Экономика

Воздушные стадионы. Самый дорогой чемпионат рискует не окупиться

Самый дорогой в истории Чемпионат мира по футболу стартует 14 июня. Он увеличит ВВП России в 2019-2023 годах на 1 трлн рублей ($16 млрд), уверены в Правительстве РФ. Вырастет турпоток, в Россию придут инвестиции, принесет доход построенная к Кубку мира инфраструктуру. Однако экономический эффект может оказаться куда скромнее. По крайней мере, некоторые страны-хозяйки предыдущих чемпионатов до сих пор не могут окупить свои вложения в подготовку мундиалям.


 

Расчет экономического эффекта от проведения Кубка мира выполняла компания McKinsey по заказу Правительства РФ. Она суммировала влияние чемпионата на ВВП России и валовые региональные продукты 11 городов, в которых пройдут футбольные матчи. Экономический эффект в 2013-2018 годах эксперты оценили в 867 млрд рублей (около $14 млрд), что превышает 1% ВВП России. Наибольший вклад в ВВП (86%) принесет построенная и реконструированная инфраструктура. Строительство и реконструкцию к чемпионату 12 стадионов обошлись бюджету в 253 млрд рублей ($4,2 млрд по нынешнему курсу ЦБ). Открыты также десятки гостиниц, проложены новые дороги. Еще 14% прироста ВВП обеспечит доход от приезда в страну туристов.

При подготовке и проведении ЧМ-2018 создано 220 тыс. новых рабочих мест, благодаря чему доходы населения в 2013-2018 годах выросли на 414 млрд рублей. Болеть за футбол в Россию приедет свыше 1,5 млн иностранцев, каждый проведет в стране в среднем 12 дней, исходя из данных о бронировании отелей. За это время они потратят 121 млрд рублей на проживание, питание, транспорт, сувениры и посещение достопримечательностей, предполагают в McKinsey.

Эксперты Moody’s называют более скромные и оценки — в общей сложности в 2013-2023 годах не больше 3% ВВП. То есть около $39 млрд, учитывая, что ВВП России в 2017 году составил $1,3 трлн.. А аналитики Райффайзенбанка и вовсе считают, что основной эффект от подготовки к ЧМ-18 уже получен, а в долгосрочной перспективе это будет убыточный проект. Так что с большими оговорками можно предположить, что экономический эффект от мундиаля может достигнуть $12 млрд. Либо окажется минимальным — на уровне $2 млрд, как предполагают пессимисты.

В расчет не идет выручка от продажи билетов, прав на трансляцию матчей и привлечение спонсоров — эти поступления идут в казну FIFA. FIFA уже заявила, что планирует заработать на ЧМ-18 $6,1 млрд — это на $1,3 млрд больше, чем на прошлом чемпионате, проходившем в 2014 году в Бразилии. От продажи билетов организация выручит $1,65 млрд, еще $3 млрд — от продажи телетрансляций и $1,45 млрд принесли спонсоры (30% из них — китайские компании). FIFA продала все имевшиеся у нее 2,4 млн билетов и 8 июня выпустила в продажу дополнительную партию в 100 тыс. билетов. Ранее представители FIFA говорили, что всего официально выпущено 3,5 млн билетов. Куда ушел еще миллион билетов, организация не поясняет.

Сергей Хестанов, доцент факультета финансов и банковского дела РАНХиГС, уверен, что положительного экономического эффекта от чемпионата ждать не стоит. Создание объектов спортивной инфраструктуры не вызывает никакого интереса у иностранных инвесторов. Транспортная инфраструктура — расширение дорог от аэропортов до спортивных сооружений и так далее — небольшое положительное влияние окажет.

«Что касается непосредственно спортивных объектов, то в период их строительства, когда государство на это тратило деньги, ВВП, естественно, рос. Просто в силу самого определения, что такое ВВП: сумма стоимости всех товаров и услуг, произведенных на территории страны за определенный срок. Небольшой положительный вклад в ВВП эти объекты внесли. Но даже в развитых странах, где спорт является отдельной сферой экономики, крупные спортивные объекты являются убыточными. А уж в условиях российской экономики, где уровень монетизации спорта на порядок уступает уровню монетизации в развитых странах, по меньшей мере, наивно надеяться на то, что эти объекты принесут хоть сколь-нибудь значимую прибыль. Для некоторых регионов, и, прежде всего, для Саранска, содержание этих объектов станет явной обузой и потребует федеральных дотаций. Трудно себе представить, что в городе с населением около 240 тыс. человек стадион вместимостью в 80 тыс. болельщиков будет регулярно заполняться. На это не надеются даже самые отчаянные оптимисты», — считает Хестанов.

 

 

Убыточные арены

Если выручку FIFA подсчитать не трудно, то будущая экономическая отдача от проведения ЧМ-18 — под большим вопросом, считают аналитики Райффайзенбанка. Крупные спортивные события далеко не всегда приносят прибыль стране-хозяйке. Пожалуй, самым успешным в истории чемпионатов можно назвать мундиаль 1994 года, прошедший в США: в стране было достаточно футбольной и туристической инфраструктуры, ей требовался лишь «косметический» ремонт. В итоге затраты США на подготовку к ЧМ составили лишь $30 млн, а доход превысил $4 млрд.

Остальным повезло куда меньше. Например, после Кубка мира 2002 года, проходившего сразу в двух странах — Южной Корее и Японии, у них обеих осталось по 10 новых и реконструированных стадионов, которые большую часть года пустуют. Так, японский стадион «Мияги» вместимостью 49 тыс. зрителей, на возведение которого было потрачено $565 млн, пытается заработать на проведении свадеб, дней рождения и корпоративов. Восемь из десяти стадионов в Японии, потратившей на их сооружение $4,5 млрд, приносят муниципалитетам страны убытки примерно $3 млн в год. Содержание самой крупной японской арены — «Ниссан» в Йокогаме — обходится в $17 млн в год. Для сравнения: на содержание стадиона «Крестовский» на одноименном острове в Петербурге ежегодно требуется 700 млн рублей ($11,3 млн по текущему курсу ЦБ), говорил гендиректор «Зенита» Максим Митрофанов в декабре 2016 года, когда Смольный подписывал соглашение о передаче арены в управление футбольному клубу. На строительство «Крестовского» потратили 48 млрд рублей ($774 млн).

Не окупается и крупнейшая бразильская арена «Маракана», на реконструкцию которой к чемпионату 2014 года было потрачено $400 млн. Сейчас она заброшена и погрязла в судах. Выкупившая стадион в 2013 году компания Odebrecht попыталась через суд расторгнуть с властями договор о покупке, когда обнаружила, что годовые расходы на эксплуатацию арены на €50 млн превышают доходы от нее. Но муниципальные власти не хотят взваливать на себя такое бремя — задействовать стадион с полной отдачей невозможно. Даже несмотря на то, что в Рио-де-Жанейро, где находится эта арена, базируются четыре крупных бразильских футбольных клуба. Сейчас «Маракана» разрушается, оборудование стадиона растаскивают местные мародеры.

Убыточны и пять стадионов в ЮАР, на строительство которых к ЧМ-2010 было потрачено $1,6 млрд. Сейчас они почти не используются. Похожая судьба может ждать и большинство российских спортивных арен, сооруженных к ЧМ-18, опасается тренер Виктор Бондаренко. Он не раз высказывался в прессе о том, что спроса на футбол в России не хватит на то, чтобы регулярно заполнять построенные к мундиалю стадионы. Как ранее отмечал Бондаренко, больше всего рискуют прогореть арены в Нижнем Новгороде, Саранске, Волгограде, Калининграде, где нет устойчивых футбольных традиций и сильных местных команд.

 

Доходы под вопросом

Не известно также, приведет ли чемпионат к росту турпотока. По крайней мере, российские регионы не привлекают иностранных болельщиков: больше половины из них намерены жить в Москве и летать оттуда на интересующие их матчи в другие города, еще около 30% поселятся в Петербурге и 10% в Сочи, отмечает Антон Кузнецов, региональный менеджер по России, Украине и странам СНГ Expedia Group Lodging Partner Services. Остальные восемь городов, где пройдут футбольные матчи, не устраивают иностранцев — там очень мало приличных гостиниц, нечем заняться в перерывах между матчами и низкий уровень сервиса.

Обычные туристы предпочитают не попадать в город во время проведения там крупных спортивных соревнований, говорит президент и владелец ГК «Энерго» Азат Григорьян. Его компания даже решила не открывать к чемпионату построенную в Петербурге гостиницу, а подождать, пока мундиаль завершится.

В 2018 году увеличение въездного турпотока в Россию будет примерно таким же, как и в 2017-м, — 3-4%, считают эксперты. А вырастет ли он в 2019-м, зависит от того, насколько беспроблемно пройдет Чемпионат мира.

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы