Экономика

СМП закроют для иностранных судов

Правительство России намерено с 2019 года запретить морскую перевозку нефти, газа и угля, добытых в Арктике, судами иностранной постройки. Если это произойдет, то НОВАТЭКУ — главному грузоотправителю в северных широтах — придется заказывать на российских верфях 15 новых судов общей стоимостью около $5 млрд. Их получат верфь «Звезда», строящаяся на Дальнем Востоке под контролем «Роснефти» Игоря Сечина, а также государственная Объединенная судостроительная корпорация (ОСК).


 

Об инициативе Минпромторга, который направил в Правительство РФ законопроект с поправками в Кодекс торгового мореплавания, сообщает «Ъ» со ссылкой на свои источники.

Этот документ бьет по интересам сырьевых компаний, добывающих минеральные ресурсы в российских северных широтах — прежде всего, по компании НОВАТЭК Леонида Михельсона. НОВАТЭК — крупнейший грузоотправитель по Северному морскому пути (СМП). В декабре 2017 года он запустил на Ямале завод «Ямал-СПГ» общей мощностью 16,5 млн тонн сжиженного природного газа (СПГ) в год.

Для вывоза СПГ НОВАТЭК использует 15 газовозов класса Arc7, все они построены за рубежом. Один газовоз принадлежит «Совкомфлоту», другие — иностранным компаниям.

К 2025 году холдинг Леонида Михельсона должен обеспечить до половины грузопотока по СМП, который составит, по прогнозам федеральных властей, 80 млн тонн в год.

В мае СМИ рассказывали о планах НОВАТЭКа создать собственную судоходную компанию, которая займется управлением грузового флота и судов обеспечения. При этом не сообщалось, собирается компания покупать действующие на рынке суда или заказывать новые, но строительство судов за рубежом, а не в России, позволило бы сократить издержки: корейские верфи построят газовозы быстрее и дешевле отечественных судозаводов.

Чтобы выполнить требования нового закона Минпромторга, НОВАТЭКу придется заказывать суда на российских верфях. Один «СПГ-танкер» Arc7 стоит около $330 млн, то есть общий заказ обойдется НОВАТЭКу не менее чем в $5 млрд.

«Совкомфлоту», владеющему одним СПГ-танкером, также придется искать ему новое применение.

Зато федеральная инициатива сразу обеспечит загрузку судозавода «Звезда», который в поселке Большой Камень на Дальнем востоке строит «Роснефть» Игоря Сечина. В 2017 году «Роснефть» заключила со «Звездой» соглашение на строительство 12 танкеров класса Arc6 и Arc7 — как бы предвидя появление законопроекта Минпромторга.

Как утверждают судостроители, сейчас в России нет верфей с производственными мощностями, позволяющими строить крупные танкеры и суда для перевозки СПГ. Поэтому судовладельцы заказывают корабли на корейских заводах.

Первым российским заводом, который сможет конкурировать с корейскими, станет «Звезда»: в 2019 году на заводе сдадут в эксплуатацию сухой док, обеспечивающий необходимые условия для строительства крупнотоннажных грузовых судов.

ОСК также сможет претендовать на такие заказы, но только после того, как завершит модернизацию петербургской Северной верфи: новый эллинг за 6 млрд рублей здесь строит ОАО «Метрострой». В корпорации неоднократно заявляли, что возведение эллинга позволит строить крупные грузовые суда.

Впрочем, для судовладельцев и грузоотправителей в законопроекте Минпромторга предусмотрена возможность использования иностранных судов. Для этого заинтересованная сторона должна будет убедить кабмин в невозможности использовать корабли российской постройки для перевозок.

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы