Экономика

Как Россельхознадзор подпортил репутацию молочному рынку России

Сообщение Россельхознадзора о методах фальсификата молочной продукции испугало многих. СМИ сразу же стали тиражировать новость об использовании мела, соды, мыла, извести и гипса при производстве молока, сыра, сливочного масла и прочих продуктов. Министр сельского хозяйства РФ Александр Ткачёв поспешил смягчить ситуацию, заявив, что о массовом фальсификате речи не идёт и 90% молока в стране соответствует нормам, но информационная волна уже пошла. По словам экспертов, заявление Россельхознадзора может подпортить репутацию отечественных производителей и негативно отразиться на молочном рынке России, который и так страдает из-за падения спроса.

Напомним, ранее Россельхознадзор опубликовал сообщение о способах фальсификации молочной продукции в России. В нём, в частности, отмечалось, что недобросовестные производители молочной продукции в качестве добавок часто используют соду, крахмал, мел, известь, борную или салициловую кислоту и даже гипс.

Профессиональное сообщество откликнулось сразу. В «Национальном союзе производителей молока» («Союзмолоко»), объединяющем 70% российского рынка молока и молочной продукции, заявили, что сообщение Россельхознадзора, не подкреплённое доказательствами и содержащее много неточностей, «нанесло серьёзный репутационный урон молочной отрасли нашей страны».

– Негативные публичные заявления в отношении отечественных молочных производителей, домыслы и спекуляции, которые делаются в угоду конъюнктурным ведомственным интересам, искусственно нагнетают напряжение вокруг молочной отрасли, демонизируют молочную категорию, снижают лояльность потребителей. Подобные действия ведут к снижению производства и потребления качественных российских молочных продуктов, которые сегодня и так находятся на критически низком уровне, – говорится в ответном письме союза.

Производители молочной продукции также отмечают, что это сообщение негативно отразилось на рынке. По словам заместителя генерального директора по пищевым производствам компании «Русское молоко» Алексея Бабенко, информация от Россельхознадзора не совсем актуальна.

– Заявление Россельхознадзора уже негативно отразилось на репутации всех предприятий молочной отрасли. До нас из разных мест доходит информация о том, что потребители предпочитают вообще отказываться от молочных продуктов, боясь чем-то отравиться. Несмотря на то, что Россельхознадзор говорил не о фактах, а о возможных способах фальсификации, которые, возможно, использовались десятилетия назад, в переходное время, когда технически ни производители, ни переработчики молока ещё не были развиты, так как сейчас, и, возможно, контроль отрасли осуществлялся более слабо. Но, к сожалению, эту информацию восприняли всерьёз, – говорит он.

– Очень сомнительно, что сейчас кто-то сметану разбавляет кефиром, а молоко мелом и мылом, а уж тем более кислотой. Подобные заявления основаны на некомпетентном и безответственном отношении к своим действиям и их последствиям, – добавляет Алексей Бабенко.

– Подобные скандальные и, мягко говоря, не слишком профессиональные публикации, не лучшим образом влияют на репутацию всего цеха производителей молока, в том числе и добросовестных производителей качественных продуктов. Так что не стоит считать вполне корректным сам список и уж тем более выводы, сделанные журналистами на его основании, – отмечает генеральный директор агрохолдинга «Дороничи» Константин Гозман.

В числе избранных

В Россельхознадзоре также сообщили о реестре компаний, которые прошли проверку: сейчас в этом списке 51 компания. Сюда попадают те, у кого нет нарушений или у кого нарушения незначительные. По словам экспертов и производителей, этот реестр ущемляет права тех компаний, которые ещё не прошли проверку.

– Это даёт преференции этим нескольким десяткам предприятий, которые попали в список, хотя у нас в стране их больше тысячи. Формированием списка должно заниматься профильное ведомство, – говорит в комментарии ПРОВЭДу пресс-секретарь «Союзмолока» Мария Жебит, напоминая, что сегодня безопасность и качество молочной продукции проверяется Роспотребнадзором.

Sir 01Когда санкции на руку: Беларусь резко увеличила поставки сыра и масла в Россию– Тот список, что висит на сайте Россельхознадзора и не обновлялся уже достаточно большой срок, тоже вредит отрасли, так как добросовестных предприятий гораздо больше, и публикация списка до того, как были проверены абсолютно все до единого производители России, ставит в неудобное положение не только производителей, но и Россельхознадзор, – отмечает Алексей Бабенко.

По мнению эксперта молочного рынка, генерального директора Petrova Five Consulting Марины Петровой, подобные заявления официальным ведомствам необходимо делать более осторожно.

– Нужно отдавать себе отчёт в том, что экономическая ситуация способствует фальсификации и все на рынке это понимают, но пока нет никаких оснований считать эти способы массовыми. Безусловно, всем участникам необходимо делать более аккуратные заявления, чтобы не создать впечатление о массовом характере фальсификации, – отмечает эксперт.

Контроль есть, но будет жёстче

Сейчас контроль молока ведётся не только на предприятиях, где производится молоко, но и выборочно на предприятиях, куда поступает это сырьё, и на полках магазинов.

– Контроль проводится как плановый, так и внеплановый, по обращениям граждан и компаний. Поверьте, контрольные проверки достаточно часты на любом производстве. Также есть контроль на полках магазинов, – рассказывает гендиректор агрохолдинга «Дороничи» Константин Гозман.

– Сейчас большинство предприятий ведёт контроль поступающего молочного сырья. Проверки молочных продуктов необходимо проводить, соблюдая нормы отбора проб и образцов. Также имеет смысл проводить тотальные проверки всех молочных продуктов, однако это длительный и сложный процесс, – говорит эксперт молочного рынка Марина Петрова.

По её словам, если в России удастся организовать учёт поступающего на предприятия молока и объёмов готовой продукции, то проблема фальсификата будет решена.

– Минсельхоз недавно сделал первые шаги по внедрению ветеринарно-сопроводительной документации и партионного учёта молока, которая позволит точно оценить соотношение полученного молочного сырья и готовой молочной продукции для любого предприятия. Внедрение этой системы должно снять вопрос о фальсификате, – подчёркивает эксперт.

Как найти подделку?

Чтобы обезопасить себя от некачественного продукта, нужно как минимум прочитать информацию на упаковке, предупреждают эксперты.

– Именно там указывается, что же вы покупаете на самом деле – творожный продукт или творог, состав масла. Верить даже знакомой упаковке «на первый взгляд» не стоит – надо действительно вчитываться в текст, – советует Константин Гозман.

Sir 02Доля фальсификата сыра будет расти

– К сожалению, случаи фальсификата определяются только лабораторным путём. Все эксперименты с красками, йодом и моющими средствами, которые показывают в телевизионных программах – это только красочное шоу. Нужно в первую очередь покупать товары надёжного известного производителя в заслуживающих доверия торговых организациях. Ну и необходимо всецело доверять государственным органам контроля – у нас этим занимается Роспотребнадзор. Все остальные организации не уполномочены на это, ответственности за информацию не несут и, скорее всего, могут использовать её для достижения собственных интересов, а не для отстаивания прав потребителей, – отмечает Алексей Бабенко.

Слово не воробей

Эксперты сходятся на том, что Россельхознадзору нужно аккуратнее делать подобные заявления: в частности, давать чёткую информацию об объёмах фальсификата и подтверждать всё конкретными исследованиями. В России и так потребление молочных продуктов очень низкое, сообщения о меле и гипсе в молоке могут ещё больше усугубить эту ситуацию.

– За последние 20 лет уровень потребления молока и молочной продукции в России снизился до 250 килограммов при минимальной рекомендованной медицинской норме в 330 килограммов на человека в год. Потребление кальция в России почти в 2 раза ниже рекомендованной нормы, свидетельствуют данные Всемирной организации здравоохранения и Института Питания РАМН, – рассказывает Мария Жебит.

При этом особый удар в кризис пришёлся на молокоёмкие продукты – масло и сыр.

– К примеру, сегодня потребление сыра соответствует показателям 2004 года и немногим превышает 4 килограмма на человека в год при минимальной медицинской норме 6 килограммов на человека в год, – рассказывает эксперт молочного рынка Марина Петрова.

В 2014-2015 годах доля фальсификата на молочном рынке в целом официально оценивалась в 10%, по оценке экспертов – порядка 10-15%. При этом в молокоёмких сегментах достигал 15-20%, по оценке экспертов – около 30%.

– Масштаб фальсификата на рынке молочной продукции достаточно большой, но все же не превышает 10-15%. Если говорить о продукции готовой к употреблению конечными покупателями, то в первую очередь речь может идти о фальсификации жировой составляющей – о замене молочного жира жирами немолочного происхождения, в основном тропического, но, возможно, также и другими жирами. Причём, пальмовое масло в этом списке является далеко не самым худшим вариантом, если речь, конечно, идёт не о техническом пальмовом масле, – говорит замдиректора по пищевым производствам компании «Русское молоко» Алексей Бабенко, отмечая, что фальсификатам в основном занимаются мелкие производители.

– В связи с усовершенствованием методов и способов госконтроля такая и любая другая фальсификация может быть довольно легко установлена, поэтому крупные и известные компании во избежание огромных финансовых и репутационных потерь никогда не пойдут на такой шаг, – отмечает он.

По словам производителя, решить эту проблему помогли бы высокие штрафы.

– Контроль за всей продукцией имеет право осуществлять Роспотребнадзор, с чем уверенно справляется. Проблема только в том, что у нас система мотивации хромает. Штрафы и наказания за выпуск опасной и фальсифицированной продукции очень низкие, несоразмерны с получаемой выгодой от производства фальсификата. Вот в этом направлении и нужно активно работать, – говорит Алексей Бабенко.

 

 
Партнеры:
Loading...
Похожие материалы