Интервью

Дмитрий Прокофьев — о ленд-лизе: «Половина Красной Армии была обута в американские ботинки»

Великая Отечественная война началась 22 июня, а уже через неделю, 29-го, начался разговор о том, что Советскому Союзу необходима экономическая помощь в войне. И пошли первые грузы от союзников. Осенью Советский Союз будет включен в американскую программу ленд-лиза — поставок вооружений, сырья, товаров и продовольствия, которые по одной версии только немного помогли победить, а по другой — сыграли в победе огромную роль. Какое значение на самом деле имел ленд-лиз — рассказывает историк и экономист Дмитрий Прокофьев.


 

Дмитрий Андреевич, каким был общий объем помощи США Советскому Союзу по ленд-лизу? Это действительно такие огромные цифры, которыми оперирует Запад?

— Если говорить об общей стоимости ленд-лиза, то речь идет об $11 млрд — еще тех долларов. Это 17 млн тонн товаров, плюс их поставка, постройка специальных американских судов. Для сравнения, чтобы было понятно, атомная бомба с нуля, весь проект «Манхеттен» — $2 млрд. И говорят все время о вооружении, о танках, а ленд-лиз обеспечил и вещи поважнее, чем танки: питание. Весь мясной и хлебный паек Красной армии. Летом 1941 года Советский Союз потерял 70% пахотных площадей, и урожай не был собран. И это в стране, которая и до этого страдала от нехватки продовольствия. Из деревень были мобилизованы все мужчины. Если большинство рабочих военных заводов имели бронь до конца войны, то крестьян призвали в армию, многие деревни обезлюдели. Откуда взялось продовольствие? Его везли по ленд-лизу теми самыми знаменитыми полярными конвоями в Архангельск и Мурманск. Самолеты, танки — это все тоже шло по тому пути, но в первую очередь — зерно и тушенка. Продовольствие составляло 25% тоннажа.

 

Но хорошо известна цифра еще из советских учебников: весь ленд-лиз составил всего 4% от общего объема производства товаров в СССР за годы войны.

— Это цифра из известной книги 1948 года «Военная экономика СССР в период Отечественной войны», автор — Николай Вознесенский, один из приближенных сталинских экономистов, председатель Госплана. Но если вы хотите считать в процентах, то по ленд-лизу были поставлены: каждый третий бомбардировщик, каждый пятый истребитель, каждый десятый танк. Авиационный бензин, поставленный американцами, обеспечил две трети затрат на вылеты самолетов Красной армии. Специальные антидетонационные присадки позволяли производить высококачественный бензин, которого не делали советские нефтеперегонные заводы. По очень многим позициям союзники давали советской экономике то, чего не было в ней вообще. Сто процентов установок для переливания крови. Сто процентов бомбовых прицелов. Летом 1941 года были потеряны 85% мощностей по производству боеприпасов, войну выиграли на оставшихся 15% и на поставках союзников.

 

Кто и как определял, что именно требуется Советскому Союзу?

— А что просили — то и давали. Уже 29 июня 1941 года посол в США Константин Уманский получает инструкцию: поставить перед Рузвельтом вопрос об оказании помощи Советскому Союзу. Три тысячи истребителей, три тысячи бомбардировщиков, зенитные пушки с боекомплектом, станки, прессы и молоты для авиазаводов, установки для выработки высокооктанового горючего. Это было первое, что просили советские военные представители. Все это — в кредит, платить Советский Союз не мог. И дальше закрывали самые узкие места. Ну, пять тысяч противотанковых пушек, 130 тысяч автоматов — это немного. Но два с половиной миллиона телефонов — это обеспечение связи. Или 15 млн солдатских ботинок: половина Красной Армии была обута в американские ботинки. Четыре миллиона штук автомобильных шин. Лекарства — все сульфаниламиды, все антибиотики были американские. Хотите считать в долях от объемов собственного производства в СССР? Ленд-лиз — это 50% от выпущенных рельсов, 600 тысяч тонн, 70% меди, 60% сахара. Алюминия — столько же, сколько произведено в Советском Союзе, олова — в два раза больше, мясных консервов — в пять раз больше! Цифры колоссальные. Плюс — станки и оборудование, без которых советские заводы просто не могли бы производить вооружение в нужных количествах. Американцы поставили 14 килограммов быстрорежущей стали для промышленности.

 

Но сам ленд-лиз ведь не был ответом на просьбу о помощи СССР, это был «Акт об обеспечении защиты соединенных Штатов», программа уже действовала в США.

— Она действовала для Великобритании и ее союзников. Но Советский Союз попросил помощи — и его включили в программу в течение нескольких недель.

 

Разве? Договор был подписан только в октябре, до этого американский конгресс сопротивлялся.

— Да, формально действие ленд-лиза стало распространяться на Советский Союз только в октябре 1941 года. Но до этого Рузвельт своей властью, без согласования с конгрессом, предоставил СССР поставки на миллиард долларов.

 

Как можно было в условиях войны доставлять грузы в таких количествах?

— Самый короткий и самый опасный из маршрутов шел через Арктику, те самые полярные конвои. Союзники сами обеспечили 80% всего тоннажа поставок. Специально для этого американцы построили 2650 знаменитых судов «Либерти». Они разработали особую технологию, чтобы максимально удешевить и ускорить производство, и строили судно за пять дней. Первый полярный конвой пришел уже в августе 1941-го. С ним СССР получил каучук для производства колесной резины, полторы тысячи тонн форменных ботинок, 3800 глубинных бомб, 15 истребителей. Потом еще англичане прислали авианосец с целым истребительным полком, который осенью 1941 года воевал в небе Мурманска.

 

Были ведь и менее опасные маршруты?

— Да, но полярными конвоями шло то, что требовало максимально быстрой доставки: продовольствие, авиационный бензин, частично танки. Был еще авиационный маршрут через Аляску на Чукотку и дальше в Сибирь, «Алсиб», по нему гнали срочные легкие грузы и истребители. С этим была сложность: у двигателя такого самолета очень небольшой ресурс, всего сто часов. То есть нужно было перегнать истребитель до Хабаровска или Красноярска, там его ставили на поезд, а новые двигатели отдельно везли морскими судами, чтоб экономить ресурс. Был еще маршрут — через Иран, оккупированный советскими и британскими войсками, дальше — по Черному морю, Каспию, по Волге. А основная часть грузов, почти половина, пришла через Тихий океан и дальше по транссибирской магистрали. Для этого Америка передала Советскому Союзу 1980 локомотивов, 11 тысяч железнодорожных вагонов, восемь тысяч путеукладчиков и колоссальное количество рельсов. Для сравнения: сам СССР произвел тысячу вагонов. Союзники дали возможность освободить все мощности для строительства танков, а паровозы, вагоны, рельсы — все было американское.

 

Насчет танков историки называют такие цифры: СССР сам произвел 90 тысяч штук, а союзники поставили всего десять тысяч.

— Да, потому что стапеля-то одни и те же, на одном и том же заводе можно делать паровозы, а можно — танки. И если паровоз вам уже привезли, то можно выпускать танк. Ну и еще: на тяжелых танках «Иосиф Сталин» стояла длинноствольная 122-миллиметровая пушка. Сравните: на «Тиграх» — 88 мм. Для такой пушки нужна большая башня. А большая башня требует большого «погона», это такая опорная кольцевая деталь, на которой башня вращается в корпусе танка. В СССР просто не было станков, которые могли бы расточить погон такого диаметра и нарезать зубчатый венец. Привезли американцы станки — началось производство тяжелых танков с длинноствольной пушкой.

 

При доставке этих грузов, особенно — полярными конвоями, у союзников были огромные потери, у них люди гибли.

— В этих конвоях были потоплены 85 торговых судов и 16 боевых кораблей британского флота.

 

Как вообще США согласились на включение СССР в программу помощи?

— Гарри Гопкинс, личный представитель Рузвельта, в 1941 году ездил в Советский Союз. Мемуаристы отмечают, что у него сложились прекрасные отношения со Сталиным. Он был человеком совершенно другой цивилизации, но, как это ни парадоксально, психологически они со Сталиным оказались похожи. Гопкинс был человек очень жесткий, железный, хороший организатор, настоящая «акула капитализма», фанатично преданный Рузвельту, беспощадный к себе и другим, требовательный, хитрый. И вот эти два хищника нашли общий язык.

 

Но все-таки Гопкинс не был в США «сталиным», и Рузвельт тоже. А конгресс летом 1941-го настаивал, что СССР не сможет победить Гитлера, и, стало быть, нечего тратиться на помощь. Как Рузвельту удалось убедить конгрессменов?

— Не надо путать обсуждение в конгрессе с нежеланием принимать решение. Это свойство американской политической процедуры: долгое обсуждение и согласование, но когда решение принято — все, каток не остановить. Решили, что помогать будут, потому что Гитлер представляет собой самую опасную силу в Европе. После осознания итогов Первой мировой войны, когда вмешательство Америки в последний год оказалось решающим, у них была железная позиция: агрессивная Германия — зло, с которым надо покончить. В Штатах была огромная немецкая община, и эти немцы тоже пошли на фронт, многие отказались от немецкого языка и сменили фамилии. Так что дальше конгресс обсуждал только, как поставлять, в каких объемах.

 

Сейчас мы уже знаем, что СССР так и не оплатил ленд-лиз. А как он смог оплатить первые поставки — на миллиард долларов до подписания договора?

— Советский Союз ничего не платил, поставки шли в кредит. Принципиальная позиция была в том, что все расчеты — после войны. По условиям ленд-лиза за сгоревший танк, за сбитый самолет, за все, что было уничтожено в ходе боевых действий, платить не надо было. Хотя был случай, позволивший говорить, что Сталин за что-то платил союзникам. В 1942 году он приказал отправить в Великобританию несколько тонн золота. Англичане страшно не хотели его принимать, для этого им нужно было рисковать быстроходным военным кораблем, специально посылая его в Мурманск. Но они в итоге согласились, пришел крейсер «Эдинбург», погрузили золото. Но нигде по документам не проходит, что это была какая-то плата по ленд-лизу. Именно Сталин распорядился отправить золото.

 

Зачем?

— Могло быть несколько причин. Во-первых, для радиопромышленности, потому что СССР получал, например, радиостанции от союзников. Во-вторых, в ситуации 1942 года, когда разгромлен Южный фронт, когда немцы катятся к Сталинграду, Сталин мог отправить часть советского золота в сравнительно безопасное место. Но крейсер «Эдинбург» погиб в бою с немецкими подводными лодками и самолетами, ушел на дно вместе с золотом. В 1981 году его подняли и две трети золота вернули Советскому Союзу, заплатив компании, которая поднимала корабль.

 

За уничтоженную в боях технику не надо было платить, но, по условиям ленд-лиза, СССР должен был вернуть союзникам все, что уцелеет. Как это возвращали?

— Должен был, но Сталин ничего возвращать не хотел. По этому поводу СССР долго торговался со Штатами. Особенно просили американские корабли. А Советский Союз получил от союзников целый флот, почти 600 кораблей, в их числе 28 фрегатов, около 80 тральщиков, 140 торпедных катеров, 3 ледокола даже. Англичане пригнали на Север линкор. Они передали его до окончания военных действий, в пользование, потому что у Советского Союза на Севере не было корабля крупнее эсминца. Те же самые транспортные суда серии «Либерти» — в СССР они ходили по морям до 1970-х годов.

 

Так и не вернули?

— Англичанам пришлось вернуть большую часть кораблей, потому что их не спрячешь. А так технику возвращали в ничтожных количествах. Были ведь 50 тысяч джипов «Виллис», 427 тысяч «Студебеккеров» — в СССР даже близко не существовало таких грузовиков, а они обеспечили перевозку пехоты, техники. И так далее. Что осталось — ну, простите, погибло, не можем вернуть.

 

Вы сказали, что была договоренность, что расчеты после войны. А они состоялись? Почему до 2006 года шел разговор о долге Советского Союза по ленд-лизу?

— Речь шла только о возврате миллиарда, предоставленного Рузвельтом в первые месяцы, до подписания договора. Советский Союз платить не хотел категорически. Все это действительно тянулось на протяжении семидесяти лет. За это время в общей сложности выплатили порядка $700 млн. И это были, конечно, уже не те доллары, что в 1940-е, а никакие проценты не начислялись. Завершились выплаты в 2006 году. А 10 млрд по договору ленд-лиза вообще не обсуждались, это был вклад союзников в победу над общим врагом.

 

Есть разные точки зрения по поводу значения ленд-лиза для победы: без него СССР бы проиграл войну, СССР бы и без него победил, третью высказал Микоян — что без ленд-лиза война продолжалась бы на полтора года дольше. Вы к какой склоняетесь?

— Тот же самый Микоян говорил, что в 1941 году мы все потеряли, и неизвестно, как бы дальше воевали. Но я, вы знаете, здесь доверяю точке зрения верховного главнокомандующего. Товарищ Сталин вам авторитет в этом вопросе? Это человек, который все знал о ленд-лизе и его значении, правда?

 

Наверное.

— Первый раз он сказал о важности поставок в речи 6 ноября 1941 года. Немцы уже под Москвой, столица на осадном положении, и Сталин говорит: Соединенные Штаты, Великобритания и Советский Союз объединились, поставив целью разгром гитлеровских империалистов, мы уже начали получать танки и самолеты, и эта коалиция «есть реальное дело, которое растет и будет расти во благо нашему освободительному делу». Дальше два года советская пропаганда внутри страны о ленд-лизе молчала. Но главное публичное заявление по этому поводу Сталин сделал в Тегеране в ноябре 1943 года. На торжественном обеде в честь дня рождения Черчилля он произнес тост. Стенограмму мероприятия в СССР никогда не печатали, а тост был опубликован так: «Соединенные Штаты — страна машин. Эти машины, полученные по ленд-лизу, помогают нам выиграть войну». Но есть англоязычная стенограмма, и в ней сохранился такой перевод: The United States, therefore, is a country of machines. Without the use of those machines, through Lend-Lease, we would lose this war. «Без этих машин мы бы проиграли войну».

 

Может быть, это американцы переврали тост Сталина? Он же, в конце концов, не по-английски говорил?

— Товарищ Сталин очень внимательно относился ко всему, что он говорил, что за ним записывали, как это переводили. И если бы перевели как-то не так, то не сомневайтесь: наши бы в это вмешались. Ну, если он действительно сказал что-то другое, так опубликуйте стенограмму, каждое слово Сталина на публичных дипломатических мероприятиях записывалось. Но Советский Союз никогда ее не публиковал.

 

Как «мы бы не выиграли войну» превратилось во «всего четыре процента»?

— Во время войны такого — «всего четыре процента» — никто такого сказать не мог. Многие наши асы, вся, скажем, дивизия Покрышкина, воевали на американских «Аэрокобрах». Им предложили пересесть на советские самолеты — Покрышкин отказался. Его ученик, дважды Герой Советского Союза Александр Клубов полетел на советском самолете и погиб при посадке, самолет перевернулся. И все, до конца войны дивизия летала на «Аэрокобрах».

 

Какая в нашей стране существует память о ленд-лизе? Может быть, какие-то музеи, памятники?

— Практически ничего нет. Есть памятник в Мурманске, есть памятник маленький в Санкт-Петербурге — погибшим морякам, есть на трассе «Алсиб», но в целом воспоминания ничтожные. И это поразительное неуважение к людям, которые все это обеспечили. К нашим же, советским, в первую очередь, морякам, летчикам, к рабочим в портах, к железнодорожникам, к зенитчикам — к огромному числу людей, совершавших колоссальные усилия, чтобы все это обеспечить. К советским торговым морякам, которые действовали абсолютно героически. Они даже не были военными, они шли на невооруженных судах. К советским дипломатам, которые сумели добиться заключения всех этих договоренностей. Ленд-лиз — это же была колоссальная производственная, организационная, логистическая операция. Те же порты в Персидском заливе, способные принимать военную технику: они же были построены специально с нуля. Часто обсуждают, почему основные поставки начались только в 1942 году. Да потому, что всю эту инфраструктуру еще надо было построить, нужно было разместить заказы на дополнительное производство всей этой техники. Американская промышленность никогда не собиралась выпускать такую технику в таком количестве.

 

Как поставки по ленд-лизу повлияли и на советскую послевоенную экономику, и на американскую?

— В Советском Союзе все эти американские станки и машины работали до 1980-х годов. Все использовалось до полного износа. А в США так называемый «ржавый пояс», все эти военные заводы, построенные на восточном побережье специально для производства военной техники, после войны были заброшены. Появились другие технологии, никому не нужны были старые стапеля и конвейеры для производства устаревших самолетов и танков.

 

А считается, что Америка на ленд-лизе, наоборот, страшно обогатилась.

— Америка произвела огромное количество техники, оплаченной из средств американских налогоплательщиков. Эти деньги в виде зарплат, в виде выручки вернулись к американским рабочим и в компании. Американская экономика получила серьезный толчок к развитию. Плюс — пока мужчины были на фронте, на производства пошли женщины, то есть в США изменился рынок труда. Так нельзя рассуждать — обогатилась или разорилась. Экономика — вещь динамичная. Есть две так называемые предельные экономические модели: дистрибутивная и генеративная. Первая предполагает, что некое ограниченное богатство надо перераспределять, и все время идет какая-то дележка. А генеративная — это как пожелаем, так и сделаем. Надо — произвели танки. Не было бы ленд-лиза — американская экономика развивалась бы каким-то другим путем, вместо танков производили бы автомобили, вместо военных самолетов — гражданские. А война — это всегда страшный ущерб.

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы