Общество

Йога как угроза государственному строю России

В первый день после праздников мировой судебный участок  207 Центрального района Петербурга пользовался небывалой популярностью. Очередь в него начиналась на улице, тянулась  внутрь по лестничному пролету, в коридор к дверям зала, в котором участок расположен. Там, в битком набитом помещении, судили программиста Дмитрия Угая за то, что он, якобы, занимался незаконной миссионерской деятельностью.

 ocheredy lyu

Суд

В октябре Угая пригласили прочесть лекцию на фестивале ведической культуры «Ведалайф» в лофте «Этажи». Программист рассказывал об истории йоги, видах и основах философии этой духовной практики. Лекцию посетили сотрудники  правоохранительных органов, правда их привел не культурный голод. По окончании занятия они отвезли Угая в отдел полиции, где составили протокол об административном правонарушении. Программиста обвинили в том, что он своей лекцией нарушил закон о миссионерской деятельности.

Теперь на суд его пришли поддержать друзья, правозащитники, фанаты йоги и просто неравнодушные граждане. Так, например, заседание посетил регулярный участник всех протестных акций в Петербурге 75-летний Игорь Андреев по прозвищу Степаныч. Правда, он быстро ушел, по дороге ругаясь на то, что места не хватило и ничего не слышно. Не поместилась в зал и одна из свидетелей защиты — Надежда.

- Я пришла послушать лекцию о видах йоги в Этажи, - рассказала Надежда. - Её вел Угай. Было интересно. Через полчаса после начала появился полицейский, а ближе к концу к Угаю подошло несколько сотрудников — один в форме, другие в штатском и увезли. Мне кажется, что весь этот суд, вся ситуация — это странно. Было бы действительно что-то запрещенное…, но ведь была обычная общеобразовательная лекция. Человека жалко.

Заседание длилось около часа. На него не пришел составивший протокол полицейский Арсен Магомедов. Поэтому суд решили перенести. Следующее заседание — 18 января. Когда Угай выше из зала суда он выглядел уверенным и немного раздраженным.

-  Я не вел религиозную проповедь, - говорил журналистам обвиняемый, одновременно демонстрируя книги, на которые он ссылался во время лекций. -  В доказательство [на суде] я предлагал заключения пяти экспертов. Среди них религиоведы и востоковеды с мировым именем. Посмотрите, среди книг, которые я использовал, нет ни одной, признанной экстремистской. Однако на суде мне полностью объяснить свою позицию, выговориться не дали.

delo v sud

До конца не дали выговориться Угаю и журналисты. Так как все они не помещались в коридоре перед судебным залом, лектору предложили выйти на улицу. Там Угай повторил то, что говорил наверху и ответил на дополнительные вопросы. Одним из них был о том, что же такое йога, по его мнению.

- Йога от слова «юдж» - связывать. Йога — это то, что связывает человека с высшим началом, - объяснил Угай. -  Как он понимает это высшее начало — это его сугубо индивидуальное дело. Есть разные виды йоги, которые по-разному говорят об этом высшем начале. Но в целом йога не сводится только к физическим упражнениям. Это и была основная тема моей лекции.

Журналисты задали Угаю еще несколько вопросов, на которые он подробно ответил, после чего все разошлись, чтобы встретиться еще раз в этом же месте через неделю.

Дальше — больше?

Дмитрия Угая обвиняют по четвертой части статьи 5.26 КоАП РФ - нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях. Еще в прошлом году у лектора подобных проблем бы не возникло. Четвертая часть указанной выше статьи появилась в так называемом «пакете Яровой» – свод поправок, к российским законам, внесённых депутатом Государственной Думы Ириной Яровой. Ужесточение законов посредством этих поправок традиционно объяснили борьбой с терроризмом и экстремизмом. У экспертов такое оправдание вызывало много вопросов, в частности из-за статьи о миссионерстве. Документ  широко трактует понятие «миссионерская деятельность». После принятия пакета Яровой, миссионерством имеют право   заниматься только зарегистрированные организации или группы в специально предназначенных для этого помещениях. Нарушение грозит миллионным штрафом. Дмитрий Угай стал первым человеком, которого судят по данной статье (отсюда и такой резонанс), однако это не первый раз, когда применяют поправки о миссионерской деятельности. В декабре мировой суд во Владивостоке постановил уничтожить 36 экземпляров Библии, из-за того, что на книгах не было маркировки религиозной организации, как того требует «пакет Яровой». Библии принадлежат религиозной организации «Армия спасения», которую оштрафовали за отсутствие маркировок на 30 тысяч рублей. Решение суда возмутило Русскую православную церковь — там это назвали «перегибом». В конце декабря Ленинский районный суд Владивостока частично отменил решение мирового судьи об уничтожении  Библий. Суд постановил, что изъятую литературу необходимо только конфисковать — об уничтожении в административном кодексе ничего не сказано.

Судебный процесс над преподавателем йоги может стать реинкарнацией напряженных отношений между Индией и Россией из-за околорелигиозных тем. В 2011 году прокуратура города Томска обратилась в суд с просьбой признать экстремистской  книгу «Бхагавад-гита как она есть» - русскоязычной версии комментированного перевода священного индуистского текста «Бхагавад-гита». Процесс привел к антироссийским демонстрациям в Индии. О нарушении прав российских кришнаитов говорили министр иностранных дел этой страны Соманахалли Маллайя Кришна и посол Аджай Малхотра. В итоге суд дважды отказал прокуратуре в признании «Бхагавад-гиты как она есть» экстремистской.

Несмотря на то, что йога не является религией и имеет лишь теистические элементы, она занимает большое место в жизни жителей индийского общества. По этой причине в прошлом году ЮНЕСКО включила йогу в список нематериального культурного наследия человечества. Теперь полиция Петербурга дала возможность говорить жителям Индии о систематических попытках притеснения поклонников их культуры в России.

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы