников я, в принципе, вижу две основные задачи. Первая – не привязанный ни к чему сквозной документооборот. Вторая – минимизация сроков нахождения груза в пункте пропуска и его прогнозируемое перемещение с одного вида транспорта на другой. Достигается это за счёт автоматического выпуска при предварительном декларировании. 

Автоматическая регистрация и выпуск деклараций – одна из основных задач, поставленных перед ФТС в части упрощения жизни участников ВЭД. Причём методологический и технологический инструментарии для этого уже есть. Например, можно зарезервировать платежи, проверить документы до прибытия и согласовать автоматическую сверку данных накладной по прибытию с данными декларации. Если всё совпало – дать выпуск, причем мгновенно. Когда я заказываю отель и ввожу данные карты, у меня деньги не списывают, а блокируют. Что мешает таможенному органу блокировать средства участников ВЭД, привязав их к конкретной декларации, для меня остается загадкой.

Но вопрос здесь в том, насколько сильно заинтересовано ведомство переводить всё оформление до прихода груза на границу, в его быстром оформлении и последующем контроле. Куда в этом случае девать пресловутое «таможня дает добро»?

Готово ли ведомство переписывать свои нормативы с целью ускорения транспортного процесса? Сомневаюсь.

 Непростое будущее таможенных представителей

У профессиональных участников рынка возникает вопрос – а есть ли будущее у таможенных представителей в условиях приоритета бюджета? Что в целом ждёт нас в будущем? И если бал правят автоматизация и алгоритмы, где будем мы? И если оформление будет идти обезличено, все документы изначально будут электронными, за что клиент будет платить десять, двадцать, тридцать, сорок тысяч рублей за декларацию?

Мы идем по пути автоматизации отрасли. К сожалению, многих этот путь оставляет не у дел. Даже если ты лучше всех тянешь медный кабель, а мы переходим на радиосигнал, то извини, у нас для тебя больше нет места. Закон выживания суров.

Форма, в которой работа таможенного представителя существует сейчас в России, – избыточная и лишняя. При устранении ненужных осложнений, половина наших функций окажется невостребованной и заменится алгоритмами.

Мы идём по пути от снижения затрат к «обезличиванию». В этом ключе само понятие знакомств в таможне, так называемые «проводки» и тому подобное будут лишены смысла. О какой проводке идёт речь, если ты не знаешь, какой пост будет оформлять твой груз?

По сути, перед государством стоит вопрос внедрения более эффективной системы распределения. Чтобы не было так, что в Кемерово на инспектора приходится две декларации в день, а во Владивостоке – сорок.

Эффективная работа систем распределения уберёт многих представителей, которые живут за счёт знания региональной специфики отдельных постов.

Это имеет смысл сейчас, но в будущем, я думаю, это уйдёт по той же причине ­– не выгодно бюджету, так как это лишние расходы без лишних доходов.

Что же остается нам, представителям? По сути, основной нашей задачей будет приведение данных в соответствие с требованиями системы, с представлениями государства. Заполнил документы со всеми тонкостями – получил автоматический выпуск и перегруз без проволочек. Решил делать всё сам, не зная всех тонкостей, – приготовься остановиться в порту. С учётом стандартизации электронных документов, удельная стоимость декларации будет падать, количество игроков сокращаться, а профессионализм – повышаться, так как по-другому будет просто не выжить.

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы