Таможня

Мечта таможенников о полосатом жезле сбылась

Таможенники смогут самостоятельно останавливать автомобильные транспортные средства не только в зонах таможенного контроля, созданных вдоль государственной границы, но и вне таких зон – в ряде субъектов РФ при условии, что масса снаряженного автотранспортного средства составляет более 3,5 тонн.

 

Норма, наделяющая таможенников особыми полномочиями в зависимости от субъекта федерации, стала новеллой принятого Госдумой и одобренного Советом Федерации в конце июля закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

В не упомянутых в законе субъектах страны останавливать автотранспортные средства по-прежнему будут сотрудники органов внутренних дел, уполномоченных в области обеспечения безопасности дорожного движения, при взаимодействии с таможенными органами.

В число субъектов с расширенными полномочиями таможенников законодатели включили Алтай, Дагестан, Ингушетию, Кабардино-Балкарскую, Карачаево-Черкесскую и Чеченскую республики, Северную Осетию – Аланию, Алтайский и Ставропольский края, а также Астраханскую, Брянскую, Курганскую, Новосибирскую, Омскую, Оренбургскую, Псковскую, Самарскую, Саратовскую, Смоленскую, Тверскую, Тюменскую и Челябинскую области. Юристы уже нарекли перечисление наименований субъектов федерации в  норме закона «очередным шедевром юридической техники».

 

Давняя мечта

Речь о праве таможенников самостоятельно останавливать автотранспортные средства ФТС настойчиво вела уже около двух лет. По убеждению таможенного ведомства, данное право позволило бы в полной мере обеспечивать соблюдение запретов, вводимых президентом и правительством РФ. Опираясь на это убеждение, ФТС разработала проект федерального закона, чтобы внести изменения в статью 21 «О таможенном регулировании в Российской Федерации» и наделить подчиненные таможенные органы правом самостоятельно, то есть без участия ГИБДД, останавливать автотранспортные средства на всей без ограничений территории всей страны.

По сути, ФТС предложила тогда законодательно установить еще одну, дополнительную, категорию должностных лиц, имеющих право останавливать автотранспортные средства на дорогах страны. Однако Минэкономразвития России, выдавшее отрицательное заключение по итогам оценки регулирующего воздействия проекта документа, пришло к выводу, что предложенные ФТС изменения недостаточно обоснованы и подразумевают избыточные ограничения, обязанности и расходы для субъектов предпринимательской деятельности и даже для бюджетной системы РФ.

 

Уменьшили аппетиты

Заинтересованная и профессиональная общественность была не согласна с намерением ФТС стать еще одной дорожно-контрольной службой. Тогда, в 2015 году, в процессе публичных консультаций по проекту акта весьма скептические отзывы поступали от Ассоциации международных автомобильных перевозчиков, Российского союза промышленников и предпринимателей, Евразийской ассоциация владельцев магазинов беспошлинной торговли и Ассоциации европейского бизнеса.

В числе прочего эксперты отмечали, что символика и опознавательные знаки таможенных органов, особенности форменной одежды их сотрудников не являются общеизвестными, в связи с чем существует риск, что криминальные лица или структуры будут останавливать транспортные средства под видом сотрудников таможенных органов, используя автомобили, оборудованные опознавательными знаками, якобы принадлежащими таможенным органам, или одежду, схожую с форменной одеждой сотрудников таможни.

В итоге Минэкономразвития встало на сторону предпринимателей, отметив, что таможенная служба так и не смогла привести убедительных доводов и обоснований необходимости наделения себя расширенными полномочиями. Равно как не смогла ФТС и пояснить, какие конкретно проблемы возникают у нее при применении действующей редакции статьи 21, а также в каких конкретно «иных местах» на территории РФ и какими силами таможня намерена реализовывать свои полномочия.

«Наделение таможенных органов правом самостоятельной (без участия органов внутренних дел, уполномоченных в области обеспечения безопасности дорожного движения) остановки транспортных средств не только противоречит положениям Федерального закона «О полиции», но и может негативно отразиться на безопасности дорожного движения», – указало профильное министерство в своем заключении. Также оно отметило, что сотрудники таможенных органов в отличие от уполномоченных сотрудников органов внутренних дел не обладают необходимыми для реализации соответствующих полномочий профессиональными знаниями и подготовкой.

Таким образом, принятая в конце июля новая редакция статьи 21 Федерального закона «О таможенном регулировании» стала своеобразным компромиссом между неуемными желаниями таможни, которые, по мнению Минэкономразвития и экспертов, противоречили интересам государства и общества, и объективными потребностями государства в защите своих интересов.

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы