Таможня

Чему нас учит свободный порт?

Немногим более двух недель прошло с момента вступления в силу статьи 22 Федерального закона «О свободном порте Владивосток», которая касается осуществления государственного контроля в пунктах пропуска свободного порта. В соответствии с документом, осуществление санитарно-карантинного, ветеринарного, карантинного и фитосанитарного контроля возложено на таможенные органы. При этом используется механизм «единого окна», в которое перевозчики и иные заинтересованные лица должны подавать необходимые документы в электронном виде.

На территории свободного порта Владивосток находится 14 пунктов пропуска (воздушные -1, морские - 6, автомобильные - 4, железнодорожные - 3), и основное внимание, конечно, уделено морским перевозкам. На примере Владивостока откатывается схема взаимодействия между заинтересованными лицами в преддверии планируемого на будущий год введения обязательного предварительного информирования в морских портах на всей территории ЕАЭС.

Как реализован этот механизм в автомобильных пунктах пропуска, известно: документы на товары и транспортные средства подаются непосредственно инспектору таможенной службы, находящемуся на территории в пункте пропуска, а предшествует этому подача предварительной информации, обычно в объеме транзитной декларации. 

В качестве платформы для «единого окна» ФТС, как известно, продвигает КПС «Морской порт», который, по словам чиновников, представляет собой доступное для всех участников информационного взаимодействия программное средство. Подключиться к нему может любой зарегистрировавшийся участник, имеющий доступ в интернет.

Взаимодействие государственных контролирующих органов при использовании КПС «Портал Морской порт» осуществляется на основании Технологии работы участников информационного взаимодействия в процессах перевозки и обработки товаров в морском (речном) порту, разработанной  ФТС России. Выглядит это так.

Morskoy port

Ключевым моментом представленной схемы взаимодействия является предварительное информирование таможенных органов перевозчиком и заинтересованным лицом. В чем состоит интерес «заинтересованного лица», никому, включая авторов проекта, до сих пор не удалось прояснить. Подав сведения в объеме транзитной декларации или даже декларации на товары, заинтересованное лицо получит лишь уникальный идентификационный номер (УИН), который оно должно сообщить перевозчику с тем, чтобы тот прикрепил его к соответствующему коносаменту и в составе пакета документов и сведений подал в таможенный орган для оформления прибытия судна. Тем, кто этого не станет делать, таможенники пригрозили системой управления рисками. Для помещения товаров под соответствующую таможенную процедуру заинтересованное лицо должно еще раз подать те же самые сведения в уполномоченный таможенный орган, поскольку юридический статус декларации и предварительной информации  − разный. Над тем, как это сообразуется с принципом «единого окна» − подачи документов один раз и в одно место, похоже, пока никто не задумывается.

Подать предварительную информацию можно не только через КПС «Морской порт», но и через личный кабинет участника ВЭД, зарегистрированного на портале ФТС, а также через распространенные декларантские программы типа «Альты», «Сигмы», СТМ и прочие софты, что в общем-то сейчас и делается. По информации наших источников, после вступления в силу ст. 22 Закона участники ВЭД подают предварительную информацию в отношении товаров, перемещаемых морским транспортом, примерно в половине случаев. Назвать это крупным успехом после годичного действия Закона не поворачивается язык. Однако если учесть, что, по мнению большинства экспертов, знакомых с тематикой, предлагаемый программный продукт в настоящее время не пригоден к эксплуатации и нуждается в доработке, то и это большой прорыв.

Изданное недавно в помощь таможенникам распоряжение правительства № 1981-р обязало ФТС России, ФСБ России, Россельхознадзор, Роспотребнадзор, Росморречфлот обеспечить использование КПС «Портал Морской порт» для получения и использования сведений о лицах, транспортных средствах, грузах, товарах и животных при осуществлении контроля в морских пунктах пропуска. Однако вряд ли такая мера приведет к желаемому результату, поскольку не отменяет существующий в ведомствах бумажный документооборот и дублирование его в ведомственных электронных системах. На деле наша картинка выглядит сложнее.     

Morskoy port 1

На прямой вопрос ПРОВЭД «необходимо ли предоставление таможенному органу разрешительных документов в бумажном виде (п. п. 5 и 15 ст.22 ФЗ-212)» в ФТС ответили уклончиво: «В соответствии с пунктом 13 статьи 22 Федерального закона от 13.07.2015 № 212-ФЗ «О свободном порте Владивосток» в случае, если предварительная информация не может быть получена таможенным органом по техническим причинам в электронном виде и (или) с использованием информационной системы, обеспечивающей применение механизма «единого окна», государственный контроль (надзор) в отношении товаров осуществляется в порядке, установленном правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации».

Можно ли считать «техническими причинами» неготовность государственных контролирующих органов к полномасштабному электронному взаимодействию с участниками ВЭД, в ведомстве постеснялись прояснить. По кулуарному мнению чиновников, надо с чего-то начинать, двигаясь небольшими шагами. Бизнес на Дальнем Востоке, похоже, с таким мнением согласен, махнув по привычке рукой – надо, так надо, дескать, с нас не убудет.  

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы