Экономика

Туроператоры впадают в отчаяние

Российский туристический рынок в кризисе: за неделю три крупных туроператора объявили, что не могут выполнить обязательства перед клиентами. Государству так и не удалось сделать туристическую отрасль прозрачной и добиться надежности туркомпаний.


 

За неделю о прекращении чартерных туристических программ объявили три российских оператора: «Аврора БГ» (партнер петербургского оператора «Матрешка-тур»), «Натали-Турс» и DSBW-Tours. До этого, в середине июня, с таким же сообщением выступил Polar Tour. Еще раньше, весной, приостановила деятельность «Матрешка-тур». У всех компаний возникли проблемы с оборотными средствами, и они не смогли выполнить обязательства перед кредиторами. В частности, не оплатили номера в гостиницах и авиабилеты, входящие в приобретенные их клиентами пакетные туры.

В итоге около 1,5 тыс. туристов (по данным ассоциации «Турпомощь») не могут выехать из-за рубежа. Другие путешественники, не успевшие улететь в заграничный отдых (их количество не уточняется), получили уведомления, что оплаченные ими путевки аннулированы.

К разорению туроператоров приводит падение спроса на их услуги и рост стоимости авиаперелетов.

 

Без посредников

Причины, которые привели рынок к кризису, зрели не один год. Прежде всего, рынок пока так и не оправился от обвала 2014-2015 годов, связанного с девальвацией рубля, обострением политической ситуации и зарубежными санкциями. По данным Аналитического центра при Правительстве РФ, с 2013-го по 2016 годы число проданных российскому населению туров снизилось на 38%: с 5,4 млн турпакетов в 2013 году до 3,4 млн в 2016-м. В 2017 году рынок отыграл это падение на 10%, но все равно не поднялся на докризисный уровень. Это и понятно: средняя стоимость зарубежного тура в 2014-2018 годах выросла на 45,5%, с 68 тыс. рублей до 99 тыс., а реальные доходы населения за тот же период упали на 11%.

Россияне стали чаще самостоятельно организовывать свой отдых, отказываясь от услуг туркомпаний. В итоге маржинальность турбизнеса, и без того мизерная, за 5 лет сократилась с 5% до 2%.

Чтобы удержать маржу, туроператоры в 2017 году принялись урезать отчисления турагентствам: об этом объявили «Библио Глобус», Sunmar, Anex Tour, TUI Russia, Coral Travel и другие операторы. Вместо 10-12% они стали платить розничным продавцам туров 5-7%.

Кроме того, многие туроператоры регулярно проводят распродажи туров, предлагают гражданам скидки за покупку турпакетов напрямую, без посредничества агентов. Именно так поступала и «Натали Турс»: еще в 2017 году она начала продавать населению туры со скидкой в 10%, вызвав волну недовольства со стороны розничных фирм. Десяток из них (level.travel, Travelata, «Онлайн-турс», LaRussia, TBS, «Слетать.ру», «Квадра», «Амбитур», сеть «Солнцетур») в декабре 2017-го даже объединились и устроили бойкот туроператору, отказавшись продавать его туры.

Но устранение конкурентов в виде агентств не помогло туроператорам — они продолжали терять клиентов. Так, в 2012 году оборот «Натали Турс» составлял $1 млрд (35 млрд рублей по курсу 2012 года), компания отправила за рубеж 850 тыс. туристов; а в 2017-м ООО «Панорама Тур» (юридическое лицо «Натали Турс») продало всего 20,8 тыс. туров на 375 млн рублей.

 

Бесконтрольный рынок

Туристический рынок уже пережил недавно массовое банкротство и прекращение деятельности туркомпаний и туроператоров: в 2014-2015 годах его покинули несколько десятков игроков, пострадали тысячи туристов.

После этого государство затеяло реформу отрасли. Но несмотря на декларируемые чиновниками меры повышения прозрачности рынка, регулирование на нем фактически отсутствует. Например, введенная в 2017 году обязательная отчетность туроператоров превратилась в фикцию: Ростуризм, который должен вести единый реестр туроператоров, не отвечает за достоверность данных в нем. Еще в прошлом году СМИ заметили в этом реестре странности. Например, оказалось, что некоторые операторы почти не отправляли клиентов в зарубежные туры: скажем, четыре юрлица, работающие под брендом «Музенидис Трэвел» (один из крупнейших операторов по Греции) за год продали всего 60 туров. Другие компании, судя по реестру, работают себе в убыток: средняя стоимость тура у «Мега-Тур» составила 21 рубль, а у «Кубаньтурист» — 33 рубля. Таких туров они за год продали соответственно 533 и 525, заработав в 2016 году около 11 тыс. и 17 тыс. рублей.

Все 466 зарегистрированных на начало 2017 год в реестре туроператоров за год обслужили всего 892 тыс. человек. Учитывая, что, по подсчетам Росстата, за тот же период за рубеж из России выехали 31,7 млн человек, можно сделать вывод, что туристический рынок почти полностью отказался от организованных путешествий. Однако у исследовательской компании Ipsos Comcon другие данные: 67% туристов путешествуют организованно, и только 33% предпочитают самостоятельно бронировать гостиницы и покупать авиабилеты.

Занижение показателей имеет для участников рынка прямую выгоду: в зависимости от количества обслуженных туристов рассчитывается размер отчислений, гарантирующих выполнение обязательств перед клиентами. Например, туроператор, отправивший за границу до 10 тыс. человек в год, должен перечислить 50 тыс. рублей в резервный фонд для экстренной эвакуации туристов. Компании, отправившие 10-100 тыс. человек, должны заплатить 100 тыс. рублей; 100-500 тыс. человек — 300 тыс. рублей; более 500 тыс. человек — 500 тыс. рублей. В фонд персональной ответственности оператор должен перечислить 1% от общей цены проданных за год турпродуктов.

Выходит, что попытки государства наладить хоть какой-то контроль за туристической отраслью потерпели фиаско: туроператоры обманывают чиновников, предоставляя им неверные данные, а также вводят в собственных клиентов в заблуждение относительно надежности турпродукта. Государство, по сути, не знает, как в действительности обстоят дела в отрасли, сколько туристов обслуживают компании, какие финансовые потоки проходят через игроков рынка. Долго так продолжаться не могло, говорят участники рынка, когда-то должно было рвануть.

 

Керосиновый триггер

Детонатором в этой мине замедленного действия стало резкое повышение цен на авиационное топливо: в первом полугодии 2018 года оно подорожало на 20%. Перелеты и так стали обходиться значительно дороже туркомпаниям. Дело в том, что многие из них сократили число туров, включающих чартерные перелеты, а некоторые (например, НТК «Интурист») и вовсе перешли исключительно на регулярные рейсы. Это произошло после того, как в прошлом году возникли проблемы у авиаперевозчика «ВИМ-авиа», из-за которых пострадали сотни пассажиров чартерных рейсов. Государство ужесточило требования к чартерным перелетам, из-за чего количество чартеров сократилось, и они подорожали.

Рост цен на авиакеросин нанес решающий удар по туроператорам: у них не хватило оборотных средств, чтобы рассчитаться с авиаперевозчиками и другими кредиторами. Так, туроператор «Аврора БГ», отменившая чартерные программы в Болгарию, объяснила свое решение резким увеличением стоимости чартерных перевозок, которое привело к убыточности этого направления. О сумме долгов «Авроры» не сообщается. А задолженность «Натали Турс» перед кредиторами, по данным СМИ, составляет $1 млн. DSBW-Tours имеет обязательства примерно перед 1000 туристами на сумму около 50 млн рублей.

 

Фото: vashgorod.ru

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы