Экономика

Китайцы объелись российской рыбой

Китайский инвестфонд Hermes-Sojitz продает завод «Карельский комбинат», выпускающий сурими, в реконструкцию которого вложил 600 млн рублей. Спрос на продукцию падает, а себестоимость производства растет: компании приходится импортировать сырье, так как в России его не хватает.


 

ГК «Карельский комбинат» (по 50% компании принадлежит ее гендиректору Максиму Трало и инвестиционному фонду Hermes-Sojitz) с 2003 года выпускает 10 видов продукции из сурими под брендами «Сочные», «ВВМ», «Нежный краб». Его доля от общероссийского производства сурими-продукции в 2014 году составляла около 19-23%. Примерно 30% от общего объема шло на экспорт. Эксперты оценивают рыночную стоимость комбината в 1,2-1,5 млрд рублей.

Международный инвестиционный фонд Hermes-Sojitz со штаб-квартирой в КНР специализируется на прямых инвестициях в проекты на территории Европы, Африки и РФ. Основные инвестнаправления фонда: разработка месторождений полезных ископаемых в нефтегазовой и металлургической отраслях, девелопмент и пищевая промышленность. Инвестиционный портфель компании — $ 42 млрд.

 

Переработка приносит убытки

О том, что комбинат планируется продать, рассказал  Максим Трало. «Мы недавно провели масштабную реконструкцию, инвестировав 600 млн рублей, и планировали увеличить мощности производства с 15 тыс. до 30 тыс. тонн в год. Но сырья становится все меньше — в России его закупить практически невозможно», — поясняет Трало. Компании приходится импортировать сырье для переработки, а это на 15-20% увеличивает затраты на производство конечного продукта.

У ГК «Карельский комбинат» есть квоты на добычу сырья, но нет собственного рыболовного флота. Поэтому компания завозит рыбу из Сенегала, где в 2015 году открыла еще один рыбоперерабатывающий завод мощностью 300 тыс. тонн продукции в год, инвестиции составили $50 млн — их ГК поровну разделила с азиатским инвестфондом Hermes-Sojitz. Строительство началось еще до кризиса в России, когда импорт сырья был обычным делом для местных переработчиков.

Но в конце 2014 года произошла резкая девальвация рубля, в итоге привозная рыба подорожала почти вдвое, и себестоимость сурими, производимой из завозного сырья, резко выросла. Пропорционально увеличить цены на конечную продукцию производитель не может, так как одновременно упал покупательский спрос. Компания столкнулась с проблемами окупаемости инвестиций в заводы, и в результате Hermes-Sojitz потерял интерес к развитию бизнеса в России.

 

Сырьевой коллапс

«Скорее всего, покупкой заинтересуются те, кто имеет отношение к рыбной отрасли, готов к диверсификации бизнеса или перепрофилированию предприятия. Необходима собственная добыча сырья, чтобы не зависеть от внешних факторов. Отсутствие собственной сырьевой базы и диверсификации ассортимента продукции — проблема многих переработчиков», — говорит Илья Березнюк, управляющий партнер Agro & Food Communications.

В 2017 году российские рыбаки выловили 4,9 млн тонн рыбы, из которых 33% (2 млн тонн, рост на 13% по сравнению с 2016-м) они продали зарубежным переработчикам. Всего за 2014-2017 годы экспорт рыбы из России вырос на 23%, по данным Росрыболовства.

По наиболее востребованным для переработчиков видам рыб показатели гораздо выше: например, 80-90% выловленной россиянами трески и пикши продается за рубеж, основная часть экспорта (72,9%) идет в азиатские страны.

При этом дефицит рыбы в России превышает 0,5 млн тонн в год. Причем этот показатель необъективен, говорят эксперты, на самом деле потребность вдвое больше. Дело в том, что оптовая цена, например, на треску у рыбаков составляет 180-230 рублей за 1 кг, но по пути к переработчику она вырастает минимум на 15% за счет транспортных расходов. Кроме того, основные перерабатывающие мощности находятся не у берегов, где вылавливают рыбу, а в других регионах России. Путешествие сырья до переработчика может занять до месяца, в зависимости от его расположения. Это еще больше удорожает сырье. В итоге на прилавке рыба появляется по цене в 1,5-3 раза выше, чем продают ее рыбаки (в зависимости от вида переработки). Покупатель не готов приобретать ее за такую цену. В итоге за последние два года общее потребление рыбы в России сократилось почти вдвое — до 12 кг в год на человека при рекомендованной Минздравом РФ норме для здорового питания в 20–22 кг, отмечают в Информагентстве по рыболовству. Эксперты прогнозируют падение потребления в 2018 году до 11 кг в год на человека.

 

Квот не хватит

Для решения проблемы дефицита надо стимулировать рыбодобывающие компании поставлять улов на внутренний рынок, говорит Алексей Аронов, исполнительный директор Ассоциации производственных и торговых предприятий рыбного рынка. Например, необходимо смягчить налоговое законодательство, в частности, отменить налог на пользование биоресурсами.

Но вместо переориентации добывающей отрасли на внутренний рынок за счет налоговых послаблений российские власти предлагают добытчикам строить собственные перерабатывающие мощности. Для этого в 2017 году Правительство РФ ввело механизм инвестквот, чтобы стимулировать рыбаков строить в России рыболовные суда и прибрежные перерабатывающие заводы. С 2017-го по 2025 год в рыбную отрасль Северного бассейна запланировано привлечь 130 млрд рублей инвестиционных средств.

Инвестквоты под строительство заводов получили ООО «Мурман СиФуд» Владимира Хижнякова, ООО «Рыботорговая сеть» сенатора Совфеда от Карелии Игоря Зубарева, ООО «Группа Баренц» Ильи Раковского, ООО «РК «Полярное море +», входящее в Группу «Норебо» Виталия Орлова, АО «Архангельский опытный водорослевый комбинат», (по информации «Ведомостей», связано с братом губернатора Подмосковья Максимом Воробьевым, ООО «Русская Треска» (подконтрольно РРПК), ООО «Мурман Строй» (аффилировано с РК «Вирма») и ООО «Парк» (связано с мурманской «Рыболовной компанией «Бриз»). Заводы будут перерабатывать выловленную в Баренцевом и Норвежском морях рыбу и поставлять продукцию на внутренний и внешние рынки. Реализовавшие свои проекты компании получат дополнительный объем квот на добычу, соответствующий мощности завода.

Однако своего флота у большинства из них нет, а без этого проекты по переработке обречены на провал, убежден председатель Союза рыболовецких колхозов Архангельской области Андрей Заика уверен. «Победители аукционов на квоты получат около 1,6 тыс. тонн инвестквот на весь год, тогда как отдельные заводы будут потреблять около 60 тонн рыбы в день. Инвестквот для загрузки им хватит на полтора месяца, остальную рыбу придется закупать. Рыбы на внутреннем рынке им не хватит», — считает Андрей Заика.

 

«На грани провала»

Строительство фабрик на российской прибрежной полосе усилит конкуренцию с иностранными переработчиками за сырье, что приведет к еще большему росту цен на выловленную рыбу, прогнозирует председатель совета директоров «Северо-Западного рыбопромышленного консорциума» Дмитрий Озерский.

Проблема не только в нехватке сырья, говорят переработчики, но и в дефиците энергомощностей в прибрежной зоне в районах добычи рыбы, говорит Эдуард Ходченков, председатель правления СПК «Петротрал-2». «Кроме того, надо быть готовыми к тому, что возникнет множество проблем с сервитутом земель под проекты, ростом цен на топливо и электроэнергию и т.д. Придется заниматься водоподготовкой, строительством подъездных дорог», — перечисляет Ходченков.

Большинству небольших переработчиков эксперты предрекают судьбу ГК «Карельский комбинат»: они вынуждены будут отказаться от развития бизнеса, так как он окажется убыточным.

 

Фото: primorsky.ru

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы