Экономика

Рунет упёрся в цифровой барьер: что мешает россиянам выйти в сеть?

В 2016-ом году в России наметилась тревожная тенденция, которую почти никто не заметил. Впервые за всю историю совокупная интернет-аудитория в России практически не выросла, хотя еще несколько лет назад такое трудно было себе представить. По данным маркетингового исследования GfK, в 2016 году аудитория пользователей сети старше 16-ти лет осталась на уровне 2015 года - 70,4%, то есть около 84 млн человек. Некоторые считают, что мы уперлись в «цифровой барьер» - незримую преграду, которая отделяет интернет-пользователей от тех, кто не умеет включать компьютер. Другие напоминают о том, что миллионы россиян все еще не имеют доступа в сеть из-за бедности и трудностей в подключении.

Еще совсем недавно аудитория интернета в России росла удивительными темпами на 5-10% в год. По данным GfK, в недалеком 2008 году сетью пользовалось всего 28,4% соотечественников. Данные социологов GfK хорошо согласуются с цифрами Левада-центра, где считают, что интернет-аудитория достигла 70% населения в апреле 2015 года и с тех пор существенно не выросла. В GfK отмечают, что рост в конце 2014 года и в 2015 году был вызван кратким периодом истеричного спроса на планшеты и ноутбуки в период, когда потребители сметали все с полок, стремясь избавиться от обесценивающихся рублей. В последние два года люди активно осваивали купленные гаджеты, после чего рост интернет-аудитории практически встал.

Алексей Федотов, президент Ассоциации компаний интернет-торговли, считает, что этого неприятного явления можно было бы избежать, если бы большая доля россиян физически имела доступ к быстрому интернету.

«Рост интернет-аудитории — это не государственная задача, с этим прекрасно справляются телекоммуникационные компании. Но государство должно обеспечить равный доступ провайдеров к зданиям. Сейчас у нас каждое ТСЖ может отказать в подключении к сети, что возмутительно. Бывают даже ситуации, когда бизнес-центры подключены только к одной линии широкополосного интернета, который, таким образом, становится монополистом. Подключение затрудняется и неопределенным статусом многих подвалов и лестничных площадок жилых домов – непонятно у кого даже брать разрешение. Из-за чьего-то административного давления провода часто бывают протянуты небезопасным образом, что позволяет обрезать их и продавать на цветной металл.  Соответственно, провайдеры вынуждены содержать службы безопасности, которые ловят всех этих людей, что очень недешево», - сетует Алексей Федотов. Хуже того, проблемой является даже банальное подключение техники к электричеству, так как это тоже требует отдельных договоров с электросбытовой компанией. Отъем мощностей от общедомовых потребностей ничтожен, а бюрократические проволочки огромны. Не будь всего этого – гораздо больше людей в России имели бы доступ к быстрому интернету.

Директор Регионального общественного центра интернет-технологий (РОЦИТ) Сергей Гребенников напоминает, что, хотя смартфоны сейчас небывало дешевы, у миллионов россиян нет возможности купить даже самое незатейливое электронное устройство.

«Цифровой барьер, в значительной степени, это результат экономического неравенства. На то, что аудитория интернета почти перестала расти оказывает влияние и экономический кризис. Но что важно, даже при самых тяжелых финансовых потрясениях она никогда не будет падать. Наши исследования показывают, что даже в самой тяжелой финансовой ситуации люди не готовы отказываться от сети, так как она является главным источником знаний, развлечений и общения», - отметил он. 

О бедности отечественной интернет-аудитории свидетельствует также, что более 4 млн россиян пользуются исключительно мобильным интернетом и никогда не пользуются никаким иным. Мобильный телефон – единственный гаджет, который они когда-либо могли себе позволить. Парадоксальным образом, эти люди уже там, куда их более обеспеченные соотечественники только стремятся. По данным GfK, на фоне стагнации общего числа пользователей сети доля пользователей мобильного интернета растет, на 6 млн человек по итогам 2016 года. При этом рост аудитории наблюдался только для смартфонов – с 37,2% в 2015 году до 42,1% по итогам 2016 года. Пользование интернетом на планшетах практически не изменилось.

Любопытно, что в беднейших странах мира подавляющее большинство интернет-пользователей выходят в сеть только с мобильного и никогда не видели компьютера.  «Важно отметить, что и в этих странах интернет — это потребность номер один. Для людей важнее доступ в интернет, чем доступ к чистой воде», - считает Гребенников. В это непросто поверить, но он вовсе не преувеличивает. По данным ООН именно доступ к мобильному интернету в африканских странах является фактором, способным сильнее всего снижать крайнюю нищету и детскую смертность. При помощи мобильного телефона люди способны распространять для неограниченно большой аудитории жизненно-важные сведения вроде «здесь есть еда» и «здесь есть работа».

Что касается преодоления цифрового барьера в России, Сергей Гребенников весьма оптимистичен. «Больше 80 млн россиян выходят в интернет хотя бы раз в 6 месяцев и больше 50% выходят ежедневно. Я не думаю, что мы будем говорить об этом цифровом барьере в будущем. Через 5 лет 85% населения нашей страны будут жить в зонах, где интернет легко доступен. Вместе с тем, те, кто не освоят цифровые технологии через 10-15 лет будут испытывать очень-очень серьезные проблемы, как когда-то неграмотным было трудно выжить в мире умеющих читать и писать. Большая часть даже государственных услуг будет предоставляться в электронном виде. Но таких людей все меньше и меньше. Нормальной сейчас, скорее, является ситуация, когда вполне себе интернет-пользователями являются дети в возрасте 3-5 лет», - отмечает эксперт.   

Разумеется, темпы роста интернет-аудитории уже никогда не будут такими, как раньше – большинство уже живет по «эту сторону» цифрового барьера. Но, в любом случае, неизбежной является ситуация, когда почти 100% взрослых жителей страны будут постоянными обитателями сети, резкое замедление темпов роста в прошлом году – временное явление.       

 

 
Партнеры:
Loading...
Похожие материалы