Экономика

Туроператорам дадут 24 часа на возврат средств

Госдума хочет обязать туроператоров отчитываться перед клиентами, что на заплаченные туристами деньги за покупку турпакетов оператор приобрел для них авиабилеты и забронировал номера в отелях, а не использовал эти средства в своих целях.


 

Депутаты Госдумы хотят обязать туроператоров выдавать купившим у них туры клиентам документы о бронировании и получении места в гостинице. А в случае уплаты аванса — еще и справку о том, что оператор перечислил эти деньги отелю и авиаперевозчику. Такие документы об оплате должны быть выданы туристу не позднее чем через 24 часа с момента передачи денег. Если туроператор не выполнит требование, он в течение суток заплатит туристу штраф — 10% от суммы, оплаченной клиентом. Плюс турист получит право требовать расторжения договора и выплаты полной суммы, которую он передал туроператору.

К внесению таких поправок в закон «Об основах туристкой деятельности в РФ» депутатов Госдумы от фракции «Единая Россия» Ивана Белекоева и Андрея Палкина подтолкнули события последнего месяца: сразу пять туроператоров объявили, что не способны выполнить свои обязательства перед клиентами. Первой, 15 июня, закрылась компания Polar Tour, за ней 23 июня объявила о прекращении деятельности «Матрешка-тур», 29 июня о финансовых проблемах заявила «Натали Турс», 2 июля к ним присоединилась «Аврора БГ» (партнер «Матрешки-тур»), а 3 июля — DSBW Tour. Из-за их действий пострадали около 10 тыс. туристов, в том числе 1,5 тысячи застряли за границей, так как номера в отелях и авиабилеты у них оказались не оплачены.

 

Чек вместо ваучера

«Основные нарушения связанны с неоплатой туроператорами проживания в отелях», — пишут в пояснительной записке авторы поправок. Сейчас туроператоры не обязаны подтверждать клиентам, что гостиница забронирована и оплачена. В действующем законодательстве имеется лишь расплывчатая фраза о том, что туристу должен выдаваться документ о бронировании и ваучер, но ее можно трактовать так, что эти бумаги клиенту можно выдать и в отеле, уже по прибытии на отдых. Туроператоры так ее и трактуют. Вдобавок ваучер — это не финансовый документ, он не подтверждает, что номер оплачен. А потому гостиница может отказаться заселять туриста.

Таким образом, туроператорам выгодно использовать полученные от туристов деньги в качестве бесплатных кредитов, а не пополнять оборотные средства за счет банковских займов. И туроператорская деятельность превращается в пирамиду: компания погашает обязательства перед одними клиентами за счет денег других. Когда в каком-то из звеньев этой цепочки происходит сбой, случаются такие кризисные ситуации, как с упомянутыми туроператорами.

Единороссы приводят неутешительную статистику: за год 20 туроператоров написали заявления о выходе из ассоциации «Турпомощь», а 7 приостановили свою деятельность.

У всех компаний возникли проблемы с оборотными средствами, и они не смогли выполнить обязательства перед кредиторами.

Самый крупный скандал случился туроператором «Натали Турс». В начале июля он прекратил продажи новых туров и аннулировал все заявки до 1 октября 2018 года, поскольку принимающие компании за рубежом перестали обслуживать туристов «Натали Турс» в долг.

По данным ассоциации «Турпомощь», компания продала до 10 тыс. туров на общую сумму порядка $15 млн. При этом объем финансовой гарантии туроператора значительно меньше — 150,5 млн рублей, фонд персональной ответственности составляет всего 6 млн рублей. В пересчете на проданные туры выходит по 15,6 тыс. на человека, что в разы меньше заплаченных клиентами сумм. Страховщик сможет выплатить средства только после официального прекращения деятельности «Натали Турс», но пока речь идет лишь о ее приостановке.

 

Туманные перспективы

«Нужна более прозрачная ситуация с туризмом. Но заглядывать в корзину каждому туроператору так же странно, как пытаться добиться абсолютной прозрачности от любой другой сферы услуг. Мы продаем круизные туры, и для нас через сутки предоставить туристу документы — не проблема. С нашего депозита средства списываются в момент бронирования. А чартерным операторам будет сложно, потому что они оплачивают перелеты не за сутки, а по другому графику. Не представляю, как они справятся», — говорит гендиректор компании «Астарта-тур» Ольга Смычковская. По ее словам, более перспективно принятие другого закона — о страховании каждой турпутевки и ведения единого реестра путевок, чтобы турист сразу мог понимать, что его тур проведен официально и застрахован.

«Это больше похоже на пиар со стороны депутатов, чем на желание разобраться в ситуации и действительно решить проблему. Требования законопроекта заведомо неисполнимы. Взаимодействие между контрагентами регулируется Гражданским кодексом РФ, у нас существует свобода договора. Законодательная инициатива противоречит ГК. Думаю, до ее принятия в таком виде, без существенной переработки, не дойдет. Либо новый закон будет можно оспорить в суде», — прогнозирует Светлана Мержвинская, юрист Северо-Западного отделения Российского союза турндустрии.

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы