Аналитика

До 70% сливочного масла в магазинах — фальсификат

Более 13,5% отечественного сливочного масла на прилавках российских магазинов — фальсификат. К такому выводу пришла масштабная проверка, проведенная Роскачеством совместно с Роспотребнадзором и Россельхознадзором. Эксперты считают, что реальная доля подделок достигает 70%.

 


Исследование затронуло все федеральные округа России. В качестве образцов были закуплены 82 наиболее популярные марки сливочного масла жирностью 72,5% в ценовом диапазоне от 33,3 до 92,4 рубля за 100-граммовую упаковку. Образцы подвергли лабораторным анализам по 23 критериям. Среди них: фальсификация продукции растительными жирами, фактическое содержание жира, достоверность данных на упаковке, присутствие в масле антибиотиков, а также пораженность микроорганизмами.

 

Фальсификаты с бактериями

По итогам проверки 53 образцов признаны полностью соответствующими требованиям ГОСТов, при этом 19 брендов их превышают, что дает право на присвоение продукту «Знака качества». В частности, в Северо-Западном округе эксперты выделили масло под марками «Кот де Франс» и «Молоко» из Калининградской области.

А вот у продукции ведущего предприятия из Тюмени «Тюменьмолоко» оказалась более низкая жирность, чем указано на упаковке. В недостатке жирности уличили и масло «Славмо» из Карелии. Челябинские производители ООО «Челяб-масло» и ИП Владимира Тимошкина заменяли молочный жир на растительный. В 9,8% исследованных образцах нашли различные микроорганизмы в том числе бактерии группы кишечной палочки.

«Результатом исследования станет скорейшее обеление рынка от тех, кто фальсифицирует молочную продукцию жирами немолочного происхождения», — считает глава Роскачества Максим Протасов.

 

Реальность гораздо хуже

Однако результаты исследований раскритиковали отраслевые эксперты, заявившие о некорректном и предвзятом подходе к изучению рынка. «Роскачество не заинтересовано в поиске фальсификата на рынке. У ведомства, скорее, задача — определить лучших. Интересный получился результат. В ценовом сегменте от 500 рублей за кг фальсификата по определению мало, но из этого сегмента исследовали 57 образцов. В более дешевом сегменте всегда много фальсификата, но приобрели всего 25 образцов. А итоги опубликовали общие. За счет эффекта средней температуры по больнице на выходе получились спокойные цифры. Но по нашим данным, в ценовом сегменте 150-330 рублей за кг сливочное масло не приобреталось, а ведь доля фальсификата здесь составляет 99%», — прокомментировал для ПРОВЭД итоги исследования координатор проекта «За Честные Продукты!», член рабочей группы комитета по экономической политике Совета Федераций РФ Александр Бражко.

Он отмечает, что в ценовом сегменте 330-500 рублей за кг масла нарушения выявлены в 7 образцах от 5 производителей. В сегменте 500-650 рублей за кг — в 3 образцах от 2 производителей. А вот к маслу дороже 650 рублей за кг вообще не было претензий.

Выборка образцов некорректна и в исследовании Роспотребнадзора, который в мае проверил 250 образцов отечественной молочной продукции, говорят эксперты. Ведомство пришло к выводу, что «подавляющее большинство проб молока и сливочного масла соответствуют всем обязательным требованиям», а «информация о массовой фальсификации продукции растительными жирами не соответствует действительности».

 

Дешевые подделки

В кризис покупательская способность населения снизилась, и россияне стали чаще покупать дешевое масло, что сделало этот продукт привлекательным товаром для фальсификаций.

При производстве продукта, который продается как сливочное масло, используются ингредиенты, позволяющие снизить его себестоимость: растительные жиры (цена 60 рублей за 1 кг), говяжий и свиной жир (130 рублей за 1 кг). На этикетке масла это содержимое не указывается.

По оценке Александра Бражко, масло стоимостью до 500 рублей за 1 кг покупает около 70% потребителей. Масло среднего ценового сегмента (от 50 до 650 рублей за 1 кг) занимает 20% рынка, премиального (от 650 рублей за 1 кг) — 10%. Учитывая, что большая часть продукции в самой дешевой ценовой категории фальсифицируется, долю продуктов-подделок на рынке можно оценить в 50-70%.

«Об этой ситуации знают президент, правительство и участники рынка, а также «продвинутые» потребители. Единственный, кто делает вид, что не знает, — Роспотребнадзор, который утверждает, что находит фальсификат лишь в 4 случаях из 100», — резюмирует Бражко.

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Похожие материалы