Экономика

Таможенные представители: борьба за выживание

Государственные органы не могут без посредников. Так сложилось. Множество существующих нормативов содержат бюрократические нюансы, разобраться в которых человеку несведущему весьма непросто даже при большом желании. Выручают посредники. Их деятельность тоже регламентирована этими же самыми госструктурами. И между профессионалами разговор всегда складывается проще. Проще и договориться. Ведь деятельность посредника целиком зависит от контролирующего госоргана, которому, в свою очередь, надежней иметь дело с десятком проверенных компаний, нежели с тысячами иных лиц, которые, что называется, не в теме.

Не исключение и таможенные органы. Сложившаяся за последние 25 лет существования таможенная практика привела к созданию существенного списка «околотаможенных услуг». Это услуги коммерческих банков, информационных операторов, страховых компаний, складских и транспортных услуг, и, конечно же, услуги таможенных представителей.

Эволюционная цепочка последних довольно коротка: «декларант на основе договора»− «таможенный брокер»−«таможенный представитель». Однако, несмотря на смену названий и условий ведения деятельности, посреднический функционал института изменился мало. Основными задачами представителей является совершение операций по таможенной очистке товаров клиента за его счет. Подготовка и проверка документации, подбор кодов ТН ВЭД, определение таможенной стоимости, расчет таможенных платежей, участие в досмотровых операциях и многие другие моменты – основной набор предлагаемых услуг не меняется из года в год. Стандартными дополнительными услугами являются перемещение груза клиента «на свой контракт», а также кредитование клиента. Часто таможенный представитель является структурным подразделением логистического оператора, который предоставляет экспедиторские, транспортные, юридические, консалтинговые, складские и другие виды услуг, что в народе называют «комплекс».        

Однако, несмотря на довольно давнюю историю, доля таможенных деклараций, оформленных таможенными представителями, многие годы была меньше половины. Так, в 2015 году, по данным аналитической группы VED-STAT.RU, она составила 46%, столько же – за первые 4 месяца 2016 года. Т.е. на протяжении ряда лет эта цифра является относительно стабильной, и вряд ли будет расти дальше. Как ни странно, способствуют этому процессу существующее таможенное законодательство в части допуска на рынок услуг таможенных представителей, а также новые технологии, внедренные ФТС за последние годы.

Нельзя не отметить тот тревожный факт, что число таможенных представителей в реестре постепенно ФТС снижается. Так, по состоянию на 1 января 2016 года в реестре таможенных представителей числилось 464 организации, что на 10% меньше, чем в 2014 году (517 организаций). За четыре месяца 2016 года их число сократилось еще приблизительно на 6%.  

И вызвано это объективными причинами. Затянувшийся экономический кризис, катастрофическое изменение валютного курса, введение санкций и ответных «антисанкций», привели к существенному снижению объемов внешнеторговых операций. Так, количество таможенных деклараций, оформленных ФТС в 2015 году по сравнению с 2014 годом сократилось на 15%, настолько же сократилось и количество деклараций, оформленных таможенными представителями. В 2016 году снижение прекратилось, но оснований для оптимизма пока нет. Для многих брокеров неподъемной оказалась сумма обеспечения деятельности, которая в рублевом эквиваленте выросла почти в два раза. Ситуацию подогрели банки, которые, ссылаясь на банковский кризис, ужесточили условия выдачи банковских гарантий.

В итоге многие таможенные представители вынуждено ушли в «серую зону», предпочитая заниматься той же посреднической деятельностью, но уже без свидетельства о включении в реестр. Кроме того, кризисная ситуация выбросила на рынок труда сотни специалистов по ВЭД, многие из которых продолжили предоставлять посреднические услуги, но уже в одиночку.

Нельзя также оспорить тот факт, что общение с таможней стало намного проще. Многие эксперты сегодня отмечают, что таможня «повернулась лицом к бизнесу». Внедрение обязательного электронного декларирования, постепенное внедрение автоматической регистрации ДТ, а вскоре и автоматического выпуска, передача документального контроля на ЦЭДы, выравнивание подходов к применению СУР, создание бесплатных сервисов, позволяющих обойтись без покупки профессиональных софтов, категорирование участников ВЭД, а также многие другие меры, предпринятые ФТС, способствуют ослаблению роли посреднических функций таможенных представителей. Если раньше участник ВЭД оценивал в брокере, прежде всего, способности «решать вопросы» с таможней, то теперь сам круг таких вопросов стал значительно уже.

Зачем же переплачивать? Содержание собственного ВЭД-отдела даже при небольшом, но стабильном грузопотоке для участника ВЭД обходится значительно дешевле. Многие популярные обучающие центры стали организовывать специальные курсы, снабжающие необходимым набором знаний для ведения внешнеэкономической деятельности самостоятельно, без обращения услуг к посредникам.      

Есть еще одно немаловажное обстоятельство: в случае спора между клиентом и таможней, например, в вопросах таможенной стоимости, посредник всегда играет на стороне таможни, интересы клиента для него всегда второстепенны. Ведь деятельность таможенного представителя прямо зависит от таможни, а порой и от конкретных должностных лиц. Нежелание ссориться, договариваться, искать компромиссы, порой в ущерб клиенту даже в самых понятных ситуациях – превалирующий фактор существования большинства таможенных представителей. Объединение в профессиональные общественные организации в целях защиты своих бизнес-интересов, как от «произвола таможенников», так и от деятельности «серых» брокеров, в действительности мало помогает: реальных механизмов защиты ни от тех, ни от других на сегодня нет.  

Впрочем, для таможенников институт таможенного представителя тоже является положительным фактором. Во-первых, несмотря на электронное декларирование, коррупционная составляющая никуда не делась, многие брокеры по-прежнему «поддерживают» таможенников в финансовом плане, прямо или через посредника, в роли которого обычно выступает склад временного хранения, где располагается таможенный пост. Во-вторых, активисты из числа крупных таможенных представителей являются членами всяческих общественных, консультативных и прочих экспертных советов и рабочих групп, создаваемых таможенными органами, участвуют во всех проводимых таможней мероприятиях, поддерживая иллюзию равноправного партнерства. В обмен на лояльное к себе отношение, они формируют от имени всего бизнес-сообщества «правильное» общественное мнение, помогая создавать при этом положительный образ российской таможни, по сути, нивелируя существующие недоработки в таможенной сфере.

Так может ли участник ВЭД обойтись без таможенных представителей? Разумеется. Ведь больше половины деклараций оформляется участниками ВЭД самостоятельно. Однако, несмотря на существующие сегодня негативные тенденции развития данного института, спрос на их услуги в какой-то мере по-прежнему будет существовать, и вопрос лишь в том, смогут ли выжить представители без своего дальнейшего совершенствования. 

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы