Экономика

От инфаркта до психического расстройства: эксперты об экономике России

Советник президента Сергей Глазьев сравнил состояние макроэкономической системы в России с инфарктом миокарда. Мы попросили других экономистов найти подходящее сравнение для российской экономики сегодня.

 

Профессор кафедры прикладной макроэкономики НИУ ВШЭ Игорь Николаев:

– Нам обещали, что в конце года начнётся рост. Конечно, никакого перехода к росту нет. Если смотреть на последние показатели, то за исключением сельского хозяйства и импорта, ничего больше из основных макроэкономических показателей не растёт. Просто замедлились темпы спада, произошла адаптация экономики.

Сейчас переходное состояние: в следующем году будет или рост, что маловероятно, но что прогнозируется многими, в том числе на официальном уровне, или снова будет углубление спада. По нашей оценке, так как это структурный кризис и внешние шоки остаются (низкие цены на нефть, санкционное противостояние), роста не будет.

Состояние, конечно, не инфарктное, но мы были и остаёмся в предынфарктном состоянии. Это неприятное состояние, никто не скажет о таком человеке, что он начал выздоравливать.

Я уточню, наша экономика – это человек в предынфарктном состоянии, для которого стрессовая обстановка сохраняется. И всё то, что вызвало это состояние, тоже сохраняется.

 

Профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге Дмитрий Травин:

– Инфаркт – это очень серьёзная болезнь, после которой человек может очень быстро умереть или, по крайней мере, будет жить не так уж долго. Российская экономика будет жить ещё долго, не скончается, но жить будет плохо.

Если использовать медицинские сравнения, я бы назвал это упадком сил, авитаминозом, растренированностью, слабостью в мышцах. В таком состоянии можно долго существовать, но при этом постоянно чувствовать себя больным, в плохом настроении, с расстроенными нервами.

Истерика – очень хорошее сравнение для нашей экономики, потому что плохое состояние дел в экономике постоянно вызывает невротическую реакцию: «Крым наш», «бандеровцы вокруг», «Америка давит» и прочее.

Мы три года находились в состоянии рецессии, ВВП и доходы населения у нас снижались. Возможно, уже в следующем году войдём в состояние стагнации. Стагнация, или, как было в брежневскую эпоху, застой – это ни туда, ни сюда. Может быть, чуть-чуть подрастём, может, чуть-чуть упадём, может, будем на нуле. Дифференциация доходов будет увеличиваться: средние доходы будут как температура по больнице – более-менее нормальная, но при этом доходы крупных госчиновников, особенно тех, кто взятки берут, расти, а у простых людей – снижаться.

 

Профессор кафедры фондового рынка и рынка инвестиций НИУ ВШЭ Александр Абрамов:

– Сейчас российская экономика более-менее стабильно себя чувствует. С октября наблюдаем восстановление роста промышленного производства, уменьшение инфляции. В будущем году при стабильности курса рубля можно ожидать рост во многих секторах экономики. Начинает оживать банковское кредитование. Коллеги из Центрального банка ожидают, что у портфеля кредитов для бизнеса по итогам года будет 5-6% плюса. Розничное кредитование уже восстанавливается.

Другое дело, долгосрочные перспективы – они не очень понятны. У правительства нет стратегии экономической политики, во многом управление в экономике осуществляется в ручном режиме, плохой инвестиционный климат и страхи предпринимателей сохраняются.

С точки зрения текущих параметров, говорить об инфаркте не очень правильно. Инфаркт – это шок, российская экономика шока не испытывает. Она, скорее, наоборот, показывает позывы к восстановительному росту.

Я бы сравнил нашу экономику с человеком, который впал в какую-то депрессию, он не хочет идти дальше, он боится выйти на улицу, делать какие-то вещи. Это человек, который перестал видеть себя.

Мы на много лет застыли в нерешительности перед изменением инвестиционного климата. Это серьёзная угроза сохранению этому росту и сохранению стабильности экономики и финансов. Усиление динамики в области инвестиций может произойти только, если будет прояснён вопрос с экономической политикой.

 

Напомним, красочное сравнение российской макроэкономики с инфарктом миокарда Сергей Глазьев привёл накануне, выступая на форуме «Ловушка «новой нормальности».

Советник президента в очередной раз прошёлся по жёсткой денежно-кредитной политике Центробанка. Сокращение реальной денежной массы на рынке (по его оценке, ЦБ за два года изъял из экономики около 5 триллионов рублей), вряд ли будет способствовать снижению инфляции и инвестиционному подъёму в России, уверен экономист.

По его мнению, «экономике нужны новые средства, новые кредиты для того, чтобы наращивать производство нового технологического плана». Однако все идёт к тому, что главный финансовый регулятор страны «вместо того, чтобы выдавать деньги в экономику, будет деньги забирать, стимулируя банки не вкладывать в реальный сектор».

Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков уже прокомментировал высказывание советника главы государства, отметив, что это личная точка зрения Сергея Глазьева и ведущие экономисты, курирующие экономический блок, её не разделяют.

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы