Экономика

Поправки «пакета Яровой» принесут экспедиторам миллионные убытки

О юридических последствиях вступления в силу «антитеррористических поправок» в действующее законодательство мы уже писали. Попробуем разобраться в экономическом эффекте от введения новых обязанностей для экспедиторов (напомним, теперь они должны проверять соответствие фактически принимаемого к перевозке груза сопроводительным документам). Понятно, что тема эта крайне болезненная и до конца еще не «обсчитанная», но общие контуры проблемы уже проступают.

На первый взгляд ничего не изменилось

На первый взгляд особенно ничего не изменилось, простая логика подсказывает: чтобы транспортировать что-то, нужно убедиться, что это именно то, что нужно транспортировать. Большинство компаний и без заботы со стороны государства проявляли необходимую бдительность. Впрочем, разница в данном случае оказывается весьма существенной.

«Действительно, мы проверяем груз при приемке, равно как и берем на себя обязательства обеспечивать его сохранность до момента передачи получателю, если иное не закреплено договором, – отмечает управляющий партнер компании WCA Тимур Шарипов. – Однако, разница более чем существенная: если ранее мы отвечали только перед своими контрагентами, то теперь почему-то наши действия (или бездействие) влекут за собой административные последствия. При этом совершенно непонятны, например, функции таможни, если я принимаю прошедший через границу (и досмотренный) груз, а после этого при его дальнейшей транспортировке должен сверить все повторно».

Эксперт указывает на еще один момент – если ранее государство интересовала преимущественно, потенциальная возможность перевозки опасных грузов, то теперь, совершенно непонятно, на чем будет концентрироваться внимание контрольных органов.

«Берем простую ситуацию, водитель экспедитор принимает, груз, например, кафельную плитку, сверяет количество, другие данные, затем – в путь. А плитка оказалась не того  артикула (допустим, на пол-оттенка светлее). В привычной для нас реальности это неприятно, но решаемо между поставщиком и потребителем. Но в новой реальности все может быть куда более проблематично, - констатирует Тимур Шарипов. – Ведь с формальных позиций экспедитор не исполнил обязанностей, возложенных на него законом. И может быть привлечен к ответственности по всей суровости». 

К сожалению, практика последних лет очень часто демонстрирует, что при желании «докопаться можно до столба», а теперь закон предоставляет еще и вполне реальную возможность. Так что же делать? Принимать на работу товароведов? Повышать квалификацию водителей? По мнению Тимура Шарипова, в реальности мало что изменится, просто увеличатся  теневые бюджеты для «смазывания шестеренок» и расширится география поборов (поскольку теперь груз можно проверить на всем пути его следования).

«Компании должны быть готовы к повышению уровня административных издержек, вряд ли это как-то затронет устоявшиеся схемы, но для новых проверяющих открываются шикарные перспективы, думаю, на всякий случай следует увеличить «резервные фонды» на 10-15%», - полагает он.

По закону дорого

Если же попытаться все сделать по закону, то получается дорого и непонятно. «Пока вообще  плохо понятно, как нам продолжать работу не нарушая при этом пресловутую поправку,  - сетует менеджер одной из логистических компаний Дальнего Востока. – Наш контрагент в Республике Корея поставляет детали и оборудование в адрес нескольких российских предприятий.  Мы принимаем в порту контейнеры и в дальнейшем отправляем их в соответствии с договорами. Сейчас, насколько я понимаю, нужно будет не только вскрывать и осматривать контейнер, но и обладать достаточно углубленными техническими познаниями, чтобы убедиться в соответствии отправляемых агрегатов сопроводительным документам». Теоретически  решением проблемы может стать привлечение соответствующих специалистов, которые могут отличить промышленный теплообменник от установки залпового огня. Но на самом деле – лишь теоретически. При этом возникают и чисто технические проблемы. Так, например,  некоторые виды изделий пакуются непосредственно в производственном цехе, и снова подготовить их к транспортировке без дополнительного оборудования просто невозможно.

«Как вариант нам неофициально предложили командировать специалистов непосредственно на предприятие-изготовитель, чтобы на месте осуществлять проверки, с выдачей документов, но такие расходы мы просто не потянем, - констатировал собеседник.

Производитель в «пакете»

Впрочем, и  для производителей «пакет» становится дорогим удовольствием.

«Логистика для нашего предприятия имеет, пожалуй, определяющее значение, - отмечает коммерческий директор ООО «ЖБИ №4» Алексей Кобелев. – В основном мы работаем под заказ, освоили смежные сегменты, пустили линию по производству сухих строительных смесей, в перспективе – производство плитки и других видов продукции. Работаем практически «с колес»: произвели – отгрузили.  Теперь же абсолютно непонятно, что будет происходить в дальнейшем. Номинально, водитель-экспедитор, должен полностью проверить весь заказ. И только после этого мы запаковываем паллеты и погрузку. Фактически это увеличивает время на одну операцию на час и более. Это минус семь-восемь отправок в день».

Однако на этом проблемы не заканчиваются, машины занимают подъездные пути, что еще больше усложняет процесс доставки. Далее возникает проблема складирования (собственные складские  помещения у предприятия рассчитаны буквально на несколько дней работы, а при «удлиненной погрузке» возникает  необходимость оборудования дополнительных мощностей. «Можно добавить и необходимость смены самой технологии,  связанной с отсутствием возможности упаковать груз заранее, что неизбежно приведет к необходимости привлечения дополнительной техники и персонала, там где раньше справлялось три погрузчика,  понадобится, по крайней мере, еще один, - продолжает Алексей Кобелев. – Точно сумму определить еще невозможно, но по предварительным прикидкам увеличение расходов составит не менее 15%». Добавим, что логистические компании, сотрудничающие с заводом, также в среднем оценивают рост своих расходов за счет увеличения времени простоя под погрузкой на уровне 5-10%. При этом часть из них указывало на то, что вынуждены рассматривать возможности привлечения дополнительных автомобилей для исполнения договорных обязательств.

Пока сложно понять, куда обратится суровый взор закона. Но если поправки принимаются, значит это кому-то нужно? По самым скромным подсчетам, «поправка Яровой» обойдется транспортному сектору в десятки миллионов рублей. Готов ли потребитель выложить эту сумму за повышение бдительности на дорогах?

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы