Общество

Изменит ли ФАС безумные цены в аэропортах?

В конце июня Московское управление Федеральной антимонопольной службы России возбудило дела против сети ресторанов «Бургер Кинг», «Шоколадница» и «Му-му» за аномально высокие цены в московских аэропортах. Станет ли это началом борьбы с завышенными ценами во всех аэропортах? И почему стоимость чашки кофе в Домодедово заинтересовала ФАС только сейчас?

 

Выборы на носу

Посетители аэропортов России привыкли к тому, что легкий перекус или кофе в зонах прилета и отлета – дорогое удовольствие, а в московских аэропортах – очень дорогое. Антимонопольная служба, наконец-то, обратила внимание на этот факт и возбудила в конце июня административные дела в отношении ресторанных сетей Burger King, «Шоколадница» и «Му-Му» в аэропортах «Домодедово» и «Жуковский» из-за завышенных цен. Этот прецедент сразу получил всеобщее одобрение, и антимонопольщики следом заявили, что проверят все торговые объекты во всех аэропортах Москвы.

Обольщаться по поводу борьбы за справедливые цены в аэропортах не стоит, считает Алексей Головченко, управляющий партнер юридической компании «ЭНСО», глава комитета по оценке регулирующего воздействия общероссийской общественной организации «Деловая Россия». Рвение ФАС эксперт объясняет предстоящими выборами.

– Нужно понимать, что сейчас идет предвыборная президентская кампания, и, соответственно, идет поддержание положительного фона. Сейчас обращается внимание на все моменты, которые можно сделать комфортнее для электората, тем более, если их можно решить без бюджета. Убирают свалки, переоборудуют порты по перевалке угля, которые также загрязняют воздух, в аэропортах уменьшают цены на еду и напитки. Также идет масса губернаторских выборов. Все вещи по улучшению инфраструктуры – открытие и реставрация школ, садиков, дорог и улучшение проектов меньшего масштаба – направлены на то, чтобы показать населению, что они голосуют не зря, – говорит эксперт.

После выборов активность государственных борцов за справедливость может заметно поубавиться, отмечает собеседник.

 

Высокая аренда и жажда наживы

В отдельных случаях ФАС действительно удается доказать нарушения, и тогда торговым точкам приходится снижать цены. Например, УФАС по Московской области в 2014 году установило, что «Кофе Хауз» и «Шоколадница» нарушили ст. 10 закона «О защите конкуренции», завысив цены в «Домодедово». Кафе вынуждены были устранить нарушения.

– Проблема в том, что у аэропортов – выше уровень арендной платы, многие посетители это понимают и реагируют на завышенные цены как на нечто нормальное. Но торговые точки нередко пользуются таким положением и завышают цены неоправданно больше, чем следовало бы. При расследовании нарушения нужно учитывать не только цены, арендную плату, но и среднее число посетителей заведения, которое часто оказывается намного выше, чем, например, в центре города. Таким образом, заведение может иметь высокий коэффициент рентабельности даже при повышенной арендной плате, – говорит Тамара Касьянова, первый вице-президент Российского клуба финансовых директоров.

Но иногда в высоких ценах в кафе виноваты именно аэропорты – из-за больших арендных ставок.

– Строго говоря, на цену влияет не только аэропорт, но и особенность его расположения – возникают дополнительные расходы на доставку персонала и товаров (продуктов). Но арендная плата аэропорта, конечно, определяет очень многое. В принципе Федеральная монопольная служба могла бы рассматривать подобные дела. Например, управление ФАС по Иркутской области обязало в этом феврале иркутский аэропорт снизить цену на аренду помещений, – рассказывает Тамара Касьянова.

По мнению Алексея Головченко, между участниками рынка существует сговор по поводу ценообразования. И за это предусмотрена серьезная ответственность, напоминает он.

– Подобная проблема имеет место быть не только в отношении заведений в аэропортах, но и в отношении, например, парковок при аэропортах, – отмечает собеседник.

 

Выгоднее заплатить штраф

Кафе, против которых ФАС сейчас возбуждает дела, будут наказаны, но посетители этих заведений на себе изменений не почувствуют, говорят эксперты.

– Скорее всего, даже в случае доказательства вины упомянутых кафе цены в аэропортах вряд ли понизятся, и дело закончится только штрафом. И это, конечно, плохо. Нужно вскрывать весь механизм формирования цен, и затем уже делать выводы. Виновные должны снижать цены, а не платить достаточно скромные штрафы раз в несколько лет – это ничего не меняет, – говорит Тамара Касьянова.

Алексей Головченко призывает в условиях предвыборной кампании и повышенной отзывчивости чиновников не сидеть сложа руки, а писать жалобы: сейчас их, вероятнее всего, рассмотрят.

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы