Экономика

Daimler блокирует профсоюзы в России

Опасаясь забастовок рабочих из-за низкой зарплаты, российская «дочка» концерна Daimler блокирует создание профсоюзов и увольняет профактивистов. Потери Daimler в ФРГ от забастовок рабочих, требовавших повышения зарплаты, в 2018 году составили €30 млн.


 

В 2019 году немецкий концерн Daimler AG откроет в подмосковном индустриальном парке «Есипово» завод по производству автомобилей, объем инвестиций — 15 млрд рублей, мощность — 20-30 тыс. машин в год. Его владельцем станет «Mерседес-Бенц Мэнуфэкчуринг Рус» — совместное предприятие «Даймлер КамАЗ Рус» и «КамАЗ». Здесь будут выпускать седаны Mercedes E-класса, среднеразмерные кроссоверы GLC, а также полноразмерные внедорожники GLE и GLS. Предполагаемый штат сотрудников завода — свыше 1 тыс. человек.

Работники действующей «дочки» Daimler AG — АО «Мерседес Бенц Рус» (владеет дилерскими центрами и складами автокомпонентов в Подмосковье), — недовольные своими зарплатами, предполагают, что и будущим заводчанам не предложат высоких окладов. Зарплаты на российских автозаводах сильно проигрывают европейским: россияне получают 45-55 тыс. рублей, рабочие Daimler AG в Германии — €2,4-6 тыс. (172-435 тыс. рублей). Российские сотрудники «Мерседес Бенц Рус», воодушевленные примером коллег из «Фольксваген Груп Рус», намеревались потребовать улучшения условий труда. Рабочие «Фольксваген Груп Рус» в этом году уже угрожали руководству завода забастовками. Видимо, этого опасается и руководство Daimler AG. Поэтому «Мерседес Бенц Рус» отказывает рабочим в создании профсоюза, а профактивистов увольняет.

 

Семь окладов за капитуляцию

Идею создать профсоюз сотрудникам «Мерседес Бенц Рус» подсказали немецкие коллеги, члены крупнейшей в Европе профорганизации IG-Metall, объединяющей 2,3 млн рабочих. Как рассказал ПРОВЭДу один из активистов IG-Metall, в Германии Daimler чутко реагирует на требования профсоюзов, опасаясь социальных протестов. Например, в 2017 году 10 тыс. работников автоконцерна Daimler примкнули к всегерманской забастовке и добились сокращения рабочей недели с 35 до 28 часов, а также повышения зарплаты на 4,3%. Сегодня заработки немецких сотрудников Daimler составляют €2,4-6 тыс. в месяц (172-435 тыс. рублей) до вычета налогов.

Россияне рассчитывали создать профсоюз, который тоже будет на равных говорить с «Мерседес Бенц Рус». Но встретили холодный прием.

Инициатором объединения сотрудников стал Валиджон Ахмедов — специалист по оптимизации процессов логистического центра «Мерседес Бенц Рус» в Глазово и председатель профкома. В феврале 2018 года он и двое его коллег учредили на предприятии первичную организацию профсоюза «Автосельхозмаш» (АСМ — отраслевое профессиональное объединение, насчитывающее около 500 тыс. членов) и сообщили об этом работодателю, а также разослали уведомления всем коллегам. Многие захотели присоединиться к АСМ. Но в тот же день начальник отдела кадров предприятия предложил одному из троих учредителей профсоюза 7 месячных окладов, если тот уволится. «В течение дня его 4 раза вызывали на ковер к начальству и говорили: «Ты во что ввязался? Уходи». Но он не ушел. Мой корпоративный адрес электронной почты заблокировали, а всем сотрудникам объявили, что наш профсоюз нелегитимен», — рассказывает Валиджон Ахмедов.

Ему тоже предложили 7 окладов в качестве отступных, но Ахмедов отказался покинуть «Мерседес Бенц Рус». При этом профсоюз АСМ встал на сторону работодателя. В итоге профактивисты из «Мерседес Бенц Рус» присоединились к другому объединению — Межрегиональному профсоюзу «Рабочая ассоциация» (МПРА), известному организацией забастовок и протестов на автозаводах «Форд», «Фольксваген», «Бентелер аутомотив» (производитель автокомпонентов из Калужской области).

Численность профсоюзного объединения «Мерседес Бенц Рус» Ахмедов не раскрывает, опасаясь, что это поможет администрации искать активистов. Всего в «Мерседес Бенц Рус» занято более 1 тыс. человек, 200 из них работают в логистическом центре в Глазово.

Члены профсоюза намерены следить за ситуацией на новом заводе в «Есипово» и принять в свои ряды его будущих сотрудников.

В АО «Мерседес Бенц Рус» не ответили на запрос ПРОВЭДа о ситуации с профосоюзом.

 

Заразительный пример

Противодействие Daimler созданию профсоюза понятно, говорят эксперты: концерн опасается, что после открытия завода в России ситуация на нем будет развиваться по сценарию калужского ООО «Фольксваген Груп Рус». Здесь в 2016 году был избран производственный совет, большинство в котором получил профсоюз МПРА, в него вошли примерно 1 тыс. сотрудников из из 4,5 тыс. работающих на предприятии. Они не раз угрожали руководству завода забастовками, требуя улучшения условий труда. В итоге работники «Фольксваген Груп Рус» добились сокращения рабочей недели с сохранением заработка. В 2018 году профсоюз выдвинул требование повышения зарплаты на 20% — с 36 тыс. до 43 тыс. рублей в месяц — и пригрозил итальянской забастовкой, если руководство не откажется от планов сокращения персонала.

Daimler не хочет повторить судьбу «Фольксваген Груп Рус». По его словам, политика Daimler в России и странах бывшего соцлагеря сильно отличается от той, которую концерн проводит в ФРГ. В Восточной Европе более дешевая, неорганизованная и бесправная рабочая сила. Например, администрация завода Daimler в Венгрии не дает больничных внештатным сотрудникам, заболевших просто увольняют. Когда в 2016 году рабочие одного из цехов завода организовали двухчасовую забастовку, требуя 15-процентного повышения зарплаты, менеджмент не допустил на предприятие представителей профсоюза VASAS.

 

Цена протеста

Забастовки наносят серьезный урон автопроизводителям. Например, в результате серии забастовок в феврале 2018 года с участием германских заводов Daimler, BMW и группы Volkswagen эти предприятия потеряли €100 млн. Организаторы акций — члены профсоюза IG Metal — требовали повышения зарплаты на 6% и сокращения времени работы для сотрудников, которым приходится ухаживать за детьми или престарелыми членами семьи. До этого бастовали рабочие на заводах Daimler, Audi, BMW и Porsche (группа Volkswagen), а также работники завода MAN и поставщика автокомпонентов ZF Friedrichshafen.

По оценкам кельнского Института немецкой экономики, в результате выручка германского автопрома в I квартале 2018 года упала на €125 млн. К тому же акции Volkswagen после забастовок подешевели на 1%, Porsche — на 3%, Daimler — на 1,3%, BMW — на 1,5%.

 

Фото: auto.imgsmail.ru

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы